Благовещенский арматурный завод вошел в состав одной из крупнейших российских металлургических компаний.

На старейшем из действующих предприятий Башкирии наступил период перемен: в феврале 2013 года Благовещенский арматурный завод приобрела Объединенная металлургическая компания. О том, как отразится смена собственника на работе и планах предприятия, «РБ» рассказал новый управляющий директор завода Игорь Воронин.

— Игорь Леонидович, с чем связан приход на завод новой команды?

— Владевшая предприятием финансовая группа приняла решение о его продаже и предложила завод ОМК. Сделка состоялась, что, конечно, не было с нашей стороны спонтанной покупкой. Это шаг в русле единой политики холдинга, движущегося в сторону интеграции производства. До сих пор Объединенная металлургическая компания, в состав которой входит несколько хорошо известных в металлургической отрасли заводов, поставляла на рынок трубы для магистральных нефте- и газопроводов и соединительные детали к ним. Кстати, сегодня каждая третья труба большого диаметра российского производства выпущена ОМК. С приобретением БАЗа ОМК получает возможность комплектовать трубопроводы уже полностью, включая запорную арматуру, что возможно, в дальнейшем позволит доставлять их на трассу уже в укрупненной сборке. Таким образом, приобретение Благовещенского завода усиливает рыночные позиции ОМК, который становится высокоинтегрированным производителем нефтегазопроводной продукции.

— Почему выбор пал именно на Благовещенский арматурный?

— Мы, разумеется, рассматривали и другие варианты. БАЗ заинтересовал именно тем, что это один из самых известных российских заводов по выпуску трубопроводной арматуры. По объемам производства он занимает третье место в отрасли. На заводе действует система менеджмента качества ИСО 9001-2008; в декабре прошлого года он успешно прошел надзорный аудит Американского института нефти. Он подтвердил соответствие системы менеджмента качества требованиям определенных спецификаций и тем самым открыл предприятию дорогу на зарубежные рынки. Мы посмотрели — да, завод прибыльный, показывает хорошие финансовые результаты: такое приобретение будет, несомненно, перспективным и выгодным для компании.

— В чем, если говорить подробнее, видите эту выгоду?

— Во-первых, как я уже сказал, это дальнейшая интеграция. Компания существенно расширяет свою продуктовую линейку и входит в новый для себя сегмент трубопроводной арматуры, что дает нам возможность максимально полно удовлетворять потребности наших главных клиентов — нефтяных и газовых компаний. При этом нельзя сказать, что мы приобретаем много новых клиентов, поскольку круг потребителей продукции БАЗ и ОМК фактически совпадает: это «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз» и другие ведущие компании.Во-вторых, Благовещенский завод открывает нам выход на рынки, в которых до сих пор ОМК работала мало. Благовещенские арматуростроители прочно утвердились в энергетической промышленности, нефтехимии и нефтепереработке, за последние годы очень серьезно продвинулись в теплоэнергетику, освоив несколько видов совершенно новых задвижек. Со своей стороны, мы выводим завод на более высокий уровень сотрудничества с нефтегазовым сектором, профильными НИИ и проектными институтами, где имеем больше наработок. То есть я хочу сказать, что от слияния компаний выигрывает не только новый собственник, но и сам завод тоже. Он может рассчитывать на более широкое продвижение своей продукции и, раз вошел в состав крупного холдинга, совсем другие масштабы инвестирования.

— О каких конкретно суммах идет речь?

— Называть цифры пока рано. Сейчас идет окончательная оценка рынка, где ситуация несколько изменилась в связи с приостановкой и переносом сроков по ряду проектов строительства трубопроводов. Думаю, в течение полугода мы сформируем новую инвестиционную программу и тогда сможем говорить об инвестициях более детально. Пока же могу сообщить, что мы проанализировали инвестиционную программу завода, принятую прежним руководством. Оно, как мы считаем, шло правильным курсом, сделав ставку на крупногабаритную арматуру и освоение новых сегментов. Не буду раскрывать всех секретов, по какому пути пойдем мы, но основные направления развития уже намечены. Это по-прежнему задвижки на трубопроводы больших диаметров, с высокими давлениями рабочей среды, плюс планируем начать выпуск шаровых кранов, шиберных задвижек и арматуры для обустройства месторождений. Для Благовещенского завода это будет совершенно новое дело.

— Но позволяют ли имеющиеся площади предприятия строить такие планы?

— Территория, конечно, ограниченная, найти место для новых цехов будет трудно. Значит, низкорентабельную продукцию частично будем заменять более экономически выгодной, может быть, часть производства разместим за заводскими стенами. В случае необходимости глава района пообещал выделить площадку под строительство дополнительных мощностей с подведением коммуникаций. Словом, поддержкой местных властей мы заручились.Два логотипа ставим рядом

— Какие задачи считаете первоочередными на данном этапе?

