Как социальная предпринимательница смогла основать туристический проект и агентство по развитию малых территорий

Социальная предпринимательница Екатерина Затуливетер основала туристический проект «Альтуризм» и агентство по развитию малых территорий. Когда началась пандемия COVID-19 и социальная жизнь встала на паузу, она придумала несколько новых продуктов, получила дополнительный доход в несколько миллионов рублей — и вошла в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards

<...>

Не туризм, а культурная политика
«На мой взгляд, интерес к путешествиям по России связан как с тем, что россияне насмотрелись на зарубежные страны и заграница перестала быть чем-то экзотическим и оттого желанным. Так и со все возрастающим спросом на интеллектуальный досуг. В последнем случае путешествие по России является для многих способом исследования собственной национальной идентичности, поиском ответа на вопросы: кто мы, откуда мы, куда мы идем? Эпидемиологическая ситуация не создала, но ускорила развитие этого спроса», — говорит Айрат Багаутдинов, основатель проекта «Москва глазами инженера». В последнее время он развивает не только городской туризм, но и загородные поездки: в Тулу, Тверь, Зарайск, Нижний Новгород, в 2017 году совокупная выручка проектов превышала 16 млн рублей.

Другое направление социальных инициатив — сохранение культурного наследия. «Малой территории сложнее привлечь внимание и финансирование, поэтому им требуется больше помощи — многие жертвователи это чувствуют и понимают. Но если сам объект выдающийся или просто нравится людям, то он все равно будет привлекать больше денег, где бы ни находился», — рассказывает Роман Ушаков из фонда «Внимание», который собирает деньги на восстановление исторических объектов. В копилке проекта, например, «Дом со львом» в селе Поповка Саратовской области — уникальный образец крестьянского жилья, где почти в идеальном состоянии сохранились росписи начала прошлого века и который был восстановлен.

«Подобные социокультурные проекты сегодня выступают значимым фактором устойчивого развития местных сообществ и локальных культур. Порой даже более значимым, чем бюджетная поддержка инфраструктуры культуры», — уверен Сергей Георгиевский, урбанист, генеральный директор агентства стратегического развития «ЦЕНТР». Проекты «Альтуризм», «АРХидеи для уездного города», «Центр развития поморской культуры», Sep Community и другие — это предпринимательство, основанное на работе с ресурсами в области туристической деятельности и ремесленных практик, позволяющее генерировать доход от культурной активности. Важное отличие подобных моделей — работа с понятиями «территория», «местное сообщество», «капитализация культурного наследия».

При этом запрос на изменения, как правило, формируется внутри местного сообщества, а внешние структуры лишь помогают его правильно оформить и реализовать, объясняет эксперт. Подобными внешними ресурсами являются гранты региональных министерств культуры и программы поддержки малого предпринимательства, такие проекты, как «Пространство развития» Российского союза молодежи, грантовый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» Фонда Владимира Потанина, конкурс «Культурная мозаика малых городов и сел» Фонда Тимченко, а также ежегодные конкурсы от крупного бизнеса: «Родные города» компании «Газпром нефть», программа социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел», социальные программы группы «Татнефть», конкурс «ОМК-Партнерство» Объединенной металлургической компании, программа «Территория РУСАЛа» и другие.

«Если говорить о желающих развивать малые территории, это могут быть муниципалитеты и крупные компании, которые присутствуют в регионе и могут выделять ресурсы в рамках программ социальной ответственности. Но и те, и другие готовы давать небольшие суммы. В большинстве случаев это разовые суммы в несколько миллионов рублей, — рассказывает Олег Степанов, директор фонда «Большая земля», который занимался развитием Териберки. — Есть и более существенные вложения, в районе 50 млн рублей в город. Но таких примеров мало». Олег Степанов приводит успешные кейсы: пример изменения на уровне коммуникации и культуры — ставший драйвером развития территорий фестиваль «Арт-Овраг» в Выксе Нижегородской области, организованный Объединенной металлургической компанией и благотворительным фондом «ОМК-Участие»; пример вложения в капитальное строительство — строительство индустриального парка в Усть-Лабинске Краснодарского края компанией «Базовый Элемент». «Но эффективнее всего работал бы комплексный подход. Надо финансировать развитие экономики, малого бизнеса, который больше всего влияет на занятость населения на территории, социального капитала», — считает Степанов.

<...>

Полный текст материала размещен на сайте СМИ
Источник:FORBES WOMAN
pdf Скачать