Чтобы люди не захотели уезжать из моногородов

04.10.2016
«НГ-Политика» узнала о некоторых способах большой помощи большого бизнеса – совсем малому

Как градообразующие предприятия могут помочь жителям научиться быть независимыми предпринимателями и как при этом добиться успеха в новой для себя бизнес-сфере, почему это важно для всех участников процесса – это и еще многое другое ответственному редактору «НГ-политики» Розе Цветковой и журналисту Нонне Дзиваевой попыталась объяснить руководитель направления спонсорских и благотворительных программ Объединенной металлургической компании (ОМК) Ольга Миронова.

– Ольга Ивановна, до недавнего времени у вас в компании было только направление адресной и благотворительной помощи. А теперь добавились гранты и финансовое содействие социальному предпринимательству. Зачем вам помогать мелким частникам?
– Должна заметить, что практически все крупные металлургические и горнодобывающие компании, а не только мы, ведут подобную работу на своих территориях. Многие запустили новые программы корпоративной социальной ответственности, кто-то подходит к вопросу классически. Но у всех была и есть адресная помощь. Говорю я про компании металлургии, машиностроения и добычи, потому что, например, ретейл, фармкорпорации и многие другие представители крупного бизнеса, за редким исключением, в моногородах не работают.

Два года назад в нашей компании мы проанализировали проекты социальной ответственности и часть традиционных направлений решили дополнить новыми, которые давали бы людям «удочку». Для начала – запустили грантовое распределение части выделяемых средств, начали поддерживать социальное предпринимательство, открыли программу корпоративного волонтерства.

– Сложно было убеждать руководство, что надо переориентироваться? Что надо уходить от адресной помощи, которую, в общем-то, легко давать. А гранты – это дополнительная документальная работа и трата времени.
– Нет, не сложно, у нас понимающие руководители. Во-первых, мы не первые запустили грантовые конкурсы. Крупнейшие компании – РУСАЛ, ЛУКОЙЛ и многие другие уже лет 10 реализуют такие вещи. В качестве первого шага мы запустили грантовый конкурс. В 2015 году его бюджет составил 13,3 миллиона. Забегая вперед, надо сказать, что эти довольно скромные деньги были потрачены на решение большого числа задач. Итак, мы начали с того, что посмотрели, кто может помочь решать проблемы региона, своего города. И запустили два направления. Первое – внешнее: это проекты муниципальных, государственных учреждений и НКО, которые могли получить от нас финансирование до 250 тысяч на проект. Сумма, на которую можно не только попробовать свои силы, но и реализовать крепкий социальный проект.

Второе – личные социальные инициативы сотрудников. Финансирование их проектов поменьше – до 50 тысяч. На этом первом конкурсе мы выбрали и профинансировали более 100 инициатив самых разных организаций и людей. Плюс у нас была еще одна цель – оставить их заинтересованными и лояльными своему предприятию путем развития их лидерского потенциала, горизонтальной карьеры, а также раскрыть для них двери социального лифта. Сферы для финансирования мы взяли из программ спонсорской благотворительной помощи. Это помощь социально уязвимым группам населения, охрана природы, туризм, здоровый образ жизни, культура и т.д. Предложили: мы вам даем возможность самим что-то сделать. Пишите гранты, заявки. В них люди сами описывают цели, задачи, составляют бюджет, потом защищают все это перед комиссией. И берут на себя обязательство, что они все это исполнят.

– А зачем это местным представителям, ведь можно просто получить помощь и потратить ее. А тут им надо применить усилие, чтобы доказывать необходимость.
– Люди в наших регионах очень активные, готовые улучшать среду вокруг. Большое значение сыграло то, что люди получили возможность делать то, что они сами давно хотят. Например, в городе Чусовом наш волонтер Светлана Азовских попала в больницу с ребенком. Увидела, что там лечатся дети, в том числе из социальных учреждений, которые ранее были изъяты из семей по разным причинам. Фактически у них нет мам и пап, к ним никто в палату не приходит, они эмоционально депривированы. Тогда Светлана стала волонтером проекта «Больничные мамы Чусового», который мы поддержали в рамках «ОМК-партнерства» в 2015 году. Суть его в том, чтобы добровольцы приходили к таким детям, занимались с ними, играли. Мы ей помогли. Проект живет второй год. Более того, в 2016 году она, набравшись опыта и погрузившись в проблему, написала социально-предпринимательский проект «Свободная песочница» – клуб для родителей.

В моногороде Чусовой Пермского края, где есть наш металлургический завод, с волонтерством не складывалось из-за весьма непростой ситуации. Если в 80-х на градообразующем предприятии работали 10 тысяч человек, в 2010-е – 5 тысяч. Сегодня в результате вынужденного отказа от строительства новых цехов взамен старых из-за экономического кризиса в конце 2014 года на предприятии работает около 2,5 тысячи сотрудников. Но поскольку сегодня, несмотря на сложную экономическую ситуацию, завод нацелен на развитие производства, то появилась возможность открывать эффективные социальные программы. Люди откликаются. У нас там было всего два волонтерских проекта. Сейчас уже 10.

– Социальное предпринимательство – это ведь новое явление в России, в российском бизнесе?
– Относительно новое. В США и Европе оно существует почти 30 лет, а в России – не более 10. Такое предпринимательство создает рабочие места, отличается устойчивостью. Там ориентируются на небольшую доходность, но бизнес при этом должен решать какую-то острую социальную проблему. Участвуя в благотворительном проекте, ты берешь деньги и ее решаешь. А здесь ты видишь проблему, продумываешь бизнес-план: рассчитываешь устойчивость проекта и т.д.