— Приходя на предприятие, мы действуем не спонтанно, а в рамках четкого плана интеграции. Этот интеграционный процесс запущен сейчас и на БАЗ. Он предполагает перестройку работы всех служб и направлений по единым стандартам, которые действуют во всех подразделениях компании. Это единый подход к формированию бюджета, одинаковые для всех формы планирования и отчетности, определенный подход к маркетингу и организации продаж, годами обкатанные, удобные и достаточно прозрачные процедуры закупок, выбора поставщика и т.д. Все это отличается от практики, принятой на Благовещенском заводе, поэтому изменения будут, они уже начались. Меняется в том числе структура заводских служб, появляются некоторые новые подразделения: например, мы ввели инвестиционное управление, чтобы быстрее реализовывать проекты и более тщательно их прорабатывать. Через какое-то время планируем провести ребрендинг завода. Все предприятия, входящие в структуру ОМК, выступают под единым брендом и имеют общий для всех логотип. У БАЗ он будет тоже, но пока ставим рядом два логотипа — прежний и новый, чтобы рынок успел привыкнуть. Рассчитываем, что процесс перехода, «адаптации» людей к работе по новым стандартам займет примерно год.

— А что Вы думаете о коллективе предприятия в целом?

— На Благовещенском арматурном заводе трудятся высококвалифицированные сотрудники и компетентные менеджеры первой линейки, готовые оперативно и качественно решать все поставленные перед ними задачи. Считаю, что на них можно смело положиться.

— Ваша политика по отношению к кадрам?

— К персоналу мы всегда подходим очень взвешенно — хотя бы потому, что квалифицированные кадры в машиностроении наперечет, подобрать их очень тяжело. Никаких массовых сокращений нет и не будет — это однозначно. На многих своих заводах мы внедряем производственную систему, основанную на принципах бережливого производства корпорации Toyota. С точки зрения этой системы оцениваем сейчас подготовку персонала, правильность построения технологических процессов, порядок в цехах; вводим жесткие стандарты безопасности труда. К примеру, у нас всем, включая управляющего директора, запрещено входить в цех без спецодежды. Если я иду на производство, я полностью переодеваюсь. Ношение специальной обуви с металлическими носками, очков и других средств защиты, в том числе дыхательных, — все это будет обязательным. Вводятся также специальные программы обучения персонала.

Кроме того, мы проанализировали коллективный договор завода. Те льготы, которые в нем прописаны, сохранятся в полном объеме, плюс планируем ввести дополнительные. За 20 лет существования в ОМК сформировались эффективные формы социальной защиты коллектива, богатая корпоративная культура. Каждый год проводим ОМКиаду по разным видам спорта, всевозможные конкурсы; разработаны программы подготовки кадров; самые перспективные специалисты имеют возможность пройти обучение по специальным программам за счет средств компании. Наработан хороший опыт привлечения на производство молодежи. Все это придет и сюда.

— Когда пришли на завод и увидели, какую зарплату получают сотрудники, как вы ее оценили?

— Средняя зарплата по предприятию составляет 22-24 тысячи рублей. Это хороший показатель по республике. Мы будем стремиться поддерживать данную планку, а расти зарплата будет вместе с ростом производительности труда на предприятии и уровнем средней зарплаты по рынку, в первую очередь, у уникальных специалистов и рабочих.

— БАЗ — предприятие градообразующее. Намереваетесь участвовать в социальном развитии города и района?

— Все заводы ОМК всегда активно участвуют как в благотворительных проектах, так и в социальном развитии регионов присутствия. Ни одна из социальных программ БАЗа не свернута; неподалеку от проходной завода как раз сейчас строим спортзал — он будет открыт не только для заводчан, но и для всех жителей города. Пока это самый крупный наш социальный проект. Традиционно поддерживаем также детские сады, школы, детей-сирот.

— Насколько я знаю, вы очень серьезно готовились к участию в выставке «Газ. Нефть. Технологии-2013»?

— Да, формат нашего участия в ней будет, пожалуй, самым масштабным за последние годы. В Уфу приедут представители всех заводов ОМК, для потребителей и самих сотрудников компании будет организована экскурсия по заводским цехам: покажем гостям продукцию, познакомим с руководством, ответим на вопросы. Хотим, чтобы обо всех изменениях, произошедших на заводе, и его дальнейших планах наши партнеры узнали из первых уст.

К сведению

Объединенная металлургическая компания — один из крупнейших российских производителей продукции для ведущих энергетических, транспортных и промышленных компаний. Выпускает трубы различного назначения, железнодорожные колеса, прокат, трубопроводную арматуру. В составе ОМК 6 крупных предприятий металлургической отрасли: Выксунский металлургический завод (Нижегородская область), Альметьевский трубный завод (Татарстан), завод «Трубодеталь» (Челябинская область), Литейно-прокатный комплекс (Нижегородская область), Благовещенский арматурный завод (Башкортостан) и завод OMK Tube (штат Техас, США).