Владимир Маркин: «Не вижу больших рисков от санкций»

Угроза расширения санкций в отношении России пока не влияет на поставки труб в Европу, заявил в интервью ИТАР-ТАСС президент Объединенной металлургической компании (ОМК) Владимир Маркин. Новый трубный завод в американском Хьюстоне тоже продолжает работать. Но дальнейшие перспективы российских трубных компаний будут зависеть от запуска строительства «Силы Сибири» — газопровода в Китай длиной 4 тыс. км.

— Как пережили 2013 год — с девальвацией рубля и замедлением экономики?

— Выручка за год составила 105 млрд руб., на 6% меньше, чем в 2012 году. Около 70% пришлось на трубную продукцию, 12% — на колеса, еще 12% — на соединительные детали и трубопроводную арматуру, 3% — на рессоры, остальное — прочая продукция. Снижение произошло в основном за счет уменьшения реализации железнодорожных колес (ОМК обеспечивает около 60% российского потребления этого вида продукции. — ИТАР-ТАСС). Спрос на них снизился в связи с выходом на магистрали большого количества новых вагонов, не требующих ремонта. Мы меньше произвели и соединительных деталей трубопроводов из-за переноса крупных проектов. Сейчас мы ждем снижения чистой прибыли по группе ОМК за 2013 год в три раза, она превысит 4 млрд руб. При этом рентабельность Выксунского метзавода (основной актив ОМК. — ИТАР-ТАСС) по чистой прибыли выше в два–десять раз его «трубных одноклассников». Снижение прибыли в прошлом году связано в основном со значительным ростом курсов валют, а также со снижением продаж колес и соединительных деталей трубопроводов. Изменение курса требует переоценки валютных кредитов. Обязательства по ним оцениваются по текущим курсам. Соответственно, когда курс валюты растет, то растет и сумма обязательств, которая влияет на результат в отчетности.

— Прогноз на 2014 год уже понятен?

— С учетом увеличения объемов реализации труб большого диаметра в связи с планируемой отгрузкой для первой ветки «Южного потока» ожидаем рост.
В 2013 году группа произвела 800 тыс. тонн труб большого диаметра (ТБД), а общий объем трубной продукции составил 1,8 млн тонн. Также произвели 660 тыс. штук железнодорожных колес. В 2014 году мы планируем произвести около 650 тыс. штук железнодорожных колес и не менее 2,1 млн тонн труб. Рассчитываем, что около 1 млн тонн составит производство ТБД.

— За счет каких проектов ОМК увеличит отгрузку ТБД? 

— Их несколько. Это подводная часть газопровода «Южный поток», для первой и второй веток которого мы будем поставлять 35% от всего их объема. Это более 600 км. Также планируется завершение проекта второй нитки газопровода Бованенково — Ухта, проект «Южный коридор», нефтепровод Заполярное — Пурпе, нефтепровод Куюмба — Тайшет. Кроме того, у «Транснефти» большая программа по строительству новых нефтепродуктопроводов. Плюс ЛУКОЙЛ продолжается развитие Филановского месторождения, а также проекты СИБУРа. От общего плана по выпуску труб на 2014 год уже законтрактовано более половины. В частности, мощности по выпуску ТБД полностью загружены до августа. Есть контракты и на четвертый квартал.

— Не перенесут ли снова «Южный поток»?

— Полагаю, что «Южный поток» сейчас никто тормозить не станет, понимая, что российский газ в Европе в ближайшие годы не имеет реальной альтернативы. Производство труб для первой ветки «Потока» запущено в середине апреля. Рынок труб большого диаметра в этом году не упадет, потребление в России сохранится на уровне прошлого года — 1,7–1,9 млн тонн. Продолжится реализация проектов «Газпрома» и «Транснефти». А за счет проектов ЛУКОЙЛа и «Роснефти» ожидается высокое потребление труб нефтяными компаниями. На высоком уровне сохранится закупка трубной продукции для ремонта газо- и нефтепроводов.    

— А в среднесрочной перспективе, на ближайшие три–пять лет?

— Жду роста потребления при условии начала реализации проекта «Сила Сибири». Также продолжится строительство газопроводов мегапроекта «Ямал» — третья нитка газопровода Бованенково — Ухта и вторая нитка Ухта — Торжок, реализация программы развития Восточной газотранспортной системы для организации поставок газа в страны АТР и газоснабжения восточных регионов России. «Транснефть» к 2015 году начнет реализацию проектов строительства нефтепродуктопроводов. В 2015–2016 годах ожидается увеличение потребления труб нефтяными компаниями для строительства нефтепроводов-врезок в магистральную систему ВСТО «Транснефти». После 2015 года прогнозируется рост закупок труб для ремонта.

