Зачем провинциальному городу культурная политика?

Корпоративная социальная ответственность помимо значительной имиджевой составляющей имеет вполне конкретное прикладное значение. Особенно в региональных промышленных центрах, где расположены успешные производства. Директор по связям с общественностью Объединенной металлургической компании Александр Кастравец рассказал, как инвестиции в культуру помогают не только воспитывать новые кадры, но и превращать провинциальный город в самостоятельный бренд.

– Наши предприятия, крупнейшим из которых сегодня является Выксунский металлургический завод, находятся в основном в малых городах России. Чем они интересны? В лучшем случае какими-то историческими фактами. В чем их привлекательность? Нередко ответа на этот вопрос нет. Но главный продукт, который производит город, – это свободное время. Чтобы данный продукт был качественным и востребованным, и нужна культурная политика.

Как подметил Марат Гельман, именно современное искусство превращает города в бренды, обеспечивая им узнаваемость и привлекательность. А что такое современное искусство? Это некое пространство, идеи, атмосфера. И что очень важно, это всегда эксперимент, новаторство, креативность и смелость. Такие качества мы бы хотели видеть в молодых людях, которые сегодня только начинают свою трудовую биографию.

Современное искусство является идеальной платформой, которая открывает для молодых людей другой взгляд на мир, приводит к повороту в жизни. Поэтому мы в ОМК четыре года назад решили сделать ставку на современное искусство и открыли в Выксе ежегодный фестиваль «Арт-Овраг». Четвертый фестиваль «Арт-Овраг» собрал в этом году свыше 5 тыс. зрителей. В Выксу минувшим летом приехали более 100 художников из разных стран мира. Сам город стал художественной галереей под открытым небом.

Могу смело сказать: один из результатов нашей фестивальной работы в том, что сегодня о Выксе знают не только как о городе металлургов. В прошлом году «Арт-Овраг» признан лучшим проектом Всероссийского конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности» и получил право на поддержку Министерства культуры РФ. Многие работы, появившиеся в Выксе, особенно граффити, сегодня стали известны тысячам любителей искусства во всем мире. И когда я говорю, что известность городу во многом обеспечивает его культурная политика, это вовсе не пустые слова.

В прошлом году ОМК завершила в Выксе реставрацию дома-усадьбы основателей Выксунского металлургического завода братьев Баташевых и получила за эту титаническую работу национальную премию «Культурное наследие».

Наша компания поддерживает классическое искусство и продвигает современное. В этом, собственно, суть нашей культурной политики: мы создаем условия для того, чтобы люди, не выезжая из родного города в Нижний Новгород или Москву, имели возможность общаться с интересными и талантливыми людьми, участвовать в мастер-классах, ходить на выставки, концерты и спектакли.

Еще одна важная составляющая: люди должны быть не только зрителями, но и соучастниками. Именно поэтому большая часть мероприятий «Арт-Оврага» – это мастер-классы и акции, в которых жители города сами чему-то учатся или что-то делают. В этом году фестиваль прошел под лозунгом «Выход к людям». К значительной части фестивальных мероприятий мы привлекли самих горожан. Они стали действующими лицами, а не только зрителями. Кто-то выступил в роли волонтера, а кто-то решил благоустроить свой двор или научиться новому ремеслу. Как считает специальный гость фестиваля «Арт-Овраг»-2014 журналист, радио- и телеведущий Фекла Толстая, это единственно правильный способ общения с аудиторией: «Если люди сами придумывают, сами участвуют в инициативах, только тогда им действительно интересно. Я была на многих фестивалях искусства, и их главной проблемой была изоляция. А «Арт-Овраг» обращен к жителям города». Руководитель приволжского филиала Государственного центра современного искусства Анна Гор считает фестиваль «Арт-Овраг» позитивным опытом и в политическом, и в культурном смысле. «В Выксе уже достигнут определенный уровень жизни: здесь хорошее производство, высокая занятость людей. А когда решены насущные проблемы, возникает потребность в соответствующем качестве жизни, которое напрямую зависит от того, насколько людям интересно жить в этом месте, насколько можно реализовать себя творчески. В Выксе эти вопросы решаются интересно и нестандартно», – заключает Анна Гор.


Источник: журнал National Business