Стрит-арт и власти: Часть 1. Сказка о рассеянном времени
11.08.2020Из способа заявить о себе в городе, формы вандализма, за который штрафуют, и метода сопротивления уличное искусство стремительно превратилось в часть культурного мейнстрима с фестивалями, премиями и профессиональными организациями. Однако агрессивное художественное высказывание, которым изначально считали графитти, все чаще само становится жертвой — их закрашивают коммунальщики, с ними ведут борьбу местные жители, они разрушаются от времени.
В первой части материала, посвященного трансформации статуса стрит-арта, критик Игорь Гребельников рассказывает, как недавние случаи уничтожения и восстановления работ помогают перераспределять расстановку сил в городах. А во второй — художники и кураторы, занятые в индустрии, говорят о беззащитности и возможности противостоять уличного искусства вандалам, чиновникам и времени.
Громкой новостью в российском арт-сообществе стал инцидент в Выксе, знаменитой своим фестивалем «Арт-Овраг». 5 июля коммунальные службы города в ходе ремонта стены жилого дома закрыли утеплителем мурал Паши 183 «Сказка о потерянном времени», по сути, уничтожив работу прославленного художника, ушедшего из жизни в 2013 году. История получила резонанс: восстановлением росписи озадачились не только организаторы фестиваля — фонд «ОМК — Участие», — но и городские власти, предприниматели, рядовые горожане. И — о, чудо! Менее чем через месяц работа была восстановлена на том же месте.
Такого рода инциденты в сфере стрит-арта происходят постоянно, причем по всему миру. Вот два показательных и совершенно разных примера за последние месяцы. В Твери продолжилась, и благо быстро разрешилась битва за мурал — портрет Александра Солженицына со словами «Жить — не по лжи!», его автор — художник Джокер. В прошлом году жители типовой пятиэтажки возмутились изображением великого писателя, как только оно появилось на их доме. Многочисленные письма и заявления — а одним из инициаторов протеста выступил отставной прокурор, проживающий в этом доме, — решили дело: портрет распорядились закрасить. И это несмотря на то, что в свое время за него тверитян поблагодарила Наталья Солженицына, вдова писателя. 4 июля этого года активисты партии «Рот Фронт» закрасили портрет. А уже через десять дней портрет писателя и надпись появились на новом месте, правда, в чуть уменьшенном масштабе — на торце трехэтажки в самом центре города. Вроде бы с разрешения властей, но выяснилось, что этот дом конца XVIII века — объект охраны. Так что не исключен очередной перенос.
Другая новость пришла из Норвегии: 27 июля в Осло начались работы по переносу с правительственного здания сграффито Пабло Пикассо; эти муралы им были выполнены в 1960-е годы в пескоструйной технике в соавторстве с норвежским художником. Дело в том, что здание, пострадавшее во время терракта Брейвика, решено было снести, а сграффито разместить на другом доме. Общественность протестовала против нового места, и пока что судьба этих работ не определена: их демонтировали и отправили на хранение. Но можно не сомневаться, что рано или поздно они появятся в городском пространстве.
Полностью материал можно прочитать на сайте издания.
В первой части материала, посвященного трансформации статуса стрит-арта, критик Игорь Гребельников рассказывает, как недавние случаи уничтожения и восстановления работ помогают перераспределять расстановку сил в городах. А во второй — художники и кураторы, занятые в индустрии, говорят о беззащитности и возможности противостоять уличного искусства вандалам, чиновникам и времени.
Громкой новостью в российском арт-сообществе стал инцидент в Выксе, знаменитой своим фестивалем «Арт-Овраг». 5 июля коммунальные службы города в ходе ремонта стены жилого дома закрыли утеплителем мурал Паши 183 «Сказка о потерянном времени», по сути, уничтожив работу прославленного художника, ушедшего из жизни в 2013 году. История получила резонанс: восстановлением росписи озадачились не только организаторы фестиваля — фонд «ОМК — Участие», — но и городские власти, предприниматели, рядовые горожане. И — о, чудо! Менее чем через месяц работа была восстановлена на том же месте.
Такого рода инциденты в сфере стрит-арта происходят постоянно, причем по всему миру. Вот два показательных и совершенно разных примера за последние месяцы. В Твери продолжилась, и благо быстро разрешилась битва за мурал — портрет Александра Солженицына со словами «Жить — не по лжи!», его автор — художник Джокер. В прошлом году жители типовой пятиэтажки возмутились изображением великого писателя, как только оно появилось на их доме. Многочисленные письма и заявления — а одним из инициаторов протеста выступил отставной прокурор, проживающий в этом доме, — решили дело: портрет распорядились закрасить. И это несмотря на то, что в свое время за него тверитян поблагодарила Наталья Солженицына, вдова писателя. 4 июля этого года активисты партии «Рот Фронт» закрасили портрет. А уже через десять дней портрет писателя и надпись появились на новом месте, правда, в чуть уменьшенном масштабе — на торце трехэтажки в самом центре города. Вроде бы с разрешения властей, но выяснилось, что этот дом конца XVIII века — объект охраны. Так что не исключен очередной перенос.
Другая новость пришла из Норвегии: 27 июля в Осло начались работы по переносу с правительственного здания сграффито Пабло Пикассо; эти муралы им были выполнены в 1960-е годы в пескоструйной технике в соавторстве с норвежским художником. Дело в том, что здание, пострадавшее во время терракта Брейвика, решено было снести, а сграффито разместить на другом доме. Общественность протестовала против нового места, и пока что судьба этих работ не определена: их демонтировали и отправили на хранение. Но можно не сомневаться, что рано или поздно они появятся в городском пространстве.
Общее в этих историях — относительно благополучный исход. Ситуации разрешились не только потому, что изображения связаны с известными личностями, но также благодаря волне публичного обсуждения в медиа и соцсетях. И все же это пока исключения из правила: по большому счету граффити и муралы беззащитны перед погодой, властями и жильцами домов.
Полностью материал можно прочитать на сайте издания.
Читайте еще
18.02.2022
Чусовской метзавод ОМК купил испытательный стенд для рессорной продукции за 65 млн руб
ИА "Интерфакс" (Поволжье)
16.02.2022
Президент ОМК Наталья Еремина: «На всех предприятиях ОМК есть потенциал развития проектов декарбонизации»
Газета "Ведомости"
16.02.2022
Белэнергомаш-БЗЭМ изготовил нетиповые высотные опоры для перехода ЛЭП через Печору
ИА "Интерфакс" (Центр)