На мировом уровне

Поставлена важнейшая веха в развитии инновационного транспортного машиностроения и высокоскоростного движения в России. На Выксунском  металлургическом заводе (входит в состав ОАО «Объединённая металлургическая компания») введена в эксплуатацию линия по выпуску цельнокатаных железнодорожных колёс для скоростного движения, локализующая их производство в нашей стране.

Перед запуском производства состоялось также важное событие: выездное заседание комитета по координации производителей в металлургическом комплексе Некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожной техники». В ходе заседания комитета были обсуждены наиболее актуальные вопросы и проблемы, связанные с производством колёс и вагонов нового поколения, а также в целом с развитием металлургического комплекса. В работе комитета, помимо сотрудников Минэкономразвития и представителей правительства Нижегородской области, приняли участие представители ОАО «РЖД», ОАО «ВНИИЖТ», ОАО «ФПК» и целый ряд машиностроительных и металлургических предприятий, включая компанию Siemens.

Старший вице-президент ОАО «РЖД», президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович, в частности, отметил: «Сегодня у нас в стране активно стало развиваться как высокоскоростное движение, так и движение тяжеловесных поездов. Каждое направление требует принятия грамотных, нестандартных решений, поскольку меняются ранее используемые ГОСТы и сертификационные требования, следовательно, вырастет и качество подвижного состава, который будет задействован по этим направлениям. Значит, нам нужна новая инженерная база, которая пока нас не устраивает».

В ходе заседания комитета участники ознакомились с программой повышения качества и разработки новых видов продукции на предприятиях-партнёрах ОАО «РЖД» по различным направлениям инновационной деятельности. Представители ОАО «ВМЗ» – начальник отдела по технологии колёсопрокатного производства Инженерно-технологического центра завода Александр Гриншпон и директор дивизиона железнодорожных колёс ОМК Александр Волков – ознакомили гостей с предварительными результатами по реализации заводом программы на 2010–2015 годы, ходом реализации проекта ОАО «ВМЗ» по освоению технологии производства колёс для электропоездов «Ласточка», разработки классификатора заводских дефектов колёс, а также технологии производства черновой заготовки для полой оси на заводе в Выксе.

Планами научно-технического сотрудничества между ОАО «РЖД» и ООО «ЕвразХолдинг» и результатами разработки условий гарантии на сварные рельсовые соединения поделился представитель «ЕвразХолдинга» Сергей Палкин. Заведующий отделением сертификации, метрологии и стандартизации ВНИИЖТа Алексей Сухов рассказал о разработках института по бандажам нового поколения для электровозов 2ЭС10.

«Кодирование есть? – поинтересовался Валентин Гапанович у докладчиков. – Обязательно должно быть кодирование, иначе потом получите полную неразбериху».

После завершения заседания комитета ОПЖТ его участники переместились в колёсопрокатный цех Выксунского металлургического завода. Вдоль стены цеха выстроены образцы перспективной колёсной продукции ВМЗ: для пассажирских вагонов дальнего следования, электропоездов «Ласточка» и электричек Малого кольца Московской дороги, грузовых инновационных вагонов. Пояснения давали Александр Волков, а также управляющий директор ВМЗ Сергей Филиппов.

По словам Александра Волкова, цель проекта – организация производства, полностью обеспечивающего локализацию автоматизированного изготовления колёс для высокоскоростного подвижного состава. Бюджет проекта составил 580 млн руб.

«Реализация этого проекта позволит выпускать колёса для скоростных и высокоскоростных поездов на современном оборудовании, изготовленном известными мировыми производителями. Такое оборудование широко используется для железнодорожной отрасли, в том числе и для производства высокоскоростных колёс на известных европейских предприятиях, таких как Boсhumer Verein (Германия), GHH-VALDUNES (Германия – Франция), Bonatrans (Чехия). Аудит технологии производства и оценка качества колёс в рамках этапа квалификации QL 30 показал 91% соответствия производства и контроля продукции ОАО «ВМЗ» критериям компании Siemens AG», – уточнил Александр Волков.

Валентин Гапанович обратился к коллективу предприятия. Он поздравил всех с реализацией проекта, который стал поворотным в истории развития отечественного транспортного машиностроения и металлургического комплекса.

Старший вице-президент ОАО «РЖД» заверил, что сотрудничество между компанией и ОМК будет продолжено, поскольку коллектив завода благодаря своему высокому профессионализму и опыту доказал, что он является одним из надёжных партнёров в части разработок и внедрения инновационных проектов по импортозамещению, способствующих локализации современных высокотехнологичных производств железнодорожной техники на территории страны.

Заместитель министра промышленности и инноваций правительства Нижегородской области Николай Никонов поблагодарил всех участников проекта за его реализацию, подтвердив решимость региональной власти всячески способствовать притоку инвестиций в сфере инновационного производства и поддерживать начинания в этой сфере деятельности.

Президент ОМК Владимир Маркин от имени компании поблагодарил руководство ОАО «РЖД» за долгосрочное сотрудничество, которому без малого вот уже десять лет, а также поздравил коллектив со знаменательным событием и вручил почётные грамоты сотрудникам завода за вклад в освоение новой техники и своевременный пуск линии. Наступает кульминационный момент. Валентин Гапанович, Владимир Маркин, Николай Новиков и управляющий директор ВМЗ Сергей Филиппов подходят к столу, на котором установлена красная кнопка. Звучит команда «пуск!». Оборудование новой линии приходит в движение: с задаточного стола робот-манипулятор захватывает заготовку колеса и передаёт на обработку в первый станок. Всего их здесь три. Владимир Маркин приглашает всех пройти в конец линии, чтобы стать свидетелями выхода первого промышленного колеса для высокоскоростных поездов.

Валентин Гапанович, отвечая на вопрос, как он оценивает новое производство, ответил, что выпуск скоростных колёс на ВМЗ – это весомый вклад ОМК в реализацию федерального проекта по развитию высокоскоростного сообщения и увеличение доли локализации выпуска высокотехнологичной продукции в России.

Владимир Маркин добавил, что мощность предприятия составляет 850 тыс. колёс в год, но это не предел возможностей и ОМК готова в полной мере обеспечить потребности своего стратегического партнёра – ОАО «РЖД» – в качественной колёсной продукции.

С момента пуска новой линии прошло менее пятнадцати минут, и вот оно – новое колесо для высокоскоростных поездов XXI века…

Карен АГАБАБЯН


Источник: газета «Гудок»