Как выксунские рабочие воспринимают искусство из Москвы

Корреспондент «Города» побывал на фестивале Art Ovrag в Выксе, куда съехались люди из «Стрелки», «Гаража», «Театр.doc» и других высоколобых московских институций, — и узнал у сотрудников Выксунского металлургического завода, как им все это понравилось.

Выкса — маленький город в четырех часах езды от Нижнего Новгорода. Население — примерно 60 тысяч, треть из них работает на местном металлургическом заводе. Выксунцы и выксунки живут, в общем, неплохо. Завод уже четвертый год подряд помогает организовывать местный фестиваль новой городской культуры Art Ovrag, основной куратор этого года — Олег Шапиро из бюро Wowhaus.

Принято считать, что урбанистика, уличное искусство и молодые русские группы никому не интересны за пределами двора «Стрелки». И что городские фестивали — это когда поет Бабкина и проходит конкурс поедания блинов. В Выксу же рискнули привезти мастер-классы по современному искусству «Гаража», стрит-арт представляла команда «Партизанинга», на главной площади города каждый вечер выступали группы «Наадя», EIMIC и другие герои сайта «Афиша–Волна». Театральную часть курировали Александр Вайнштейн и Елена Гремина из «Театр.doc», за еду отвечал хозяин московского бара Cervetti. «Город» узнал у металлургов, как им это понравилось.

 Татьяна Руднева

«Я на заводе 28 лет работаю машинистом компрессорных установок. Родилась в Выксе и живу тут всю жизнь. Раньше мы в забитой глуши жили, а теперь вроде в люди выходим. У нас теперь такой тут авангард. Само искусство больно-то не понимаем, но ведь весело, хорошо и задорно, и детям нравится. Нарисовано на улицах все красиво. Для инвалидов условия сделали.

Музыку на концертах я не понимаю, но мне нравится. Я за прудом живу — там хорошо слышно, когда на площади играют. Вообще-то, я классику люблю, Моцарта, например. Из наших Варвару уважаю — она может петь и фольклор, и эстрадную музыку.

Мы все правда расстроились, когда скульптуру «Джинни» сожгли (работу американского скульптора Джона Пауэрса неизвестные сожгли весной этого года. — Прим. ред.). Не понимаю, кто это сделал, — недоросль откуда взялась. Сейчас шла — на стадионе девочку изрисовали. Думаю, у кого вообще рука поднялась. Мне это дико. Инопланетяне, наверное, сделали, которым не нравится, что нам тут так хорошо».

 Александр Киселев

«Я уже пять лет работаю прорабом, мы занимаемся строительством дорог. Наша предприятие — часть Выксунского завода. И жена с заводом связана, и у нее все тендеры на заводе. За счет завода город и живет.

Местная администрация развлекает молодежь, вот фестиваль привезли, он нас тут как-то объединяет. На строительство дорог у нас спонсоров мало найдется, а вот на фестиваль находятся. Так что пусть лучше его проводят, чем ничего. Из программы мне нравится музыка и то, как город преображается, — красиво стены домов у нас разукрашивают. Вместо серых обшарпанных стен теперь у нас яркие интересные рисунки. Вот скульптуры, если честно, я совсем не понимаю — это уже на любителя».

 Маргарита Полихина

«Я пошла на завод, как только у меня появилась возможность работать. Мне тогда лет 19 было. Сначала работала на самом заводе, теперь я менеджер. Городок у нас маленький — никогда тут ничего не было. А теперь и фестиваль есть. У нас ведь до этого не знали, например, некоторые виды танцев. Вот бальные и танец живота у нас преподают, а теперь и танго привезли. На мастер-классы по жонглированию даже взрослые ходили. Они показывают, что есть и другие варианты для работы. Вот посмотрит молодежь и может захочет в цирк пойти.

Для маленьких детей хотелось бы больше мероприятий, а то у меня их двое. Старшая пошла в музей на мастер-класс, а младшая у меня — ребенок-инвалид. Хочется занять их как-то. На концерты я пойти не смогла из-за личных обстоятельств, но музыку я люблю — Филиппа Киркорова, например. Из западных знаю и люблю старых типа Scorpions и The Beatles. Так-то я обычно слушаю «Русское радио».

Очень хотелось бы у нас в городе иметь побольше 3D-рисунков. Я в интернете видела, как их на асфальте делают. Такая красота!»

 Кирилл Горелов

«Я специалист по пожарной сигнализации. Мы занимаемся пожаротушением и обслуживаем системы сигнализации. Жена — педагог. Из Выксы уезжать не хотим — нравится.

Я считаю, что такие фестивали должны чаще проводиться, — они нас как-то объединяют, ориентируют в сторону добра. Мы с женой и детьми везде ходим — участвуем, где можем. Были в «Гараже» на мастер-классе, а потом повели детей на жонглирование. Уличное искусство мне нравится. Может быть, мы и сами хотели бы так сделать, но не умели. На концерты я не попал, но музыку очень люблю. Слушаю Morcheeba, из более альтернативного — Animals as Leaders. Из российских групп могу назвать альтернативщиков Shokran — это стиль джент или прогрессив».

 Николай Родчин

«Я рабочий, уже 15 лет на заводе. Родители тоже заводские, из Выксы. Мы с женой из музыки больше 80-е слушаем, Юрий Антонов нам нравится, а также «Чайф». Но все равно — во время фестиваля специально окошки открытыми держим, чтобы всех послушать. 

Мы не всегда можем с работы уйти, но на акциях фестиваля бывали. Жаль, что работу «Джинни» какие-то вандалы сожгли. Таких людей надо однозначно наказывать. Все очень переживали. За четыре года много памятников архитектуры появилось. Уличное искусство — это, конечно, красиво, но вообще хотелось бы в городе больше порядка».
Источник: журнал «Афиша»
Источник:Журнал «Афиша»