ОМК после почти двухлетнего перерыва вновь стала владельцем ЧМЗ

Объединенная металлургическая компания (ОМК) после почти двухлетнего перерыва вновь стала владельцем Чусовского металлургического завода, чтобы строить на его площадке комплекс по производству бесшовных труб с объемом инвестиций 50 млрд рублей. О том, что компания ждет от этой сделки и проекта, в эксклюзивном интервью мы побеседовали с президентом ОМК В. Маркиным. 

— Владимир Степанович, не секрет, что Чусовской металлургической завод из-за низкого рынка и устаревших технологий три года подряд показывает убытки. Когда ОМК в 2012 г. вышла из состава владельцев завода, в общем-то шаг был понятен. Возвращение же в актив компании данного предприятия на первый взгляд неожиданно. С чем связано это решение?

— ЧМЗ входил в состав ОМК с 1997 г. Это один из старейших российских заводов, история которого начинается в 1879 г. Сегодня это ведущее предприятие в стране и одно из крупнейших в Европе по производству автомобильных рессор. Выпускает более 400 типов рессор, занимает более 60% внутреннего рынка. При этом ЧМЗ — единственное крупное предприятие в небольшом городе Чусовом Пермского края. Завод своеобразный, на его работу наложила отпечаток его долгая история: объемы выпуска стали сравнимы с мини-заводом — всего 1 млн тонн в год. А по технологии — это комбинат полного цикла. Сталь производится в мартеновских печах с разливкой в слиток и прокаткой его на стане. К сожалению, при такой технологии заводу объективно сложно удерживать рентабельность. Мы понимали, что нужна модернизация. Еще с конца 1990-х годов у нас были планы, связанные с тем, чтобы закрыть мартен и построить либо конвертеры, либо электропечи и делать сталь непрерывной разливкой. Но приоритеты развития диктовал рынок.

Вперед ушла выксунская площадка ОМК, куда мы инвестировали с 2000 г. более 150 млрд руб. и которая позволила компании развиваться и сохранить устойчивость в кризис. Тем не менее, будущее ЧМЗ также волновало акционеров. В 2011 г. после некоторого оживления стального рынка, один из акционеров (В. Анисимов) принял решение взять на себя риски и самостоятельно инвестировать в развитие завода, не дожидаясь, когда такая возможность появится у ОМК. Акционеры компании договорились о выделении из общей структуры этого завода и о передаче его в собственность В. Анисимова. Его компания Металлинвест осенью 2012 г. стала единоличным владельцем завода. Частью сделки была допэмиссия акций ОАО «ЧМЗ», которые приобрел принадлежащий В. Анисимову Металлинвест. Тогда это позволило также погасить накопленные на тот момент долги ЧМЗ и поддержать предприятие. 

Новый собственник планировал продолжать развитие ванадиевого производства, а также выпускать рессоры и сортовой прокат. Но новый спад на рынках не дал этим планам осуществиться. Некоторые производства пришлось закрыть. Нам стало ясно, что основное оборудование ЧМЗ уже не сможет выйти на уровень рентабельности в новых рыночных условиях. Примерно в то же время ОМК запустил стан 5000, в целом завершила программу развития Выксунского металлургического завода (ВМЗ) и приступила к поиску возможностей для дальнейшего развития. Наиболее перспективным был признан сегмент бесшовных труб. Несмотря на удаленность Чусового от основных производств ОМК, выбор сразу пал на этот город. Здесь можно использовать развитую инфраструктуру и кадры ЧМЗ, близкого нам и хорошо знакомого предприятия. Кроме того Анаталию Михайловичу (А. Седых, председатель правления, создатель и основной акционер ОМК — прим. ред.) и всем нам в компании была небезразлична судьба Чусового, для которого убыточный ЧМЗ — градообразующее предприятие. Пожалуй, именно это стало решающим фактором. 

В 2012 г. ОМК арендовала часть площадей завода, открыла в Чусовом филиал Трубодетали, непосредственно владеющей новым проектом. Затем, окончательно согласовав наши планы с акционером ЧМЗ, мы предложили ему передать управление предприятием ОМК. Он согласился: развивать завод без привлечения внешнего финансирования, которое, в свою очередь, гораздо проще в рамках крупной группы компаний, в сегодняшних условиях трудно, дорого. 

— Что вы получили? 

