Как социальная предпринимательница смогла основать туристический проект и агентство по развитию малых территорий
02.02.2021Социальная предпринимательница Екатерина Затуливетер основала туристический проект «Альтуризм» и агентство по развитию малых территорий. Когда началась пандемия COVID-19 и социальная жизнь встала на паузу, она придумала несколько новых продуктов, получила дополнительный доход в несколько миллионов рублей — и вошла в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards
<...>
Не туризм, а культурная политика
«На мой взгляд, интерес к путешествиям по России связан как с тем, что россияне насмотрелись на зарубежные страны и заграница перестала быть чем-то экзотическим и оттого желанным. Так и со все возрастающим спросом на интеллектуальный досуг. В последнем случае путешествие по России является для многих способом исследования собственной национальной идентичности, поиском ответа на вопросы: кто мы, откуда мы, куда мы идем? Эпидемиологическая ситуация не создала, но ускорила развитие этого спроса», — говорит Айрат Багаутдинов, основатель проекта «Москва глазами инженера». В последнее время он развивает не только городской туризм, но и загородные поездки: в Тулу, Тверь, Зарайск, Нижний Новгород, в 2017 году совокупная выручка проектов превышала 16 млн рублей.
Другое направление социальных инициатив — сохранение культурного наследия. «Малой территории сложнее привлечь внимание и финансирование, поэтому им требуется больше помощи — многие жертвователи это чувствуют и понимают. Но если сам объект выдающийся или просто нравится людям, то он все равно будет привлекать больше денег, где бы ни находился», — рассказывает Роман Ушаков из фонда «Внимание», который собирает деньги на восстановление исторических объектов. В копилке проекта, например, «Дом со львом» в селе Поповка Саратовской области — уникальный образец крестьянского жилья, где почти в идеальном состоянии сохранились росписи начала прошлого века и который был восстановлен.
«Подобные социокультурные проекты сегодня выступают значимым фактором устойчивого развития местных сообществ и локальных культур. Порой даже более значимым, чем бюджетная поддержка инфраструктуры культуры», — уверен Сергей Георгиевский, урбанист, генеральный директор агентства стратегического развития «ЦЕНТР». Проекты «Альтуризм», «АРХидеи для уездного города», «Центр развития поморской культуры», Sep Community и другие — это предпринимательство, основанное на работе с ресурсами в области туристической деятельности и ремесленных практик, позволяющее генерировать доход от культурной активности. Важное отличие подобных моделей — работа с понятиями «территория», «местное сообщество», «капитализация культурного наследия».
При этом запрос на изменения, как правило, формируется внутри местного сообщества, а внешние структуры лишь помогают его правильно оформить и реализовать, объясняет эксперт. Подобными внешними ресурсами являются гранты региональных министерств культуры и программы поддержки малого предпринимательства, такие проекты, как «Пространство развития» Российского союза молодежи, грантовый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» Фонда Владимира Потанина, конкурс «Культурная мозаика малых городов и сел» Фонда Тимченко, а также ежегодные конкурсы от крупного бизнеса: «Родные города» компании «Газпром нефть», программа социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел», социальные программы группы «Татнефть», конкурс «ОМК-Партнерство» Объединенной металлургической компании, программа «Территория РУСАЛа» и другие.
«Если говорить о желающих развивать малые территории, это могут быть муниципалитеты и крупные компании, которые присутствуют в регионе и могут выделять ресурсы в рамках программ социальной ответственности. Но и те, и другие готовы давать небольшие суммы. В большинстве случаев это разовые суммы в несколько миллионов рублей, — рассказывает Олег Степанов, директор фонда «Большая земля», который занимался развитием Териберки. — Есть и более существенные вложения, в районе 50 млн рублей в город. Но таких примеров мало». Олег Степанов приводит успешные кейсы: пример изменения на уровне коммуникации и культуры — ставший драйвером развития территорий фестиваль «Арт-Овраг» в Выксе Нижегородской области, организованный Объединенной металлургической компанией и благотворительным фондом «ОМК-Участие»; пример вложения в капитальное строительство — строительство индустриального парка в Усть-Лабинске Краснодарского края компанией «Базовый Элемент». «Но эффективнее всего работал бы комплексный подход. Надо финансировать развитие экономики, малого бизнеса, который больше всего влияет на занятость населения на территории, социального капитала», — считает Степанов.
