В Выксе открылась вторая глава выставочного цикла современного искусства «Путевые заметки»
06.05.2025
Фото ОМК В. Хабаров
С 6 мая по 14 сентября 2025 года в Музее истории Выксунского металлургического завода проходит вторая выставка цикла «Путевые заметки», представляющего избранные произведения ключевых художников современного искусства. Вторая часть проекта — «Путевые заметки. Перекресток» — обращена к теме выбора и формирования траектории коллекционера. В экспозицию вошли работы Эрика Булатова, Виктора Пивоварова, Ивана Чуйкова, Евгения Рухина, Евгения Михнова-Войтенко, Ирины Затуловской, Ирины Кориной и других. Куратор выставочного цикла — Моника Норс.
Полуторагодовой цикл «Путевые заметки» включает в себя четыре самостоятельные экспозиции, которые представляют собрание как путешествие — со своими остановками, развилками и точками возврата. Каждая из выставок раскрывает один из этапов этого движения: от первых ориентиров и направлений до осознанных поворотов и возвращений к важным темам и именам. Таким образом, собрание семьи Седых предстает как живое, меняющееся пространство смыслов.
«Нам важно открывать свою коллекцию и видеть, как она раскрывается в выставочном пространстве — особенно в таком внимательном кураторском прочтении. Мы верим, что произведения искусства рождаются в диалоге, и этот диалог невозможен без зрителя. Поэтому для нас было принципиально важно, чтобы первый публичный показ собрания состоялся именно в Выксе — городе, с которым нас многое связывает. И символично, что в центре второй выставки — тема выбора, внутреннего перекрёстка. Мы, как и художники, однажды оказались в этой точке — и тогда приняли решение собирать коллекцию.» — Ирина Седых, председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие» и коллекционер.
Во второй части цикла — «Путевые заметки. Перекрёсток» — внимание сосредоточено на выборе как на внутреннем процессе: не формальной процедуре, а точке напряженного размышления. Это момент, когда коллекционер определяется с направлением: какую работу включить в собрание, за чьим творчеством продолжать следить, каким должен быть следующий шаг. «Выставка строится вокруг идеи перекрёстка как символа выбора — момента, когда формируется структура коллекции: с ее поворотами, остановками и сменой направления. Подобно путешественнику, коллекционер в такие моменты определяет траекторию, по которой продолжится его путь». — Моника Норс, куратор.
В проекте представлены работы авторов разных поколений и художественных направлений — от нонконформистов второй половины XX века до современных нам художников. Здесь соседствуют концептуальная графика и живопись, скульптура и шелкография, что позволяет проследить, как трансформируется язык искусства. В экспозицию вошли работы Эрика Булатова, Виктора Пивоварова, Ивана Чуйкова, Евгения Михнова-Войтенко, Евгения Рухина, Игоря Макаревича и Елены Елагиной, Николая Касаткина, Ирины Затуловской, Александра Пономарева, Ирины Кориной, Виталия Пушницкого, Евгении Буравлевой, Влада Кулькова, Антона Чумака и Егора Крафта.
Выставка построена как маршрут, проходящий через три смысловые зоны: импульсы и замедления, пересечения и столкновения, случайности и последствия. Первый раздел посвящен моменту перед выбором — когда все внимание сосредоточено на знаках и сигналах, а внутренний импульс еще только формируется. Это состояние ожидания воплощено, в частности, в работе Николая Касаткина «Начало», где фигура мальчика замирает перед бескрайним белым пространством. Оно обозначает и границы будущего полотна, и одновременно — ту открытую, неразмеченную территорию, где предстоит сделать выбор направления.
Во втором разделе выставки, посвященном пересечениям и столкновениям, среди прочих работ представлено произведение Егора Крафта «CAS_04 Parthenon_South_XI_31». В нём художник с помощью алгоритмов машинного обучения восстанавливает утраченные элементы древнегреческого фриза Парфенона. Это размышление о природе исторической памяти, утрате контроля над прошлым и превращении его в сгенерированную форму знаний. Работа Крафта образует точку столкновения между реконструкцией и воображением, ставя под сомнение границу между реальностью и симулированной историей.
