ОМК: первопроходцы импортозамещения
10.06.2016
В наше время, пожалуй, самый масштабный и эффективный проект был реализован в сфере производства стальных труб для транспортировки углеводородов. Если в начале 2000-х годов Россия импортировала почти 70% труб для нефтегазовых магистралей, то сегодня доля импорта в этом сегменте — менее 1%. Ключевая роль в организации собственного отечественного производства труб большого диаметра принадлежит Объединенной металлургической компании. Не случайно опыт ОМК и других трубных компаний в последние полгода внимательно изучается представителями законодательной власти и руководителями предприятий многих отраслей, ведь российские трубники практически опередили время, продемонстрировав комплексный подход к созданию современной продукции, востребованной в стране и конкурентоспособной на мировом рынке.
«Сделка века» — тормоз на десятилетия
Парадоксально, но в Советском Союзе при наличии крупнейших месторождений нефти и газа не было своего производства труб для строительства магистральных трубопроводов. Промышленность страны могла выпускать сварные трубы, однако круг их применения был узок, и строить экспортные газопроводы из таких труб было нельзя. Возможности закупать трубы у зарубежных компаний тоже были ограничены. В ФРГ действовало эмбарго на поставку труб большого диаметра (ТБД) в СССР, установленное в 1963 году канцлером Конрадом Аденауэром. И лишь в 1969 году начал разрабатываться механизм сотрудничества, основанный на бартерной схеме.
Согласно контракту, первый газопровод в Западную Германию в 1970 году был построен из немецких труб. За газ ФРГ расплачивалась не деньгами, а продукцией, отсюда контракт и получил свое знаменитое название — «газ в обмен на трубы». Было очевидно, что ФРГ от этого сотрудничества имела двойную выгоду — гарантированные поставки энергоносителя для национальной экономики и крупные заказы для своей металлургической промышленности. Но даже и в этом варианте противодействие со стороны Запада было настолько сильным, что вся история с заключением контракта приобрела детективный характер. Впоследствии этот сюжет даже лег в основу фильма «Сделка века», снятого по заказу Гостелерадио СССР в 1983 году.
Конечно, для руководителей и специалистов, отвечавших за научно-техническое развитие страны, ущербность этой бартерной модели, закреплявшей отставание собственной металлургии, была очевидной. Чтобы снизить зависимость СССР от импорта ТБД, в 1974 году на Украине было запущено производство труб диаметром 1220–1420 мм. Но сразу дотянуться до высот европейских стандартов отечественные трубники не смогли. Советские магистральные трубы уступали зарубежным по нескольким ключевым характеристикам: они имели два сварных шва вместо одного, отличались меньшей толщиной стенки и выпускались без заводской антикоррозийной изоляции. Не оправдала себя попытка решить задачу повышения прочности изделия путем освоения производства многослойной трубы диаметром 1420 мм. Такая попытка была предпринята в 1982 году на Выксунском металлургическом заводе, но линия вскоре была остановлена.
В полный рост проблема импортозамещения встала уже после распада СССР, когда идеология и политические расчеты утратили доминирующее значение, а коммерческие интересы, наоборот, вышли на первый план. «Газпром» запускал новые трансграничные проекты магистральных газопроводов, приобретая ТБД по импорту. Миллиарды долларов, которые могли работать на развитие страны, уходили за рубеж. Хуже того, России была ограничена в возможности проводить суверенную политику в экспорте энергоносителей, поскольку все еще зависела от желания или (что тоже было вероятно) нежелания партнеров поставлять трубы. И такое положение — говоря прямо, недостойное великой металлургической державы — сохранялось вплоть до 2005 года.
Все риски — на себя
Стратегическое понимание необходимости создания в России собственного производства качественных труб для магистральных трубопроводов было сформулировано в программах развития топливно-энергетического комплекса, которые приняли в начале 2000-х годов ведущие нефтегазовые компании страны, в первую очередь «Газпром». Реализация этой стратегии требовала крупных инвестиций и большой смелости со стороны трубников, учитывая немалые риски, которые им приходилось принимать на себя: 100%-ную гарантию, что трубы будут востребованы и окажутся конкурентоспособными во всех отношениях, никто дать не мог.
Инициатором создания первого в России современного производства ТБД для магистральных трубопроводов стала Объединенная металлургическая компания.