ЧМЗ вошел в состав группы ОМК в рамках уже заявленных компанией планов создания в городе Чусовом к 2018 г. комплекса по производству бесшовных труб, рессорной полосы и заготовки для железнодорожных колес. С декабря вступил в силу договор ОМК и ЧМЗ о передаче полномочий единоличного исполнительного органа, благодаря чему мы получили возможность полноценно управлять предприятием, использовать его промышленную инфраструктуру. На ее базе будут построен электросталеплавильный цех, который не только обеспечит сталью новое трубное и модернизированное рессорное производство в Чусовом, но и внесет важный вклад в бизнес ОМК. Дело в том, что сталь для своего крупнейшего в Европе производства цельнокатаных колес ВМЗ получает в мартене. Все знают, что эта технология устарела и экономически, и экологически. Сталеплавильные мощности комплекса в Чусовом обеспечат колесопрокатный цех ВМЗ более качественной непрерывнолитой круглой заготовкой. Кроме того, с приобретением завода ОМК снова становится одним из крупнейших производителей рессор в Европе и имеет возможность получить дополнительные выгоды от лидерства на этом рынке после модернизации рессорного производства. 

 Проект трубосталеплавильного комплекса (ТСК) был анонсирован еще в 2012 г., но движение по нему началось только осенью 2013 г.. Какие-то сложности? На каком этапе сейчас находитесь? 

— Проект получился, прямо скажем, амбициозным. По затратам он чуть больше уже реализованного нами проекта стана МКС-5000 в Выксе (45 млрд рублей). Но по сложности, пожалуй, ему нет аналогов в современной российской металлургии. Дело в том, что это первый проект полной модернизации крупного сталелитейного завода, причем в условиях действующего производства. На его планирование и развёртывание потребовался год. За это время дан старт конкурсам на проектирование, на поставку оборудования, собран коллектив, определен участок застройки. Начат вывод старого оборудования. Летом была остановлена доменная печь ЧМЗ, сейчас идет демонтаж ряда цехов и подготовка стройплощадки. Всего предстоит разобрать более 350 объектов. Наиболее крупные из них: это аглофабрика, доменная печь-1, коксорудная эстакада, коксоиспытательная станция. 

 А что будет со списанным оборудованием? 

— Его утилизация будет близкой к 100%. Стальные конструкции пойдут в переплавку в виде металлолома, в основном — на новом электросталеплавильном оборудовании в Чусовом после его пуска. Десятки тысяч тонн бетона и кирпича пригодятся при оборудовании строительной площадки и прокладке технологических дорог. Интересная судьба ждет наиболее ценную часть списанного оборудования. Планируется создать из агрегатов технопарк на территории завода, а часть передать в музей, в котором можно будет узнать, как работал завод, познакомиться с его историей, разобраться в особенностях полного металлургического цикла. Этот музей под открытым небом планируется открыть к моменту пуска нового комплекса. 

— Будет ли сохранно производство рессор? Бренд все-таки… 

— Сегодня завод, как и прежде, полностью обеспечивает потребность отечественных автопроизводителей, таких как КамАЗ, УАЗ, УраЛАЗ, НефАЗ. Так что это не только бренд, но и прочное место на рынке, а также производство, на котором занято 1,5 тыс. высокопрофессиональных сотрудников. Рессорное производство продолжало развиваться и после кризиса. Лишь в 2013 г. освоили 26 новых разновидностей рессор, начато освоение элементов пневматической подвески грузовиков. И все эти наработки мы планируем сохранить и развить, дав им новую технологическую базу в виде качественной и более дешевой стали и модернизированного рессорного стана 370. 

— При том что металлургия переживает не лучшие времена, прогнозы по рынку обсадных труб довольно оптимистичные. Расширяет производство Уралтрубпром, строится Волгореченский завод. Хватит ли на всех рынка? 

— Комплекс в Чусовом будет выпускать премиальные обсадные и насосно-компрессорные трубы высоких групп прочности с премиальными резьбами. Уже в 2013 г. потребление промысловых труб в России составило около 3,1 млн т., а производство только около 2,7 млн. тонн. Рассчитываем, что и перспективный спрос на такую трубу будет обеспечен, например, реализацией в стране новых проектов по добыче нефти и газа в Сибири. При этом требования к качеству растут, что связано со все более сложными условиями добычи нефти и газа, в том числе наклонного бурения. Кстати, хочу заметить, что сейчас довольно неплохой период для стройки. Спад в силу цикличности позволит немного снизить стоимость стройматериалов, оборудования и услуг подрядчиков. 

— Как будет осуществляться финансирование? Как скажется реализация проекта на долговых обязательствах компании? 

— Инвестиции в ТСК составляют 50 млрд рублей. В 2012 г. для целей финансирования проекта ТСК на значительную часть этой суммы было подписано кредитное соглашение между Сбербанком России и компанией Трубодеталь, входящей в Группу ОМК. Срок кредита — 12 лет. Это, естественно, увеличит кредитный портфель ОМК. Но мы уверены, что у нас сохранится возможность удержать соотношение «долг — EBITDA» на приемлемом для кредиторов уровне. В 2014 г. планируются первые существенные расходы по проекту. 

— Что предстоит сделать в ближайшее время?