Завершает маршрут зона последствий — пространство рефлексии над уже сделанным выбором. Здесь в фокусе оказываются чувства, сопутствующие принятию решений и их осмыслению. В работе Виктора Пивоварова «Ночные слёзы» мягкий свет лампочки и одиночная фигура в комнате создают атмосферу внутреннего диалога. Весь этот спектр переживаний заполняет пространство, и словно подвешивает в воздухе вопросы, которые мы боимся себе задавать.
Выставка сопровождается насыщенной параллельной программой, которая нацелена на создание диалога с широкой аудиторией. Среди мероприятий — курс лекций о коллекционировании в пространстве Ex Libris, мастер-классы для детей в Музее истории ВМЗ, а также летние творческие лаборатории в культурном центре «Волна». Кроме того, в рамках проекта «Путевые заметки. Перекресток» продолжит работать специальный формат арт-медиаций, успешно запущенный во время первой части цикла и реализуемый совместно с Волго-Вятским филиалом Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Арсеналом). Команда медиаторов, состоящая из представителей разных возрастов и профессий — от школьников до заводчан, поможет любому зрителю познакомиться с произведениями экспозиции поближе.
Цикл «Путевые заметки» реализуется при поддержке благотворительного фонда «ОМК-Участие» и станет частью долгосрочной культурной программы в городе. Выкса будет местом действия всего проекта, который продлится до сентября 2026 года и продолжит разговор о современном искусстве, памяти и личном взгляде на культуру.
Первый раздел — выставка «Путевые заметки. Дорога» — прошел в Музее истории ВМЗ с декабря 2024 по апрель 2025 года. Он познакомил зрителей со спецификой коллекции: от нонконформистов до молодых художников последних лет.
Коллекция семьи Седых начала формироваться в 1990-е годы, и за три десятилетия выросла до более чем 1000 работ, в числе которых живопись, скульптура, графика, фотография и инсталляция. В ее основе — отечественное современное искусство второй половины ХХ – начала XXI века. Также в нее входят произведения классиков второй половины XIX – начала ХХ столетия: Константина Маковского, Василия Поленова, Константина Коровина, Петра Кончаловского и других. Основной принцип формирования собрания — открытость новому и готовность к поиску неожиданных сюжетных линий в развитии искусства. Первый публичный показ коллекции состоялся в Выксе, подчеркивая связь с городом и его культурным развитием.
С 6 мая по 14 сентября 2025 года в Музее истории Выксунского металлургического завода проходит вторая выставка цикла «Путевые заметки», представляющего избранные произведения ключевых художников современного искусства. Вторая часть проекта — «Путевые заметки. Перекресток» — обращена к теме выбора и формирования траектории коллекционера. В экспозицию вошли работы Эрика Булатова, Виктора Пивоварова, Ивана Чуйкова, Евгения Рухина, Евгения Михнова-Войтенко, Ирины Затуловской, Ирины Кориной и других. Куратор выставочного цикла — Моника Норс.
Полуторагодовой цикл «Путевые заметки» включает в себя четыре самостоятельные экспозиции, которые представляют собрание как путешествие — со своими остановками, развилками и точками возврата. Каждая из выставок раскрывает один из этапов этого движения: от первых ориентиров и направлений до осознанных поворотов и возвращений к важным темам и именам. Таким образом, собрание семьи Седых предстает как живое, меняющееся пространство смыслов.
«Нам важно открывать свою коллекцию и видеть, как она раскрывается в выставочном пространстве — особенно в таком внимательном кураторском прочтении. Мы верим, что произведения искусства рождаются в диалоге, и этот диалог невозможен без зрителя. Поэтому для нас было принципиально важно, чтобы первый публичный показ собрания состоялся именно в Выксе — городе, с которым нас многое связывает. И символично, что в центре второй выставки — тема выбора, внутреннего перекрёстка. Мы, как и художники, однажды оказались в этой точке — и тогда приняли решение собирать коллекцию.» — Ирина Седых, председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие» и коллекционер.
Во второй части цикла — «Путевые заметки. Перекрёсток» — внимание сосредоточено на выборе как на внутреннем процессе: не формальной процедуре, а точке напряженного размышления. Это момент, когда коллекционер определяется с направлением: какую работу включить в собрание, за чьим творчеством продолжать следить, каким должен быть следующий шаг. «Выставка строится вокруг идеи перекрёстка как символа выбора — момента, когда формируется структура коллекции: с ее поворотами, остановками и сменой направления. Подобно путешественнику, коллекционер в такие моменты определяет траекторию, по которой продолжится его путь». — Моника Норс, куратор.
