В промышленных городах развивают современное искусство. Пример ОМК и Выксы
16.12.2019В годы пермской культурной революции губернатор края Олег Чиркунов вывел формулу, которая получила широкое применение в моногородах России: инвестиции в культурную среду — самый малозатратный и самый эффективный инструмент для создания у человека ощущения того, что он живет в правильном месте. «Мы не подменяем собой государство, — говорит председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых, жена владельца ОМК Анатолия Седых. — Фонд уже девять лет проводит в Выксе фестиваль «Арт-Овраг» и знакомит горожан с современным искусством и культурой». Как выглядят уроки современного искусства, которые проводят для жителей промышленных городов владельцы градообразующих предприятий, Forbes Life наблюдал в Новотроицке, Выксе и Туле.
Концептуализм на Урале
На прогулку по Новотроицку швейцарский художник Люк Маттенбергер выходит в компании большой группы фанатов — от руководителя культуры горсовета до краеведок-общественниц, которые следят за каждым его шагом. Новотроицк — 88-тысячный моногород на южных отрогах Урала на границе с Казахстаном, в 300 км от Оренбурга, построенный после войны вокруг металлургического комбината. Сейчас комбинат называется «Уральская сталь» и входит в группу «Металлоинвест», принадлежащую Алишеру Усманову. Благотворительный фонд Усманова «Искусство, наука и спорт» в рамках платформы «Арт-окно» знакомит жителей моногорода с современным искусством. В планах — запуск образовательной программы. А сейчас фонд поддерживает создание проекта Люка Маттенбергера для Уральской биеннале, тема которой «Бессмертие». (Бюджет Уральской биеннале в 2019 году превысил 76 млн рублей. Больше половины дали меценаты и спонсоры: «Ростех», «Сибур», фонд Владимира Потанина, фонд Михаила Прохорова.)
В своих работах Маттенбергер исследует взаимовлияние власти, политики и пропаганды. Например, в 2014 году он снял Pinto Canyon, 24-минутное видео с изображением приборной панели автомобиля: машина едет по дороге Пинто Каньон в Мексику, играет плей-лист, под который пытали узников в Гуантанамо.
В Новотроицке художника интересует огромный комбинат и город вокруг, их взаимовлияние и взаимодействие. Работая, Маттенбергер входит в состояние осознанной медитации (mindfullness meditation), которой он четыре месяца учился в клинике. В основе техники — способность чувствовать и принимать происходящее без критического осмысления.
Вот куратор проекта Кристина Горланова и Люк Маттенбергер идут по центральной улице города, Советской. Люк отмечает: отрезанные до корней тополя с кустиками-побегами похожи на бонсай, решетки на окнах домов напоминают те, что он видел на Ближнем Востоке, узор на блоках хрущоб похож на колосья и следы шин. Спутники художника волнуются, наперебой отчитываются, почему так вышло: «Дворы-колодцы потому, что архитектор был из Ленинграда». И переходят в атаку: «Видите, какое небо у нас высокое? А у вас высокое?» Или: «У нас город металлургов, все из металла: и клумбы, и качели, и детские горки. Вы знаете, если зимой облизать металлическую ручку, язык прилипает». — «Знаю, мы тоже лизали», — отвечает Люк.
В течение двух недель Маттенбергер каждое утро ездил в больницу соседнего Орска, где в состоянии медитации делал энцефалограмму головного мозга. По проекту, усредненный график ляжет в основу рисунка, который токари вырежут на пятиметровой стальной балке. Получится объект, документирующий состояние Люка Маттенбергера летом 2019 года в Новотроицке. Художник уверен: потомки без труда расшифруют данные стальной энцефалограммы, а значит, он уже вошел в вечность, ответил на вопрос «Бессмертия» Уральской биеннале.
На комбинате художник с утра надевает синий рабочий костюм, ботинки, каску, защитные очки, перчатки. В обед ходит в заводскую столовую.
Перед началом работы Маттенбергеру показали плавку чугуна в доменной печи и выдачу кокса. Вдоль ряда из 50 щелевидных коксовых печей c температурой за 1000 °С в ярко-желтых клубах газа ходит дверевой, рабочий, который обмазывает дверь каждой камеры глиной, ломом-чистелкой скалывает нагар. «Летом еще ничего, — говорит начальник смены коксохима, — я сам был дверевым, знаю на собственном опыте. Вот зимой, когда на улице –46 °С. Говорят, у печи не мерзнешь. Вранье. Спереди все горит, по спине — ледяной ветер. Дверевые больше 12 лет не выдерживают».
