Крепость рессоры

Сергей Трофимов, начальник инженерно-технологического центра Чусовского металлургического завода (АО «ЧМЗ», Пермский край, входит в состав Объединенной металлургической компании, АО «ОМК», г. Москва), рассказал, что в 2015-2016 годы на Чусовском металлургическом заводе успешно внедряются новые технологии, которые позволяют значительно увеличить качество и долговечность рессор, чтобы они могли соответствовать требованиям ведущих европейских автопроизводителей, таких как VOLVO и FORD.

– Сергей Александрович, какие технологии и оборудование внедряются на ЧМЗ, которые могут повысить долговечность и качество чусовской рессоры?

– Год назад мы закупили новый дорогостоящий дробемёт из Германии, с помощью которого можно резко повысить эффект от дробеструйного наклепа рессорного листа. Он обрабатывает рессорные листы в предварительно напряжённом состоянии. Это оборудование позволяет создавать на поверхности рессорных листов внутреннее напряжение, которое в дальнейшем сдерживает развитие трещин и тем самым увеличивает ресурс долговечности. В результате срок службы рессор может увеличиваться в 3 раза. Почти новый дробемёт обеспечивает необходимую подготовку поверхности, очистку от окалины всей поверхности рессорного листа с одного прохода. Наши дробемёты этого не обеспечивают. У других российских производителей рессор подобного оборудования нет. Специалисты из Германии провели монтаж, и в январе 2015 года дробемёт был запущен в эксплуатацию.

– Оборудование закупалось под какой-то конкретный проект? Какие рессоры будут обрабатываться новым дробемётом?

– В 2009 году мы начали работать с заводом VOLVО, который выбрал Чусовой в качестве потенциального поставщика рессор для своего завода в Калуге. В рамках тех условий, которые нам выдвигали, было в том числе использование такого оборудования для увеличения ресурса долговечности рессор и подготовки поверхности к окраске. На этом дробемёте мы произвели опытные партии рессор для FORDа, обеспечив требуемый ресурс

долговечности. Испытания нашей рессоры недавно были закончены FORDом с положительными результатами. Кроме того, на этом дробемёте произвели новые экспериментальные рессоры для перспективного шоссейного КамАЗа, увеличив срок службы рессор в два раза. Если на обычных рессорах для КамАЗа гарантийные обязательства составляют порядка 75 000 км пробега, то для перспективных автомобилей ПАО «КАМАЗ» устанавливает обязательства до 150-200 тыс. км пробега. Такое увеличение сроков гарантийной эксплуатации рессоры мы можем обеспечить только с этим дробемётом.

– Планируются в ближайшее время новые исследования, направленные на повышение качества чусовской рессоры?

– Достигнута договоренность с ИТЦ Выксунского металлургического завода, который смоделирует нам оптимальный процесс термической обработки, позволяющий снизить величину зерна. Снижение величины зерна позволит нам увеличить стабильность показателей по долговечности. Раньше мы не работали с ВМЗ, но буквально в конце прошлого года группа специалистов ЧМЗ туда выезжала, чтобы познакомиться с их возможностями. В итоге родилась идея обратиться к нашим коллегам с просьбой смоделировать на своём оборудовании наши процессы, помочь нам в исследованиях.

– Когда новый дробемёт будет использован для серийного производства, а не для выпуска экспериментальных партий рессор?

– В течение этого года планируется вывести его на серийное производство. Уже начато серийное производство рессор для автомобиля Газель Next нового поколения, рычагов для пневмоподвесок грузовых прицепов ТОНАР, в перспективе рессоры для новых автомобилей КамАЗ и, конечно, когда начнутся поставки рессоры для российских заводов VOLVО и FORD.

– Сергей Александрович, ещё не все требования фирмы VOLVО по качеству чусовской рессоры удалось полностью удовлетворить?

– До конца года мы должны приобрести окрасочно-сушильную камеру, провести аудит процесса окраски рессорных листов на линии катафореза и финишного покрытия рессор, и после этого мы будем полностью готовы для производства рессор VOLVO с поставкой на завод в Калугу. Данная камера обеспечивает нанесение финишного покрытия в полном соответствии с требованиями европейских потребителей, увеличивает антикоррозионную стойкость продукции. Решение о закупке уже принято. Сейчас производится выбор поставщика окрасочно-сушильной камеры.

– Вы можете ответить: способен ЧМЗ производить рессору такого же качества, как та, что стоит на грузовиках Мерседес, МАН и других ведущих автомобильных производителей?

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно провести сравнительные испытания. Такие испытания раньше на ЧМЗ не проводили. Но недавно решение было принято. Это инициатива дирекции по продажам, которая связана с выведением на рынок нового бренда наших рессор для иномарок. В марте для сравнительных испытаний были закуплены 12 типов рессор, как отечественных производителей, так и мировых лидеров, таких как Schomaeсker, Weweller, MARSHALL и других. Испытания пока только начались, сначала делаются геометрические замеры, затем начнутся статические испытания на определение упругих характеристик и динамические испытания на долговечность. Такие испытания проведут на участке рессорного производства специалисты центральной заводской лаборатории. Часть исследований планируем произвести в лаборатории инженерно-технологического центра ВМЗ, где будет исследоваться структура металла с помощью новейшего современного оборудования. Планируя выйти с новым брендом, мы должны понимать, чем наша продукция отличается от других рессор ведущих мировых производителей, каковы её сильные и слабые стороны.

– Какое ещё оборудование требуется, чтобы производить на ЧМЗ рессоры, которые соответствуют требованиям ведущих мировых производителей автопрома?

– После закупки камеры финишной окраски рессор и ввода её в эксплуатацию у нас будет всё оборудование, которое необходимо, чтобы обеспечивать требования европейских партнёров. Качество и долговечность рессор подтверждено компаниями VOLVО и FORD, планируется подтверждение компанией BPW.