<...>
Полный текст материала размещен на сайте СМИ
<...>
Не туризм, а культурная политика
«На мой взгляд, интерес к путешествиям по России связан как с тем, что россияне насмотрелись на зарубежные страны и заграница перестала быть чем-то экзотическим и оттого желанным. Так и со все возрастающим спросом на интеллектуальный досуг. В последнем случае путешествие по России является для многих способом исследования собственной национальной идентичности, поиском ответа на вопросы: кто мы, откуда мы, куда мы идем? Эпидемиологическая ситуация не создала, но ускорила развитие этого спроса», — говорит Айрат Багаутдинов, основатель проекта «Москва глазами инженера». В последнее время он развивает не только городской туризм, но и загородные поездки: в Тулу, Тверь, Зарайск, Нижний Новгород, в 2017 году совокупная выручка проектов превышала 16 млн рублей.
Другое направление социальных инициатив — сохранение культурного наследия. «Малой территории сложнее привлечь внимание и финансирование, поэтому им требуется больше помощи — многие жертвователи это чувствуют и понимают. Но если сам объект выдающийся или просто нравится людям, то он все равно будет привлекать больше денег, где бы ни находился», — рассказывает Роман Ушаков из фонда «Внимание», который собирает деньги на восстановление исторических объектов. В копилке проекта, например, «Дом со львом» в селе Поповка Саратовской области — уникальный образец крестьянского жилья, где почти в идеальном состоянии сохранились росписи начала прошлого века и который был восстановлен.
«Подобные социокультурные проекты сегодня выступают значимым фактором устойчивого развития местных сообществ и локальных культур. Порой даже более значимым, чем бюджетная поддержка инфраструктуры культуры», — уверен Сергей Георгиевский, урбанист, генеральный директор агентства стратегического развития «ЦЕНТР». Проекты «Альтуризм», «АРХидеи для уездного города», «Центр развития поморской культуры», Sep Community и другие — это предпринимательство, основанное на работе с ресурсами в области туристической деятельности и ремесленных практик, позволяющее генерировать доход от культурной активности. Важное отличие подобных моделей — работа с понятиями «территория», «местное сообщество», «капитализация культурного наследия».
При этом запрос на изменения, как правило, формируется внутри местного сообщества, а внешние структуры лишь помогают его правильно оформить и реализовать, объясняет эксперт. Подобными внешними ресурсами являются гранты региональных министерств культуры и программы поддержки малого предпринимательства, такие проекты, как «Пространство развития» Российского союза молодежи, грантовый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» Фонда Владимира Потанина, конкурс «Культурная мозаика малых городов и сел» Фонда Тимченко, а также ежегодные конкурсы от крупного бизнеса: «Родные города» компании «Газпром нефть», программа социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел», социальные программы группы «Татнефть», конкурс «ОМК-Партнерство» Объединенной металлургической компании, программа «Территория РУСАЛа» и другие.
«Если говорить о желающих развивать малые территории, это могут быть муниципалитеты и крупные компании, которые присутствуют в регионе и могут выделять ресурсы в рамках программ социальной ответственности. Но и те, и другие готовы давать небольшие суммы. В большинстве случаев это разовые суммы в несколько миллионов рублей, — рассказывает Олег Степанов, директор фонда «Большая земля», который занимался развитием Териберки. — Есть и более существенные вложения, в районе 50 млн рублей в город. Но таких примеров мало». Олег Степанов приводит успешные кейсы: пример изменения на уровне коммуникации и культуры — ставший драйвером развития территорий фестиваль «Арт-Овраг» в Выксе Нижегородской области, организованный Объединенной металлургической компанией и благотворительным фондом «ОМК-Участие»; пример вложения в капитальное строительство — строительство индустриального парка в Усть-Лабинске Краснодарского края компанией «Базовый Элемент». «Но эффективнее всего работал бы комплексный подход. Надо финансировать развитие экономики, малого бизнеса, который больше всего влияет на занятость населения на территории, социального капитала», — считает Степанов.
<...>
Полный текст материала размещен на сайте СМИ
Читайте еще
18.02.2022
Чусовской метзавод ОМК купил испытательный стенд для рессорной продукции за 65 млн руб
ИА "Интерфакс" (Поволжье)
16.02.2022
Президент ОМК Наталья Еремина: «На всех предприятиях ОМК есть потенциал развития проектов декарбонизации»
Газета "Ведомости"
16.02.2022
Белэнергомаш-БЗЭМ изготовил нетиповые высотные опоры для перехода ЛЭП через Печору
ИА "Интерфакс" (Центр)