«Решим проблемы работников — поможем производству» (о проекте «Социальная карта»)

На Чусовском металлургическом заводе (Пермскоий край) состоялся первый социальный рапорт — это часть проекта «Социальная карта предприятия», который реализуется на всех заводах Объединенной металлургической компании. Подробнее об этом рассказывает инициатор проекта, председатель профсоюзного комитета ЧМЗ Александр Штин.

— «Социальная карта» или «Социальный мониторинг» – это проект, который интегрируется в производственную систему предприятия и дает понимание, какие настроения царят в коллективе. Чтобы добиться высокопроизводительного труда, необходимо решать проблемы производства через проблемы работников. С помощью «Социальной карты» будем решать проблемы рабочих, следовательно, и проблемы производства.

— Приказ по реализации проекта «Социальная карта» на ЧМЗ вышел в апреле нынешнего года. Прошедшие три месяца были организационными, и все же, что успели сделать за этот период?

— Данным приказом определены ответственные и порядок действий. Сбор проблем возложен на председателей профсоюзных комитетов цехов. Источники самые разные: доски решения проблем, оперативки, личные беседы, портал производственной системы и другие. Совместно с руководителями подразделений предцехкомы разрабатывают мероприятия по устранению проблем со сроками и ответственными. Заполнение итоговой формы протокола «Социальной карты», согласование ее с заинтересованными сторонами возложены на меня. Установлен порядок проведения социального рапорта. Хотя проект мы реализуем на площадке рессорного производства, но это не значит, что в других подразделениях нет проблем или решать их необязательно.

За три месяца в рессорном производстве заявлено 62 проблемы. В целом по заводу — 248.

— Что в первую очередь волнует людей?

— На первом месте стоят проблемы социально-бытовые: работа душевых, туалетов, иных непроизводственных помещений, их оснащение, исправность оборудования. Вторая значимая группа проблем - организация производства. И конечно, охрана труда. Не было заявлено проблем, связанных с оздоровлением, занятостью, обучением, профессиональным ростом, отношением между руководителями и коллективами.

В графе «прочие» заводчане отмечают проблемы, не относящиеся к производству, но косвенно влияющие на климат в трудовых коллективах. В основном здесь жалобы на работу общественного транспорта. Будем рассматривать этот вопрос с представителями муниципальной власти при поддержке наших депутатов.

— Какие вопросы целесообразно выносить на социальный рапорт? Как часто он будет проходить?

— Подавляющее большинство проблем, которые люди заявляют, должны решаться и решаются в цехах. На социальный рапорт предлагается выносить только те, которые либо очень долго не устраняются, либо для их решения требуется помощь управляющего директора или уровень ОМК. Изначально планировалось проводить социальный рапорт один раз в квартал. Управляющий директор Владимир Кирзнер, который высоко оценивает важность проекта, предложил контролировать ситуацию ежемесячно.

— Социальный мониторинг для ЧМЗ — дело новое, что бы Вы посоветовали участникам проекта?

— Самое важное — фиксировать все проблемы, которые заявляют работники. Ни одна из них не должна остаться без внимания. Таких записей на портале производственной системы: «Пиши не пиши, что толку, все равно ничего не изменится», — быть не должно.

— Ход проекта «Социальный мониторинг предприятия» обсуждается на социальном совете ОМК. Как руководители компании оценивают его?

— На социальном совете, который состоялся в июле, отмечено, что у нас слабо работает механизм обратной связи. Проблемы решаются, но мы об этом работникам не рассказываем. Обратную связь необходимо активизировать. Для этого существуют оперативки, доски решения проблем, информационные листы, заводская газета. Это необходимо. Для чего? В разных цехах могут возникать одинаковые проблемы. Например, в рессорном проблему решили, такая же проблема появилась в ферросплавном. И ферросплавщики, используя опыт рессорного, будут понимать, как ее решать.

Так как проект «Социальный мониторинг» является частью более глобального проекта «Изучение и анализ вовлеченности», предложено добавить в форму социальной карты еще одну колонку – оценка персоналом мероприятий, которые проводятся на заводе. Это даст понимание значимости мероприятий, не зря ли мы на них тратим деньги.

Еще один важный момент. Проект «Социальная карта» и реализация проектов идей в формате А3 не должны жить в параллельных мирах. Они обязаны пересекаться. Ведь природа их одна – вовлекать и улучшать.

— Недостаточная активность работников по предложению идей и оформлению их в проекты в формате А3 имеет разные причины: лень, неверие в то, что проект будет реализован, нехватка знаний о том, как оформить предложение.

— Согласен, причины разные. Поэтому есть предложение взять на вооружение опыт завода «Трубодеталь» – организовать группы специалистов, кружки качества, которые будут собирать идеи, проводить экспертизу и определять целесообразность их реализации, а затем оформлять в виде проектов А3, инвестиционных проектов, рацпредложений. Думаю, это будет востребовано.

— Не будет ли воспринят проект «Социальная карта» как еще одно обременение, на которое потребуется дополнительное время, которого так не хватает?

— Наоборот, руководитель подразделения без особых усилий получает информацию о социально-психологическом состоянии в коллективе. Дополнительная нагрузка ложится на председателей цеховых комитетов, которые будут фиксировать и мониторить проблемы. И здесь мы постараемся избежать большого количества документов при оформлении карты, чтобы процесс социального мониторинга был естественным.

— Какие проблемы будут обсуждаться на социальном рапорте?

— Все 248 проблемы нет необходимости выносить на социальный рапорт. По итогам мониторинга второго квартала предлагается обсудить вопросы из разделов «оплата труда» – изменение системы мотивации персонала, «охрана труда» — закупка разгрузочных поясов для работников, занятых на тяжелом труде, состояние социально бытовых помещений, неисправность дробемётов.

— Часто успех проекта зависит от поддержки его руководителем предприятия.

— Мы обсуждали проект, его реализацию с управляющим директором ЧМЗ Владимиром Кирзнером. И всегда находили взаимопонимание. Более того, Владимир Сергеевич не только поддерживает проект, он считает его важным. Проблемы мы выявили. Теперь необходимо их активно решать.


Источник: сайт «Горно-металлургический профсоюз России»

Источник:Сайт «Горно-металлургический профсоюз России»