– Так и при запуске какого-то малого бизнеса все то же самое. Непонятно, в чем все-таки отличие.
– В том, что здесь цель – решать социальную проблему. Например, к нам обратился предприниматель в Чусовом, который предложил идею по оказанию помощи пожилым людям. В городе много пенсионеров, проживающих в частных домах. Но вести подсобное хозяйство им уже трудно. Мы помогли предпринимателю купить оборудование и инструменты. Сейчас за небольшую плату он помогает пенсионерам навести порядок в хозяйстве. Получился хороший малый бизнес, который решает проблему помощи одиноким пожилым людям. Там есть заявки на открытие антикафе. Молодым людям негде собираться. Но открывать просто кафе нет смысла, а вот антикафе – интересно и бюджетно. Наша программа в Чусовом – пробная. В 2016 году на нее будет потрачено 3 миллиона рублей. При таких сравнительно небольших затратах ее задача – создание до 40 новых рабочих мест.

– А разве это не обязанность местной власти продумывать какие-то такие формы и досуга, и общепита?
– Власть тоже много что делает. И помогает нам. Так, в Чусовом нас поддержали краевое Министерство промышленности и предпринимательства и Пермский фонд развития предпринимательства. В августе они провели межрегиональную конференцию по этой теме в Чусовом, где был обобщен опыт всего региона.
Я считаю, что бизнес не подменяет государство и общество в решении вопросов. Он тоже как часть гражданского общества не должен оставаться в стороне. Он смотрит на это как на инвестиции в устойчивость местных сообществ, в которых работают производства. Другими словами, наша задача, чтобы территория была комфортной для жизни и чтобы людям не хотелось оттуда уезжать.

– Но ведь все равно уезжают.
– К сожалению, уезжают. По многим причинам это проблема, стоящая перед всеми компаниями, работающими в моногородах. Поэтому компания делает много: поддерживает профильные вузы и сузы, реализует благотворительные и культурные проекты. Так, ОМК и благотворительный фонд «ОМК-участие» в городе Выксе Нижегородской области шесть лет проводят фестиваль современной культуры «Арт-Овраг». Это европейское событие, приезжает много людей, которые раньше про Выксу не знали. Благодаря этому город становится интересным и комфортным для его жителей, притягивает инвестиции в туризм.

– Какой бюджет конкретно в вашей компании выделяется на соцпредпринимательство?
– Такую программу мы реализуем только в Чусовом, это пилотный проект. Бюджет – 1 миллион 850 тысяч. Это небольшие деньги. Сначала нам важно было понять, как это работает, насколько эффективно. Сейчас видно, что да, работает, мы будем продолжать эту работу. В целом же наш бюджет по направлению КСО в текущем сложном году – 750 миллионов рублей.

– А где гарантия того, что вот человек докажет вам, какую крутую он придумал идею. А потом просто потратит деньги, и все?
– Во-первых, договор составлен так, что в случае невыполнения проекта мы будем требовать возврата денег. Ну и потом, Чусовой – это малый город, все друг друга знают. Мы взяли в качестве благополучателей НКО, которые могут запустить социально-предпринимательский проект и стать устойчивыми. Был фокус на бизнесменов, хорошо помогал наш чусовской бизнес-инкубатор, у которого уже есть свои резиденты. Часть людей – наши сотрудники. Один волонтер, Оксана Трапезникова, вела проект «Чусовой – чистые берега». Она собрала волонтерскую команду на уборку мусора. А потом написала проект по развитию экотуризма – организации сплавов по реке Чусовая, рассчитанных на детей с ограниченными возможностями. Никто до нее такого не делал. Это ведь очень круто. Детей, которым иной раз физически трудно во двор выйти погулять, вывезти на реку, плыть на настоящем плоту, показать им родной край. Ну и организатор тоже работает и зарабатывает.

– Вот вас сейчас послушаешь, и кажется, что все так прекрасно у вас складывается. В то же время в арбитражных, например, судах огромное количество всяких тяжб и по вопросам экологии, и по незаконным сокращениям, и по непредоставлению социальных гарантий.
– Мое личное мнение, что важно не число жалоб, а сколько из них решается в пользу сотрудника. Полагаю, что любой крупный бизнес всегда идет навстречу законным требованиям работников и местных сообществ. Экология как наиболее чувствительная тема тоже всегда в приоритете. В развитие и обучение персонала вкладываются значительные средства, поэтому мы и другие нацелены на долгосрочное сотрудничество с коллективом.
Металлургическая отрасль сильно циклична. Когда происходит ее спад, сейчас мы находимся как раз в этом состоянии, она старается смягчить для людей кризисные условия. За спадом всегда следует подъем, поэтому нам важно, чтобы развивалось производство, чтобы люди оставались в городах. Наша цель – не замалчивать проблемы, а решать их, в том числе вовлекая людей в этот процесс.

Авторы: Роза Цветкова и Нонна Дзиваева
Источник: «Независимая газета» («приложение НГ Политика»)
Павел Таран
Павел Таран
руководитель направления по стратегическим коммуникациям
press@omk.ru
Читайте еще
04.07.2023
Демография в маленьком городе
Журнал «Эксперт»
02.09.2022
Культурный центр «Волна» в Выксе
Elle Decoration
02.09.2022
Выксе всех: чему учит культурный опыт города металлургов
«Известия»
18.02.2022
Чусовской метзавод ОМК купил испытательный стенд для рессорной продукции за 65 млн руб
ИА "Интерфакс" (Поволжье)
16.02.2022
Президент ОМК Наталья Еремина: «На всех предприятиях ОМК есть потенциал развития проектов декарбонизации»
Газета "Ведомости"
16.02.2022
Белэнергомаш-БЗЭМ изготовил нетиповые высотные опоры для перехода ЛЭП через Печору
ИА "Интерфакс" (Центр)