«Это не сон». Зачем моногороду современное искусство
27.10.2020Автор: Полина Сурнина
Что меняется в жизни маленького города, когда в него приходит искусство? Фестиваль городской культуры «Арт-овраг» в Выксе встретили в штыки, но спустя почти десять лет все изменилось
«Черный вечер, белый снег»
Выкса – маленький городок в Нижегородской области. Здесь живет 60 тысяч человек. Каждый пятый из них работает на Выксунском металлургическом заводе (ВМЗ).
«Мое главное воспоминание из детства – неприятный горько-вяжущий запах черняшки (полуфабрикат героина – прим. ред.). Мы здесь катались на каруселях, и везде был этот запах. Нам говорили, что это наркоманы, но мы не понимали этого слова», – Таня Остроглазова, молодая девушка с дредами, стоит посреди родного двора в микрорайоне Юбилейный и рассказывает о своем детстве.
Восемь-десять лет назад в Выксу наконец начали вкладывать деньги – в том числе, и ВМЗ через совместные инвестиционные проекты. В 2011 году благотворительный фонд «ОМК-Участие» и Объединенная металлургическая компания (один из учредителей ВМЗ) решили организовать в Выксе фестиваль городской культуры «Арт-Овраг».
Он задумывался как способ отвлечь молодежь от разных вредных привычек, например, наркомании – большой проблемы маленьких городов, где почти нет осмысленных интересных занятий для подростков.
Это не сон
Первые несколько лет «Арт-Овраг» шел в Выксе туго. «Я экскурсии водила и по фестивалю, и по росписям первым, – все воспринималось в штыки», – говорит экскурсовод Наталья Голубева.
Объекты, которые не нравились местным, просто исчезали. Например, была сожжена башня из деревянных блоков Big Gini – работа американца Джона Пауэрса.
В 2018 году в «Посадке», которая тогда выглядела далеко не так образцово-показательно, появилась работа екатеринбургского художника Тимы Ради. Согласно ТЗ, Радя должен был «пролить свет на гиблое место» – и он подвесил среди сосен светящиеся буквы «Это не сон». Инсталляцию подключили к городскому освещению.
И сразу же появился проект реконструкции парка. Через год он преобразился: тропинки между деревьев заменили асфальтированными дорожками, построили горки для самокатчиков и сделали ночное освещение.
«Когда городом долго не занимаются, когда он весь валится, нет воды, газа и всего остального, никто никакой фестиваль воспринимать не будет. Народ считает: вы тратите безумные деньги на современное искусство, а у нас тут дорога не сделана, – говорит Елена Васина, начальник управления культуры, туризма и молодежной политики администрации Выксы. – Нужно благоустраивать город, чтобы жители, получая комфортные условия жизни, с пониманием относились и к искусству».
<...>
Этим летом фестиваль должен был пройти в десятый раз – но помешала пандемия. Однако мурал по эскизу художника-концептуалиста Эрика Булатова организаторы фестиваля решили делать все равно – он был призом соревнования между цехами на Выксунском металлургическом заводе.
Под оглушительные звуки «Машинной рапсодии», исполнявшейся на трубе самого крупного диаметра, в расходящихся вспышках света перед журналистами предстал новый мурал Индустриального стрит-арт парка. Шесть художников перенесли на стену трубоэлектросварочного цеха многократно увеличенные картины Эрика Булатова – «Стой – иди» и «Амбар в Нормандии», нарисованный дважды, ночью и днем.
«Много было к нам запросов по поводу того, как мы понимаем смысл этой работы, – говорит 20-летняя Дарья Пухова, которая работает в этом цеху дефектоскопистом рентгено-гаммаграфирования. – Спрашивали старшие мастера, начальники цехов, начальники дивизионов. – Лично моя версия такая. Первая ассоциация – «стой». Затем такая же большая ассоциация – «иди». А в середине маленькое «иди» – наверное, это вывод. Человек принимает решение идти – неважно, куда».
Стену готовили почти год. «Она была в жутком состоянии, неровная, с металлическими заплатками. Мы долго выбирали, чем облицовывать, и остановились на профнастиле, – рассказывает куратор Индустриального стрит-арт парка Ольга Погасова. – У нас была презентация с фотографиями этого профнастила в разное время суток. Примерно как у Моне с Руанским собором».
Во время создания самого мурала непредвиденных сложностей тоже хватало. Сначала в палитре аэрозолей Montana (обычно ими бомбят заборы) не оказалось сложных оттенков с картины Булатова, и приходилось добиваться некоторых цветов путем многократного перекрытия. Потом вмешалась погода: краска набирала влагу из воздуха и уползала на асфальт, не успевая закрепиться на стене. Но через двадцать дней мурал все же был готов – и открыт к новым интерпретациям.
Ольга Погасова, готовясь к нанесению мурала, безвылазно провела на ВМЗ несколько месяцев. Познакомилась с рабочими. И получила от одного из них письмо.
«Разрешите поблагодарить Вас за Ваш вклад в историю города, предприятия и искусства в целом. Надеюсь, что Вам нравится Ваша работа. Это же правда? Говорят, что не очень-то хорошо, когда любимое занятие становится работой. Думаю, что это индивидуально, и бывают времена, когда и любимая работа … не приносит должного удовлетворения. Люди часто бывают капризными, а людям искусства требуется очень много удачно складывающихся факторов, дабы замысел воплотить в жизнь».
Полный текст публикации размещен на сайте издания.