Импортозамещение: от слов к делу

АО «Выксунский металлургический завод», входящее в структуру АО «Объединенная металлургическая компания», расширяет колесопрокатное производство. В прошлом году предприятие получило сертификат соответствия № ТС RU C-RU.ЖТ02.В.00074 от 26.12.2014 г. на серийный выпуск колес диаметром 957 мм из стали марки Л для электропоезда «Иволга» серии ЭГ2Тв. В рамках договора поставки заводом уже изготовлено и отгружено 84 колеса для первых двух опытных электропоездов.

Высокоскоростная модернизация производства 

В июне 2014 года на АО «Выксунский металлургический завод» (ВМЗ) состоялось открытие первой в стране линии по производству колес для скоростного и высокоскоростного движения. В торжественной церемонии пуска линии, проходившей в колесопрокатном цехе завода, участвовали президент НП «ОПЖТ» – старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, заместитель министра промышленности и инноваций Нижегородской области, начальник управления промышленной и инновационной политики Николай Никонов и президент ОМК Владимир Маркин. Мощность линии составляет 10 тыс. колес в год. Планируется, что с ее запуском заводу удастся полностью покрыть потребности российского рынка в таких колесах. Напомним, что подготовка площадок для монтажа основного технологического оборудования новой автоматизированной линии по производству железнодорожных колес для скоростного движения началась в 2013 году. Тогда же от ЗАО «Трансмашхолдинг» поступил первый заказ на разработку конструкции цельнокатаных колес для нового пригородного скоростного электропоезда серии ЭГ2Тв (альтернатива электропоезду Siemens Desiro RUS). Сегодня линия по производству колес для скоростного и высокоскоростного движения способна производить обточку колес с различной конфигурацией колесного диска как для отечественных, так и зарубежных поездов. Впервые в мире производство колес для скоростного движения объединено в непрерывный технологический цикл, включающий производство, финишную механическую обработку, приемку (ультразвуковой контроль, магнитопорошковый кон троль, координатно-измерительная машина) , мойку и покраску. Ее уникальность – в сочетании высокоточной финишной обработки колес с точностью до 0,01 мм и широкого набора средств контроля качества. 

Инновационное колесо –гарантия надежности 

В рамках освоения инновационной продукции ВМЗ разработана конструкция и технология изготовления цельнокатаных колес из стали марки Л (по ГОСТ 10791-2011) с посадочными отверстиями в диске под крепление тормозных дисков для моторных и немоторных тележек скоростных электропоездов. Необходимо отметить, что колеса производства ВМЗ для скоростного электропоезда не имеют аналогов в России. Их технические характеристики дают возможность увеличить скорость и осевую нагрузку подвижного состава. Кроме того, новая марка стали позволяет повысить уровень механических свойств за счет повышения твердости и прочности в сочетании с ударной вязкостью, а следовательно, увеличить срок службы колеса.

Технические условия на колеса из стали марки Л были разработаны совместно с ВНИИЖТ еще в 2005 году. Пробеговые испытания на Южно-Уральской железной дороге проводились в течение 2 лет. В результате было установлено, что колеса из стали марки Л действительно обладают повышенной износостойкостью и стойкостью к выщербинам. Износ ободьев новых колес с учетом обточек на 48% ниже износа колес из стали марки 2, используемых в настоящее время под пассажирскими вагонами. Таким образом, применение колес из стали марки Л позволит увеличить пробег колесных пар между ремонтными обточками по дефектам эксплуатационного происхождения, а также повысить их ресурс и снизить расходы на ремонт и эксплуатацию подвижного состава.

Интеллектуальная собственность – проверка на высшем уровне 

Разработчики ВМЗ не останавливаются на достигнутом. В этом году предприятие подало заявку в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) на регистрацию изобретения «Цельнокатаное железнодорожное колесо для использования с дисковыми тормозами». В ней описаны отличительные конструктивные особенности изделия, которые обеспечивают повышенный запас сопротивления усталости диска колеса с отверстиями под установку тормозных дисков при массе конструкции, сопоставимой с серийными колесами для пассажирского подвижного состава.

Сегодня ОМК является лидером в производстве цельнокатаных железнодорожных колес в России. Выксунский металлургический завод производит колеса диаметром от 760 до 1098 мм. Они используются для грузовых и пассажирских вагонов, локомотивов, электропоездов метрополитена. Более 85% произведенных ОМК колес отгружается на внутренний рынок. Доля компании в РФ составляет свыше 60%. Однако разработка и производство цельнокатаных колес для скоростных электропоездов – сегодня одна из самых важных и актуальных задач для отечественных производителей. Это фактическое воплощение реализации правительственной программы по импортозамещению в области железнодорожного подвижного состава. Весной текущего года первый опытный скоростной электропоезд серии ЭГ2Тв с колесами производства АО «ВМЗ» прибыл на экспериментальное кольцо ОАО «ВНИИЖТ» в Щербинку для проведения сертификационных испытаний. Вероятно, что в ближайшее время электропоезда «Иволга» с колесами для скоростного сообщения российского производства с комфортом будут перевозить пассажиров на Малом кольце Московской железной дороги.

Справка

Выксунский металлургический завод – один из старейших центров металлургической промышленности в России – основан в 1757 г. Сегодня АО «ВМЗ» – крупнейший отечественный производитель электросварных прямошовных труб различного диаметра для добычи и транспортировки нефти и газа, строительства, жилищно-коммунальной сферы. Предприятие располагает крупнейшим комплексом по выпуску цельнокатаных железнодорожных колес для пассажирских и грузовых вагонов, локомотивов, поездов метрополитена. ВМЗ является одним из наиболее технически оснащенных и модернизированных металлургических предприятий в России. Технологии и оборудование завода соответствуют международным стандартам. Высокое качество продукции подтверждено многочисленными российскими и зарубежными сертификатами. Достижения ВМЗ отмечены престижными премиями и наградами.


Источник: журнал «РЖД-Партнер»