— Мы тогда видели очень много проектов, которые были в планах у «Газпрома», — вспоминает президент ОМК Владимир Маркин. — Это новые магистральные трубопроводы, трубы для которых планировались диаметром 1420 мм, так называемого «русского размера». Труба именно такого сортамента ранее всегда поставлялась японскими или немецкими производителями. В 2003 году мы решили: пора с этим закончить.
В основе принятия столь ответственного решения было понимание, что «Газпром» и другие компании ТЭКа, планирующие строительство магистральных трубопроводных систем, будут готовы рассмотреть отечественные трубы в качестве возможной альтернативы импорту только при условии, что цена будет рыночной (что исключает какие-либо предварительные договоренности о фиксированной цене закупок), а качество соответствовать мировому уровню.
«С юридической точки зрения это был не контракт, а моральные обязательства», — сказал тогда в одном из интервью председатель правления ОМК Анатолий Седых.
Оценив все риски, ОМК в 2003 году приступила к строительству первого стана для производства одношовныхпрямошовных электросварных труб «русского размера», рассчитанных на применение в самых сложных условиях. Компания сделала ставку на создание универсального и гибкого производства.
«Русский размер» нам по плечу!
Площадкой для пионерного проекта было выбрано одно из крупнейших в стране трубных предприятий — Выксунский металлургический завод, входящий в ОМК. Компания сделала акцент на использование высококачественного металла, предусмотрев большой запас в возможностях по увеличению толщины стенки трубы и включив в проект технологию нанесения в заводских условиях многослойного полимерного наружного антикоррозийного и внутреннего гладкостного покрытий.
К разработке и поставке оборудования для новой линии было привлечено более десяти компаний-партнеров, российских и зарубежных. Реализация проекта осложнялась тем, что строительство велось в условиях действующего производства. Но все задачи были успешно решены в кратчайшие сроки.
Трубоэлектросварочный стан-1420 на ВМЗ вошел в строй в 2005 году. Завод приступил к выпуску труб диаметром до 1420 мм и с толщиной стенки до 48 мм. Качество новой продукции ВМЗ не уступало зарубежным стандартам. «Во время торжественного пуска линии 8 апреля 2005 года я испытывал гордость за всех участников этого события, — вспоминает оператор поста управления Сергей Гусев. — Нам удалось начать новую эпоху в жизни родного завода. В этот день состоялось знаковое событие. Мы стали первыми в России производителями труб, которые ранее закупались за рубежом. Технологические наработки вызывали у всех истинное восхищение. В России не было аналогов этой линии. Построить ее в действующем производстве — уникальный опыт».
Большую поддержку трубникам оказали программы научно-технического сотрудничества с компаниями ТЭК, в первую очередь, с «Газпромом» и «Транснефтью» — лидерами по транспортировке углеводородов с использованием магистральных трубопроводных систем. Благодаря тесному взаимодействию со специалистами, представляющими интересы и требования заказчиков, трубные компании смогли поднять качество продукции на новый уровень. Трубы Выксунского металлургического завода с успехом прошли проверку и в дальнейшем нашли применение при строительстве таких сложных трубопроводов, как «Восточная Сибирь — Тихий океан», «Бованенково — Ухта», «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», «Южный коридор» и другие. Опыт, полученный в ходе строительства подводных участков трубопроводов, позволил ОМК в 2008–2011 года стать первой и на тот момент единственной российской компанией, поставившей трубы для международного проекта морского газопровода NordStream.
Появление первого современного производства отечественных ТБД заметно усилило позиции нашей страны в сфере строительства магистральных трубопроводов — как экспортных, так и внутренних, и стало вдохновляющим примером для других трубных и металлургических компаний. В 2006 году линию по выпуску ТБД построила «Северсталь», а спустя несколько лет на рынок вышел еще один игрок — группа ЧТПЗ. Но и ОМК не стояла на месте. После запуска на ВМЗ первой трубоэлектросварочной линии ТБД-1420, компания продолжила наращивать мощности, которые с первоначальных 500 тыс. т постепенно увеличились до 2 млн т в год. Сегодня Выксунский металлургический завод — крупнейшее предприятие по производству ТБД не только в России, но и в Европе.
Так, благодаря прорывному проекту ОМК, Россия достигла технологической самостоятельности в трубном производстве и теперь может вести строительство магистральных трубопроводов любой сложности, не прибегая к закупкам импортных труб.