Над чертежами своего объекта Люк работает в мастерских и механическом цеху комбината. Контакт с рабочими сводится к профессиональным вопросам. «Они мыслят практически, в детали не вдаются, — рассказывает художник. — Никто ни разу не пошутил».
Стрит-арт в муромских лесах
По дороге от Владимира до Выксы — два с половиной часа на машине — водитель такси рассказывает, что придумал новый бизнес: доставлять пиццу дронами. Выкса — 53-тысячный моногород, построенный вокруг металлургических заводов еще при Екатерине II, которая, выражаясь современным языком, проявила заботу об экологии и перенесла производство заводчиков Баташевых из Тулы в муромские леса. «Мы просчитали: дальности полета дрона с грузом как раз хватает на то, чтобы пересечь город насквозь», — объясняет таксист. По его мнению, компактность и изолированность делает Выксу удобным для жизни городом. Рассказывает, как уезжал, хотя на заводе была работа, но вернулся, потому что ему нравится в Выксе.
Сейчас баташевский завод называется Выксунским металлургическим и входит в группу ОМК, которой владеет Анатолий Седых.
Рассказ выксунского таксиста — идеальная история для благотворительного фонда «ОМК-Участие», созданного Анатолием и его женой Ириной Седых, бальзам на душу учредителей. Фонд работает над изменением миграционной и социальной ситуации в городе (в 2016 году отток населения — 248 человек, по данным исследования фонда «ОМK-Участие»): оплачивает лечение и отдых больным детям, помогает малоимущим семьям, развивает инклюзивную программу, открывает спортивные площадки и организовывает соревнования. Самый громкий проект фонда — фестиваль городской культуры «Арт-Овраг», названный так по геолокации. В центре города — большой парк с оврагом, часть бывшей усадьбы Баташевых. «Арт-Овраг» проводят специалисты в области современного искусства, архитектуры и урбанистики. На фестивале читают лекции, дают мастер-классы, показывают спектакли, устраивают перформансы, открывают выставки и даже проводят арт-резиденции. Работы, созданные в Выксе, пополняют коллекцию местного художественного музея. За девять лет фестиваля в Выксе создано 85 работ стрит-арта: кураторы заказывали приглашенным художникам муралы — большие настенные росписи на городских домах и стенах заводских цехов. В 2017 году Миша Most вместе с волонтерами создал самый большой граффити в Европе площадью 10 800 кв. м — сюжет на тему роботов, заменяющих человека в лабораториях и на производстве. Построено 15 объектов городского дизайна. В 2018 году в лесопарке «Посадка» Тимофей Радя открыл инсталляцию: гигантская металлическая надпись «Все это не сон», укрепленная на стволах сосен, по ночам зажигается неоновым светом. Проект Ради вошел в шорт-лист премии Кандинского в 2019-м. А перформанс «Страсти по Мартену» (в прошлом году в Выксе остановили мартеновскую печь, последнюю работавшую в Европе) режиссера и хореографа Анны Абалихиной, композитора Алексея Сысоева и художницы Ксении Перетрухиной получил Гран-при премии Курехина и признан «Проектом года» премии «Инновация» в 2019 году.
Организатор фестиваля, председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых признается, что интервенция современного искусства в Выксе началась непреднамеренно. «Фестиваль задумывался в другом формате. Это непростая задача: привлечь к себе внимание в городе с заводской идентичностью, привыкшем жить в своей замкнутой среде. Первые кураторы «Арт-Оврага» предложили взаимодействовать с городской молодежью, используя экстремальные виды спорта и стрит-арт. Мы поняли: с помощью современного искусства можно решать разные задачи, на первый взгляд не имеющие к искусству отношения», — говорит Ирина Седых.
Сейчас Выкса развивает промышленный туризм: за выходные в городе можно не только побывать на разных площадках фестиваля, но и осмотреть город, завод, историческое производство, современные цеха и промышленные муралы.
Фонд, бюджет которого складывается из пожертвований топ-менеджеров и сотрудников ОМК, с форсированным развитием проекта не справляется. Как указано на сайте фонда «ОМК-Участие», расходы на проведение фестиваля «Арт-Овраг» 2018 года составили 44,7 млн рублей. Последние три года финансировать проект помогает компания ОМК. «Фестиваль успешный, — говорит владелец компании, президент фонда «ОМКУчастие» Анатолий Седых. — Я благодарен Ирине, она придумала проект и вкладывает в него душу. Сегодня, благодаря фестивалю, Выкса известна не только как производитель труб и колес, а как город, где проходит праздник современного искусства. Людям важно гордиться своей малой родиной». По мнению Анатолия Седых, ему лично фестиваль помог сориентироваться в современном искусстве: «Говорят, если понимаешь, о чем это, — уже хорошо».