В проекте представлены работы авторов разных поколений и художественных направлений — от нонконформистов второй половины XX века до современных нам художников. Здесь соседствуют концептуальная графика и живопись, скульптура и шелкография, что позволяет проследить, как трансформируется язык искусства. В экспозицию вошли работы Эрика Булатова, Виктора Пивоварова, Ивана Чуйкова, Евгения Михнова-Войтенко, Евгения Рухина, Игоря Макаревича и Елены Елагиной, Николая Касаткина, Ирины Затуловской, Александра Пономарева, Ирины Кориной, Виталия Пушницкого, Евгении Буравлевой, Влада Кулькова, Антона Чумака и Егора Крафта.
Выставка построена как маршрут, проходящий через три смысловые зоны: импульсы и замедления, пересечения и столкновения, случайности и последствия. Первый раздел посвящен моменту перед выбором — когда все внимание сосредоточено на знаках и сигналах, а внутренний импульс еще только формируется. Это состояние ожидания воплощено, в частности, в работе Николая Касаткина «Начало», где фигура мальчика замирает перед бескрайним белым пространством. Оно обозначает и границы будущего полотна, и одновременно — ту открытую, неразмеченную территорию, где предстоит сделать выбор направления.
Во втором разделе выставки, посвященном пересечениям и столкновениям, среди прочих работ представлено произведение Егора Крафта «CAS_04 Parthenon_South_XI_31». В нём художник с помощью алгоритмов машинного обучения восстанавливает утраченные элементы древнегреческого фриза Парфенона. Это размышление о природе исторической памяти, утрате контроля над прошлым и превращении его в сгенерированную форму знаний. Работа Крафта образует точку столкновения между реконструкцией и воображением, ставя под сомнение границу между реальностью и симулированной историей.
Завершает маршрут зона последствий — пространство рефлексии над уже сделанным выбором. Здесь в фокусе оказываются чувства, сопутствующие принятию решений и их осмыслению. В работе Виктора Пивоварова «Ночные слёзы» мягкий свет лампочки и одиночная фигура в комнате создают атмосферу внутреннего диалога. Весь этот спектр переживаний заполняет пространство, и словно подвешивает в воздухе вопросы, которые мы боимся себе задавать.
Выставка сопровождается насыщенной параллельной программой, которая нацелена на создание диалога с широкой аудиторией. Среди мероприятий — курс лекций о коллекционировании в пространстве Ex Libris, мастер-классы для детей в Музее истории ВМЗ, а также летние творческие лаборатории в культурном центре «Волна». Кроме того, в рамках проекта «Путевые заметки. Перекресток» продолжит работать специальный формат арт-медиаций, успешно запущенный во время первой части цикла и реализуемый совместно с Волго-Вятским филиалом Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Арсеналом). Команда медиаторов, состоящая из представителей разных возрастов и профессий — от школьников до заводчан, поможет любому зрителю познакомиться с произведениями экспозиции поближе.
Цикл «Путевые заметки» реализуется при поддержке благотворительного фонда «ОМК-Участие» и станет частью долгосрочной культурной программы в городе. Выкса будет местом действия всего проекта, который продлится до сентября 2026 года и продолжит разговор о современном искусстве, памяти и личном взгляде на культуру.
Первый раздел — выставка «Путевые заметки. Дорога» — прошел в Музее истории ВМЗ с декабря 2024 по апрель 2025 года. Он познакомил зрителей со спецификой коллекции: от нонконформистов до молодых художников последних лет.
Коллекция семьи Седых начала формироваться в 1990-е годы, и за три десятилетия выросла до более чем 1000 работ, в числе которых живопись, скульптура, графика, фотография и инсталляция. В ее основе — отечественное современное искусство второй половины ХХ – начала XXI века. Также в нее входят произведения классиков второй половины XIX – начала ХХ столетия: Константина Маковского, Василия Поленова, Константина Коровина, Петра Кончаловского и других. Основной принцип формирования собрания — открытость новому и готовность к поиску неожиданных сюжетных линий в развитии искусства. Первый публичный показ коллекции состоялся в Выксе, подчеркивая связь с городом и его культурным развитием.