— Инвестпрограмму на 2014 год не сократите?

— В 2013 году затраты на инвестпроекты составили более 16 млрд руб., что на 7% больше 2012 года. При этом доля собственных средств ОМК в финансировании инвестиций — около 60%. В целом в 2014 году в развитие производств планируется вложить 18 млрд руб. Из них 7 млрд руб. пойдет в проект строительства трубно-сталеплавильного комплекса в Чусовом, общая стоимость которого превышает 50 млрд руб. Остальное будет направлено на завершение модернизации трубных цехов и строительство новых линий покрытия труб ВМЗ и другие проекты. Также в этом году планируется начать производство колес для высокоскоростных электропоездов.

— На каком этапе сейчас трубно-сталеплавильный проект в Пермском крае?

— Осенью 2013 года начался демонтаж старых цехов Чусовского металлургического завода, который продолжается сегодня. Продолжаются основные работы по проектированию комплекса, идет выбор подрядчиков. В конце года проект строительства завода мощностью 450 тыс. тонн труб в год планируется направить в Главгосэкспертизу. В 2015–2016 годах начнется возведение производственных объектов и монтаж нового оборудования. В 2017 году завод должен приступить к выпуску продукции. В то же время на заводе продолжится без остановки выпуск рессор, по которым у нас около 70% рынка России.

— Придется занимать?

— Да, реализация инвестиционной программы потребует привлечения дополнительного финансирования. Выход на рынок облигаций и крупного кредитования мы не планируем, но в любом случае все, конечно, зависит от рыночной ситуации и стоимости денег.

— Какой сейчас чистый долг у компании, как он изменился за год?

Уровень чистого долга компании перед банками и кредитными организациями на конец 2013 года составлял 67 млрд руб. Долг вырос на 40% по сравнению с началом 2013 года, когда он составлял около 48 млрд руб. Рост произошел за счет приобретения Благовещенского арматурного завода и привлечения средств в оборотный капитал. Среди наших основных кредиторов Сбербанк и Газпромбанк, а также дочерние структуры иностранных банков, такие как Райффайзенбанк, Юникредит банк и другие. Краткосрочные обязательства составляют меньше 30% портфеля. Контрагенты для рефинансирования у нас есть, так что не вижу проблем в этом вопросе.

— Импортные трубы остаются для вас угрозой?

— Сегодня актуальным, пожалуй, остается вопрос с импортом труб с Украины. В настоящее время действуют антидемпинговые пошлины. Мы надеемся, что их уровень (около 19% — ИТАР-ТАСС) позволит устранить недобросовестную конкуренцию с их стороны. Также нас волнует растущий объем импорта трубопроводной арматуры из Китая. В настоящее время продукция из КНР в большинстве своем соответствует техническим регламентам. Рыночная цена таких изделий держится примерно на одном уровне с аналогичными российскими изделиями в данном сегменте.

— В конце марта ЕЭК инициировала антидемпинговое расследование в отношении импорта обсадных бесшовных труб из КНР. Вы следите за его ходом?

— Да, но сейчас, конечно, в первую очередь ожидают первых его результатов те трубные компании, которые производят обсадные бесшовные трубы, — ТМК и ЧТПЗ.

— Есть ли риски для ОМК в случае возможных экономических санкций со стороны ЕС и США для российских компаний?

— Не вижу для нас больших рисков. У ОМК есть небольшие поставки в Европу, и они остаются. Это примерно 10–20 тыс. тонн труб и 10–12 тыс. штук железнодорожных колес в год. Мы пока не видим, чтобы эти небольшие объемы сокращались. Что касается нашего завода в Хьюстоне, то он работает исключительно на американский рынок. Из России мы только время от времени дополняем его продуктовую линейку, это также незначительный объем.

— Планирует ли ОМК участвовать в поставке труб для строительства газопровода в Крым, о котором сейчас говорят?

— Мы заинтересованы в поставке труб для любого из проектов «Газпрома». Будет проект — будем думать.


Источник: ИА «ИТАР-ТАСС»

Источник:ИТАР ТАСС