Колеса нового поколения производства ВМЗ для пассажирских вагонов успешно прошли подконтрольную эксплуатацию

Вагоны ОАО «Федеральная пассажирская компания» с колесами из стали марки «Л» производства Выксунского металлургического завода (ВМЗ, входит в «Объединенную металлургическую компанию») за время подконтрольной эксплуатации прошли около 500 тыс. км на маршруте Москва-Владивосток.

Результаты испытаний колес нового поколения были рассмотрены на заседании секции «Инновационные технологии» научно-технического совета ОАО «Федеральная пассажирская компания» 12 марта 2014 года. Своими оценками продукции выксунских металлургов с «Транспортом» поделились заведующий отделением «Транспортное материаловедение» ОАО «ВНИИЖТ» Алексей Сухов и заведующая лабораторией технико-экономических исследований ОАО «ВНИКТИ» Наталья Иванова.

«Транспорт»: Алексей Владимирович, к каким выводам пришли специалисты вашего подразделения по результатам тестирования новых выксунских колес?

А.С.: В настоящее время в колесных парах тележек пассажирских вагонов применяются цельнокатаные колеса из стали марки «2». В ГОСТ 10791-2011 «Колеса цельнокатаные. Технические условия» регламентирована новая марка колесной стали «Л», обладающая повышенными прочностными свойствами в сочетании с высокой ударной вязкостью и трещиностойкостью. Подконтрольная эксплуатация колес из новой марки стали проводилась с целью оценки их работоспособности в условиях реальной эксплуатации и позволила получить фактические данные по стойкости колес к неисправностям поверхности катания, износостойкости и межремонтному ресурсу.

В ходе исследования установлено, что средний износ поверхности катания колес из стали марки «Л» в 1,2 раза ниже, чем колес из стали марки «2», колеса из стали марки «Л» имеют преимущество перед колесами из стали марки «2» по пробегу до образования выщербин контактно-усталостного происхождения. Расчетный ресурс колес стали марки «Л» составляет 1,44 млн километров, в то время как колес из стали марки «2» - 1,04 млн километров. Таким образом, результаты подконтрольной эксплуатации свидетельствуют о преимуществе использования колес из стали марки «Л» в сравнении с колесами из стали марки «2» по стойкости к износу и выщербинообразованию, межремонтному и общему ресурсу.

«Транспорт»: Наталья Георгиевна, в чем заключается экономическая эффективность использования колес из стали марки «Л»?

Н.И.: В соответствии с действующими в ОАО «РЖД» методиками, эффективность применения колес из стали марки «Л» в сравнении с колесами из стали марки «2» оценивалась по стоимости жизненного цикла, чистому дисконтированному доходу, полезному эффекту и уровню предельно допустимой цены изделия. Экономический эффект от применения цельнокатаных колес из стали марки «Л» обеспечивается за счет увеличения пробега между обточками (наработки на отказ) и соответственно повышения ресурса колеса, сокращения количества обточек и переформирований колесных пар, а также экономии стоимости жизненного цикла.

Таким образом, результаты, полученные в ходе подконтрольной эксплуатации, подтверждают эффективность применения цельнокатаных колес из стали марки «Л».

«Транспорт»: Какие решения были приняты по итогам научно-технического совета?

- По итогам рассмотрения результатов подконтрольной эксплуатации и показателей эффективности использования колес принято решение рекомендовать применение цельнокатаных колес из стали марки «Л» производства ОАО «ВМЗ» под пассажирскими вагонами ОАО «ФПК», уже в этом году ФПК закупит у Тверского вагоностроительного завода вагоны, оборудованные колесами нового поколения.

Колеса нового поколения для пассажирских вагонов. 

Сталь марки «Л» имеет существенно меньшее содержание углерода по сравнению с традиционными марками, используемыми для изготовления колес. Вместе с тем колесная сталь марки «Л» содержит больше марганца, кремния, ванадия, ниобия, что наряду с повышенной вязкостью придает изделиям повышенную прочность. Этот химический состав обеспечивает создание структуры тонкопластинчатого перлита, который с точки зрения износостойкости и выщербинообразования является в настоящее время самым оптимальным для производства колес.

За освоение колес из стали марки «Л» ОАО « ВМЗ» присуждено 2 место в конкурсе ОАО «РЖД» на лучшее качество подвижного состава за 2013 год


Источник: журнал «Транспорт»