«От руды до трубы»
К концу 2000-х развивающаяся отечественная трубная промышленность столкнулась с дефицитом стального листа. Для труб «русского размера» нужен толстый лист шириной не менее 4300 мм, прокатанный из высококачественной и прочной стали. Имеющихся мощностей в стране не хватало.
Чтобы ликвидировать зависимость от поставок импортного листа, ОМК приступила к решению новой масштабной задачи. В 2007–2011 годах на Выксунском металлургическом заводе был простроен с нуля и введен в строй металлургический комплекс стан-5000 (МКС-5000). Это самый новый из трех российских «пятитысячников» (наряду с аналогичными объектами в компаниях ММК и «Северсталь»), построенный специально для проката трубной стали. Инвестиции в проект составили 45 млрд руб., что на тот момент равнялось 1,5 млрд долл. Вслед за запуском комплекса ОМК подписала долгосрочный контракт с Новолипецким металлургическим комбинатом на поставку толстых слябов, обеспечив МКС-5000 сырьем в долгосрочной перспективе. НЛМК, в свою очередь, освоил выпуск слябов для производства широкоформатного листа, получив возможность не только увеличить сбыт своей продукции на внутреннем рынке, но и начать поставки сляба нового качества на экспорт.
Таким образом, благодаря усилиям ОМК и ее партнеров, в центральной России была сформирована полная технологическая цепочка для выпуска востребованной продукции с высокой добавленной стоимостью – «от руды до трубы», включая передовую линию по нанесению антикоррозионного покрытия. Развитие современного производства ТБД позволило создать более 3 тыс. рабочих мест.
Звание «лучших» ко многому обязывает
Сегодня ОМК обладает одним из самых современных в мире комплексов по производству ТБД и деталей трубопроводов любого уровня сложности. В это производство компания инвестировала более 180 млрд руб.
Развитие стратегии комплексного предложения позволило ОМК наладить производство соединительных деталей трубопроводов и трубопроводной арматуры, что уменьшает сроки строительства трубопроводов. В составе ОМК работают два инженерно-технологических центра, в которые вложено более 1 млрд руб.
Перспективу дальнейшего импортозамещения ОМК видит в углублении сотрудничества с «Газпромом» и создании совместного производства шаровых кранов. Этот вид трубопроводной арматуры сейчас в России не выпускается, а поставляется из США, Германии, Италии. В начале 2016 года был подписан долгосрочный договор, предусматривающий, что ОМК обеспечит потребности «Газпрома», создав технологию и освоив выпуск шаровых кранов специального назначения, которые заместят импортные аналоги на российском рынке.
Для реализации проекта ОМК создаст в 2016–2018 годах новое производство с объемом планируемых инвестиций до 4,5 млрд руб. Предполагается, что проект ОМК до конца 2021 года обеспечит полную локализацию в России выпуска шаровых кранов. Эта продукция будет поставляться на месторождения газа с повышенным содержанием агрессивных компонентов, где добыча ведется в особых условиях, в том числе на шельфе. Кроме того, отечественные комплектующие будут шире использоваться в системах транспортировки газа, включая компрессорные станции, с повышенными требованиями к надежности в условиях высоких давлений, а также в СПГ-проектах и на газоперерабатывающих заводах.
Более десяти лет ОМК последовательно инвестировала в развитие отечественного производства. Компания создала уникальный кластер по выпуску труб и деталей трубопроводов с высочайшим уровнем технологий, выстроила российскую цепочку изготовления труб большого диаметра. На сегодняшний день трубники заместили 99% импорта ТБД. Созданных в России мощностей по выпуску труб большого диаметра достаточно, чтобы полностью удовлетворить как текущие, так и перспективные потребности строительства магистральных трубопроводов даже в периоды пикового спроса.
В 2016 году проект ОМК по созданию отечественного производства стального листа и ТБД заслуженно победил в номинации «Лучший проект по импортозамещению» всероссийского конкурса РСПП «Лидеры российского бизнеса: динамика и ответственность-2015».
Сегодня компания принимает активное участие в реализации таких крупных газопроводных проектов, как «Сила Сибири» и «Северный поток 2». Для первого ОМК поставит свыше четверти всего необходимого объема труб, для второго — 745 км ТБД.
Пример трубников показывает, что для успешного импортозамещения необходимы годы серьезнейшей работы и кооперация всей отрасли, масштабные инвестиции, курс на импортонезависимость крупнейших потребителей, усилия по созданию команд, способных решать глобальные задачи, и огромная воля к победе.
Источник: журнал «Металлы Евразии»