— Параллельно с завершением к концу 2014 г. демонтажа оборудования и сооружений на их месте планируется начать строительство электросталеплавильного цеха с технологией непрерывной разливки, трубопрокатного цеха и инфраструктуры. Чтобы уложиться в график проекта, нам нужно начать фазу активного строительства в 2014 г. Строительство разделено на несколько этапов, первый из которых должен быть окончен в 2016 г. 

— Любая модернизация, тем более такая масштабная, связана с высвобождением людей? Вы решите эту проблему градообразующего предприятия в моногороде? 

— Мы все понимаем, что от нашего успеха зависит будущее Чусового, и чувствуем колоссальную ответственность. На планируемых к закрытию мощностях трудятся 4,5 тыс. человек, которые на период строительства останутся без работы. В то же время, если мы затянем этот период, специалисты могут найти себе другую занятость и на новом производстве некому будет работать. Поэтому, чтобы в будущем обеспечить квалифицированным персоналом новое производство, ОМК планирует трудоустройство и переобучение временно высвобождаемых сотрудников. При этом наиболее квалифицированным будет предложено пройти переподготовку на нашем головном активе — ВМЗ, на действующем производстве и в учебных заведениях региона. Значительной части сотрудников пройдут переподготовку и будут заняты на временных рабочих местах на строительстве ТСК. Также ведем переговоры о трудоустройстве с предприятиями региона, где имеются спрос на персонал. 

Конечно, на этапе строительства и остановки старых производств не удастся избежать существенного снижения численности работающих на ЧМЗ. Для сотрудников переходный период будет непростым, мы это понимаем и стараемся при поддержке региональных властей уже сейчас подготовить план, чтобы свести эти сложности к минимуму. К людям напрямую относится и другой аспект. По предварительной оценке, выбросы от деятельности производства в атмосферу сократятся на 70%, сброс загрязняющих веществ в водоемы — втрое. То есть без потери объемов выпуска стали мы решим задачу кардинального снижения воздействия на природу. Это, на мой взгляд, пример правильной логики в деле улучшения экологии: инвестировать в новые производства, которые, одновременно и позволяют выпускать рентабельную продукцию, и имеют выбросы и сбросы на уровне лучших доступных технологий. Если бы нам пришлось переходить к подобным экологическим требованиям на старом оборудовании, то мы бы вынуждены были просто закрыть завод. Экологические инвестиции без инвестиций в эффективное производство не окупаемы. 

— Кстати, будучи частной компанией, много ли ОМК тратит денег на социальное развитие в регионах присутствия?

— В сфере социальной ответственности ОМК намерена продолжать стратегию постоянной вовлеченности в решение вопросов, стоящих перед работниками и жителями городов присутствия, для того чтобы их жизнь становилась лучше. Мы много сделали за последние десять лет в г. Выксе Нижегородской области: воссоздали исторический центр города, строим спортивные объекты, проводим даже фестиваль современного искусства «Арт-Овраг». Будем продолжать эти традиции и в Чусовом.

Несколько вопросов на другие темы. Во-первых, не могу не поинтересоваться, как ОМК чувствует себя в непростой ситуации, связанной со спадом на металлургических рынках? 

— Ситуация, действительно непростая. В 2013 г. мощности были загружены примерно наполовину. В целом по трубной продукции мы не прогнозируем роста по сравнению с 2012 г. — планируем произвести около 1,5 млн т. В колесном производстве ожидаем в 2013 г., как ранее уже говорилось, снижение примерно до уровня в 700 тыс. штук. Разумеется, все это не может не сказаться на будущих финансовых результатах. Есть, правда и положительные моменты. По трубам большого диаметра объем продаж в 2013 г. составит более 800 тыс. т. Это превышает показатели 2012 г. более чем на 100 тыс. т. Надеемся, что основные потребители ТБД (Газпром и Транснефть) не будут переносить заявленные проекты, от поставок которым зависит этот рынок. Сложности добавляет усилившаяся конкуренция со стороны иностранных производителей. Здесь значительную помощь может оказать стимулирование спроса на внутреннем рынке и более жесткое регулирование импорта.

— Готовы к этим вызовам?

— Мы готовились к ним уже давно. Сегодня среди наших плюсов вертикальная интеграция от стали/листа до трубы, партнерство с ведущими производителями, возможность комплексных поставок клиентам благодаря наличию в нашем составе заводов по производству соединительных деталей трубопроводов и запорной арматуры. 

— По требованию Правительства России госкомпании должны замораживать тарифы. Например, РЖД уже снижает свои издержки. Как, будучи главным поставщиком железнодорожных колес для монополии, собираетесь снижать отпускные цены?

— Выксунский металлургический завод вслед за конъюнктурой рынка начал снижать отпускные цены для Российских железных дорог даже еще до инициативы правительства. Так, с начала 2013 года предприятие уменьшило отпускные цены на колеса для госкомпании на 12%.


Источник: журнал «Металлоснабжение и сбыт»