Крупный бизнес выращивает социальных предпринимателей. Для чего и как?
12.01.2021Автор: Дарья Менделеева
С 2016 года Объединенная металлургическая компания поддерживает развитие социального предпринимательства в своих регионах присутствия. Зачем крупному производителю мелкий бизнес, и каким компания видит социальное предпринимательство в своих моногородах, рассказывает Ольга Миронова, руководитель направления по корпоративной социальной ответственности ОМК.
– Зачем социальные предприниматели нужны там, где есть крупная компания?
– Услуги социальных предпринимателей помогают решать локальные проблемы жителей моногородов и поселков.
Например, в небольших городах услуги для пожилых людей или по уходу за стариками – большая редкость. Занятия английским с детьми с инвалидностью требует особой квалификации, которая не всегда есть у преподавателей обычных курсов. Фермерам нужны услуги доступной мастерской по ремонту холодильников и доильных аппаратов чтобы не приходилось возить технику в республиканский центр. Маленькое форелевое хозяйство в небольшом городе притягивает региональных туристов. Я перечислила только некоторые примеры проектов социальных предпринимателей, которых поддерживаем мы.
Кроме того, социальные предпринимательские проекты открывают родители детей с особенностями здоровья. Например, массажный салон или соляную пещеру. Они решают проблемы, волнующие их, а заодно и те, что есть в городе.
Также социальные предприниматели создают рабочие места, не связанные с деятельностью градообразующего предприятия, трудоустраивают людей с инвалидностью.
Не совсем правильно противопоставлять крупный бизнес и социальное предпринимательство. Очевидно, что задача крупных компаний – это производство продукции для экономики страны и обеспечение налоговых отчислений, создание современных рабочих мест и поддержание высокого дохода сотрудников. Но крупный бизнес понимает, что сегодня одного только решения экономических задач недостаточно.
Мы видим, что бизнес всего мира разворачивается в сторону человека: кардинального снижения влияния на климат, на природу и здоровье людей, системной помощи местным сообществам.
Весной весь мир объявил строгий локдаун. Бизнес не только максимально усилил охрану здоровья своих сотрудников, но и поддерживал регионы, где находятся предприятия, сохранял рабочие места. Например, ОМК направила более 150 млн руб. на ремонт районных больниц, покупку ИВЛ и средств защиты для врачей. Вместе с благотворительным фондом «ОМК-Участие» и волонтерами движения Общероссийского народного фронта #МыВместе во время карантина ОМК помогла продуктами более чем 12 тыс. людям. В конце прошлого года российский ритейл снизил цены на некоторые продукты.
Мы видим примеры, что бизнес не ограничен своими прямыми целями, а действует в целях устойчивого развития. В партнерстве с представителями власти и местных сообществ бизнес работает в соответствии с интересами людей и национальными приоритетами. И в нашей политике КСО значительное место отводится помощи в открытии социального бизнеса в регионах, где расположены предприятия ОМК.
– Социальный предприниматель – это энтузиаст с идеей, или он должен уметь строить бизнес?
– Однозначно, это всё-таки предприниматель. Он должен создать устойчивый проект, который живёт не на гранты и субсидии, а самоокупаем, приносит прибыль, которая идет на развитие дела.
– Почему тогда не пригласить в социальную сферу обычный бизнес?
– Не все предприниматели готовы делать решение социальных проблем своим основным бизнесом. В этой сфере высоки предпринимательские риски, поэтому сложно начать работу без поддержки со стороны, да и доходы таких предпринимателей невысоки. Для крупного бизнеса соответствовать целям устойчивого развития – это уже насущная необходимость. Вовлекать малый бизнес, наверное, также нужно. Но это вектор развития.
<...>
Полный текст публикации размещен на сайте СМИ.