Габор Миклош Сёке: о вдохновении, животных и России

15.10.2015

Фото: Валерий Покумейко

Габор Миклош Сёке — венгерский скульптор, известность которому принесли фигуры животных из деревянных и стальных пластин. Своему мастерству он учился в Академии изящных искусств в Будапеште, а затем — в Академии де Брера в Милане. Сегодня его работы можно увидеть во многих странах — в России, США, Австрии, Германии, Италии.

Сам молодой художник называет их »империей Данте» в память о том, что на создание этих сказочных существ его вдохновил домашний любимец, доберман Данте. Один из представителей этой «империи» — Единорог — сегодня проживает в Городском парке Выксы, на территории фестиваля ART OVRAG. Именно в рамках фестиваля скульптура и была установлена два года назад — теперь же Габор вновь посетил Россию по приглашению ОМК, чтобы отреставрировать своё творение.

Выксе.РФ удалось встретиться с талантливым венгром и задать ему несколько вопросов.

— Как Вы пришли к своей профессии? Сколько лет уже создаёте скульптуры?

— Создавать скульптуры я начал в детстве: просто любил разбирать и собирать. Всё началось с камина моей матери, из которого я создал своё первое существо и назвал его «Тикито». Это слово в самые первые годы заменяло многие слова в моём лексиконе.

— Какая из ваших работ самая популярная?

— Много моих скульптур установлено по всему миру, но у меня никогда не было какого-то списка лучших. Я могу сказать, что добился международного признания благодаря «Летящей овчарке пули» в США. Мой гигантский орёл тоже завоевал большую популярность в России, один из влиятельных российских порталов назвал его лучшим произведением современного искусства в 2014 году. В этом году я завершил создание самой большой в мире скульптуры лошади, которая одновременно является входом на ипподром, где проводятся международные турниры по конкуру и скачкам.

В России сейчас установлены три мои скульптуры — в прекрасных, но совершенно разных местах. Одна из них стоит на многолюдной площади на берегу Волги в Нижнем Новгороде, древнейшем городе, окруженном прекрасным средневековым кремлём. Моя самая недавняя работа — «Сила Комондора» — стоит напротив Министерства обороны, у Парка имени Горького на берегу Москвы-реки. А в прекрасном парке Выксы установлен единорог. Я только сейчас понял, что все мои скульптуры в России стоят у реки или у озера.

— Какие материалы Вы используете, создавая скульптуры?

— Это зависит от множества факторов. Я постоянно экспериментирую с новыми материалами. У меня есть огромный склад, где я храню различные породы дерева, разновидности стали, и многие другие материалы. Для скульптур, устанавливаемых в общественных местах, я использую износостойкую древесину, часто это твёрдые породы дерева — дуб, ясень или каштан. Многое также зависит и от логистики — в некоторых случаях, как, например, при создании Единорога, я использовал те породы дерева, которые мог достать, поэтому он изготовлен из сосны. Олень в Нижнем Новгороде, мой орёл в честь футбольного клуба «Ференцварош» и лошадь у ипподрома «Саморин» изготовлены из самого долговечного материала — из нержавеющей стали, эти скульптуры будут стоять там вечно, и, надеюсь, станут служить ориентиром для места встречи многих поколений. То, какие материалы используются, также сильно зависит от архитектурной и культурной среды: происхождение древесины может символизировать местную культуру, к примеру, единорог изготовлен из типично русской породы дерева, которая, как мне кажется, идеально подходит для Выксы.

— Почему Вы создаёте лишь скульптуры животных?

— Потому что мне лучше всего удается донести свои мысли через животных. Я люблю большие вещи, монументальные объекты, но не все мои скульптуры большие, всё зависит от культурной среды. Большой размер оказывает сильное воздействие на аудиторию и подходит для моих животных, как мне кажется.

— А Вам никогда не хотелось создать скульптуры скромных размеров?

— Хоть большинство и знает меня как создателя монументальных скульптур животных, но я занимаюсь не только этим. Несколько моих инсталляций установлены в различных городах по всему миру, а недавно я запустил мою новую линию мебели под названием «Данте». В любом случае, размер не всегда имеет значение.

— Считаете ли Вы кого-то из деятелей искусства примерном для подражания, своими учителями?

— Мои преподаватели в университете имели совершенно другое видение искусства. Некоторые из них не поняли мою дипломную работу «DanteConference», которая была частично вдохновлена фильмом «Сало, или 120 дней Содома»Пазолини и различными жанрами в истории искусства. Вдохновением может стать что угодно — московская барахолка, тихий парк или новый фильм. Я не могу назвать какие-то конкретные имена, но мне нравятся фильмы Гринуэя и работы Александра Маккуина, а недавно я видел портреты животных работы Джона Уолденса, и они мне очень запомнились. Мне также близок ампир.

— Где вы черпаете вдохновение?

— Где угодно, потому что я много путешествую. Я получаю новые впечатления постоянно.

— Что привело Вас в Выксу и как Вам понравился город?

— Я получил электронное письмо с приглашение на фестиваль ART OVRAG. Это событие стало для меня очень важным, потому что единорог был моей первой скульптурой, установленной в общественном месте в России. Этот город показался мне очень интересным. Мне кажется, что русские очень похожи на венгров, так что мне нравится время от времени приезжать в Россию с моей командой и моим партнёром. Летом, когда мы устанавливали единорога, было очень много комаров. Этот наш приезд выпал на прекрасную осень — представители ОМК пригласили нас отреставрировать «Единорога». В парке было так спокойно, людей интересовал процесс установки скульптуры, некоторые из них беспокоились, что у единорога не будет хвоста, когда мы перестраивали его. Мне кажется, что жители Выксы открыты современному искусству.

— Что для Вас Россия?

— Россия — это культура, монументальность, страна контрастов, иногда сюрреалистичная для меня. Я каждый день узнаю что-то новое о российской истории, меня потрясает российские собрания произведений искусства: Эрмитаж и Третьяковская галерея уникальны, Москва и Санкт-Петербург — это центры культуры. Еда тоже очень вкусная. Я бы хотел ещё работать в России, в частности в Выксе, к тому же у меня есть несколько идей для столичного Парка Горького.


Источник: ИА «Выкса.РФ»

Павел Таран
Павел Таран
руководитель направления по стратегическим коммуникациям
press@omk.ru
Читайте еще
04.07.2023
Демография в маленьком городе
Журнал «Эксперт»
02.09.2022
Культурный центр «Волна» в Выксе
Elle Decoration
02.09.2022
Выксе всех: чему учит культурный опыт города металлургов
«Известия»
18.02.2022
Чусовской метзавод ОМК купил испытательный стенд для рессорной продукции за 65 млн руб
ИА "Интерфакс" (Поволжье)
16.02.2022
Президент ОМК Наталья Еремина: «На всех предприятиях ОМК есть потенциал развития проектов декарбонизации»
Газета "Ведомости"
16.02.2022
Белэнергомаш-БЗЭМ изготовил нетиповые высотные опоры для перехода ЛЭП через Печору
ИА "Интерфакс" (Центр)