Моногородам дали шанс. Депутаты обеспокоились ситуацией в Прикамье

16.09.2015

В регионе сегодня 10 моногородов, причем в шести из них социально-экономическое положение сложное. В условиях рыночной экономики если завод, лесопилка или прииск сбавляют обороты или вовсе закрываются, то в крайне сложном положении оказывается население монопрофильного города или поселка. В Пермском крае сегодня 10 моногородов, причем в шести из них социально-экономическое положение сложное. Это Чусовой, Нытва, Красновишерск, Очер, Теплая Гора, Уральский.

В Законодательном собрании по инициативе Ильи Шулькина, депутата Заксобрания края, 10 сентября прошел круглый стол, посвященный проблемам развития городских и сельских поселений с градообразующими предприятиями. Такие территории по федеральному стандарту могут получить финансовую поддержку из Фонда развития моногородов (ФРМ), созданного в 2014 г. На сегодняшний день он уже заключил 13 генеральных соглашений с 10 регионами о сотрудничестве. Но Пермского края почему-то в этом списке нет.

Инструкция для чиновников

Тема круглого стола вызвала большой интерес. В нем участвовали представители краевого правительства, депутаты, главы муниципальных образований Прикамья, инвесторы, делегаты общественных организаций. Всего порядка 100 человек.

Ожидалось, что основным докладчиком выступит Алексей Чибисов, вице-премьер по экономическому развитию, однако вместо него отдуваться пришлось Роману Кокшарову, министру территориального развития. Он говорил о мерах, которые предпринимаются правительством Пермского края по развитию муниципальных образований, отнесенных к категории моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением.

Из ответов Алексея Чибисова стало ясно: проблем непочатый край. При этом нет понимания наличия и потребностей инвесторов, готовых открыть предприятия и создать рабочие места в моногородах. В том числе нет никакой ясности по Чусовому, где «Объединенная металлургическая компания» (ОМК) свернула планы реконструкции градообразующего завода, и по городу, перефразируя слова классика, бродит призрак безработицы.

Что же конкретно намереваются делать краевые власти? Создалось впечатление, что в правительстве нет ясного понимания решения этой проблемы. Может, сложность в том, как правильно составить заявку в федеральный фонд? Поэтому о требованиях Фонда развития моногородов, специальной федеральной структуры, созданной по инициативе Владимира Путина, рассказал Дмитрий Скриванов, депутат Заксобрания. Напомним, именно ему было поручено запустить данный проект в работу. Депутат представил подробный алгоритм действий, в том числе на примере соседних регионов, требования к документам. Для того чтобы заключить соглашение о софинансировании инвестиционных или инфраструктурных проектов в проблемных территориях, по его словам, региональной исполнительной власти необходимо проявить инициативу.

Шаг навстречу инвестору

Участники круглого стола сошлись во мнении, что регулярные встречи представителей исполнительной власти, бизнесменов, парламентариев способствуют взаимопониманию, оформлению конкретных планов развития территорий, оказавшихся в непростом социально-экономическом положении.

«Зная опыт других регионов, могу сказать, что инвесторы, главы муниципальных образований, правительство региона и депутаты встречаются постоянно, - говорит Дмитрий Скриванов. - Потому что, с одной стороны, это функция муниципалитетов и исполнительной власти регионов, с другой, - без понимания позиции депутатского корпуса, не видя основного направления развития ситуации, инвесторы зачастую делают ошибочные выводы. Например, что их в этой территории не очень-то ждут. Важно, что во время подобной встречи у инвестора возникает возможность высказать свои пожелания. И если исполнительная власть их не слышит, депутаты могут поставить этот вопрос на контроль и сделать так, чтобы позиция бизнеса была воспринята».

Инвесторы, как показал круглый стол, присматриваются к моногородам. К примеру, Сергей Пантелеев, представитель инвестора компании «Теплогорский карьер», сообщил, что инвестор готов вложить в производство в 2015-2016 гг. более 600 млн руб., создать около 200 новых рабочих мест для жителей поселка.

Кроме того, краевая власть должна прислушаться и к пожеланиям глав муниципальных образований, которые до мелочей знают ситуацию в своих территориях.

«ОМК хотя и прекратила реконструкцию завода в Чусовом, но в то же время нас заверили, что не собираются оставлять действующее рессорное производство и покидать территорию, - сказал Николай Симаков, глава Чусовского района. - В связи с этим есть предложение: в нашем городе, так же, как и в районе, есть фонды поддержки малого и среднего предпринимательства. Поэтому ОМК в принципе могла бы в эти фонды влить деньги. Потому что мы - ни город, ни район - не можем сейчас участвовать на условиях совместного финансирования в каких-либо программах поддержки малого бизнеса. У нас сегодня просто на это нет денег. Весовая категория муниципалитета слишком мала для решения вопроса на уровне крупной российской компании. Нам крайне необходима поддержка краевой власти».

Время не ждет

Участники встречи сформулировали предложения в адрес краевого кабинета министров. Их в ближайшее время рассмотрит комитет Заксобрания по экономическому развитию и налогам. В числе рекомендаций - подготовить комплексную программу развития моногородов, учредить в составе краевого правительства должность специального министра, ответственного за решение проблем моногородов, активизировать работу с инвесторами и, наконец, начать взаимодействие с ФРМ.

«Средства, которые выделяются для решения проблем моногородов из федерального бюджета, ограничены, - считает Илья Шулькин, депутат ЗС. - В этом году они уже стали интенсивно использоваться. Всего в Фонд развития моногородов до 2017 г. заложили 30 млрд руб., из них 8 млрд - на текущий год. Причем заявку должна оформлять только исполнительная власть субъекта федерации, а не отдельно взятые муниципалитеты. Другого механизма нет. И если ее не подадут по установленным правилам в этом году, если уже сейчас не начнется работа с федеральными органами власти и фондами, то регион не получит ничего. К сожалению, до последнего времени в данном направлении у нас в регионе ничего не делалось».

В связи с жестким цейтнотом окончательные итоги круглого стола наметили подвести уже на сентябрьском пленарном заседании Заксобрания. Теперь дело за краевым правительством. А в ноябре предложено заслушать отчет исполнительной власти о том, что конкретно было сделано.
Источник: сайт «АиФ» (Пермь)
Павел Таран
Павел Таран
руководитель направления по стратегическим коммуникациям
press@omk.ru
Читайте еще
04.07.2023
Демография в маленьком городе
Журнал «Эксперт»
02.09.2022
Культурный центр «Волна» в Выксе
Elle Decoration
02.09.2022
Выксе всех: чему учит культурный опыт города металлургов
«Известия»
18.02.2022
Чусовской метзавод ОМК купил испытательный стенд для рессорной продукции за 65 млн руб
ИА "Интерфакс" (Поволжье)
16.02.2022
Президент ОМК Наталья Еремина: «На всех предприятиях ОМК есть потенциал развития проектов декарбонизации»
Газета "Ведомости"
16.02.2022
Белэнергомаш-БЗЭМ изготовил нетиповые высотные опоры для перехода ЛЭП через Печору
ИА "Интерфакс" (Центр)