За «Арт-Оврагом» внимательно наблюдает сколковский Центр управления благосостоянием и филантропии. По мнению научного сотрудника центра Галины Пивовар, в процессе развития фестиваля жители города, владельцы компании и создатели «Арт-Оврага» учатся «социальному проектированию», умению совмещать ожидания заказчиков, амбиции художников и потребности жителей, тех, кому адресован фестиваль. Например, муралы, созданные на стенах хрущоб, не всегда вызывают положительные эмоции у жителей домов. Были случаи, когда панно или сознательно смывали, или повреждали, утепляя дома на зиму.
Ирина Седых считает: нет смысла тратить силы на сохранение муралов. «Это естественный процесс и естественная реакция, — говорит Ирина Седых. — Стрит-арт — искусство недолговечное». Арт-объекты и граффити, заполнившие городское пространство, она предлагает воспринимать не как провокацию, а как «неожиданное предложение». «Жизнь часто подкидывает неожиданные ситуации. И конечно, неизведанное вызывает страх, отторжение. Но рано или поздно жители «включаются», начинают смотреть на ситуацию вокруг по-новому», — считает она.
На смену создателям первых шокирующих фестивалей Дмитрию Алексееву и Константину Гроуссу пришел архитектор Олег Шапиро. Его фестивали 2014–2015 годов проходили под девизом «Лицом к людям». Вместе с жителями города архитектор, художник и ландшафтный дизайнер создали по методике «быстрый двор» несколько площадок: с клумбами, доской объявлений, горками-качелями и даже «художественной» зоной для выбивания ковров. Деревянные материалы предоставил фестиваль, а 70% работ выполнили горожане.
Опрос 530 респондентов, проведенный по заказу фонда в январе 2018-го (большая часть опрошенных в возрасте 20–39 лет), показал, что «активным горожанам хочется видеть больше масштабных событий наряду с «Арт-Оврагом»: представители всех групп готовы к появлению фестивалей с платными услугами, а 35% готовы участвовать в платных образовательных и творческих активностях в парке». Кураторы 2016–2019 годов Юлия Бычкова и Антон Кочуркин сделали ставку на значимые арт-проекты. Судя по числу премий — не прогадали.
Театр под открытым небом
В «Ясной Поляне», музее-усадьбе Льва Толстого, уже четыре года проходит театральный фестиваль «Толстой» (бюджет 2019 года — 30 млн рублей). По ночам в садах играют спектакли, собранные куратором Павлом Рудневым в России и Европе. По заказу «Толстого» создаются иммерсивные спектакли, в драматургии которых задействована топография Ясной: в полях, где косил Толстой, говорят о любви и семье он и она, в еловом лесу, в овраге и у «зеленой палочки» читают главы из дневников Льва Николаевича и Софьи Андреевны.
Для музея фестиваль — возможность повысить посещаемость. Для главного спонсора, «Ростеха», у которого в Тульской области 13 предприятий, поддержка фестиваля — акт социальной ответственности. Исполнительный директор «Ростеха» Олег Евтушенко говорит, что «Ростех» как высокотехнологичная корпорация «делает ставку на поддержку тех культурных инициатив и форматов, которые позволяют нам, с одной стороны, в полной мере поддерживать этот статус через призму различных культурных направлений, с другой стороны — целый ряд проектов нацелен на поддержку исторического, культурного, литературного наследия нашей страны, мы считаем важным продлевать жизнь и придавать великим мастерам новое звучание. Так нами уже много лет поддерживается театральный фестиваль «Толстой» в «Ясной Поляне».
Первые спектакли «Толстого» собирали по 3500 зрителей, а теперь с каждым спектаклем ожидания организаторов растут: представлений показывают больше, увеличивается число площадок на территории усадьбы. В 2019-м главная сцена увеличила вместимость с 750 зрительских мест до 1008. Летом 2019 года фестиваль посетили 9000 человек. «Для нас это допустимый максимум, — говорит директор музея-усадьбы Екатерина Толстая. — В сутки «Ясную Поляну» может посетить определенное количество людей, иначе сохранность усадьбы нарушится».
После открытия продаж билетов сайт фестиваля едва не рухнул — ажиотаж был как в Лувре на да Винчи. За одну ночь были раскуплены билеты на 500 000 рублей. Общий доход от продажи составил 2 миллиона рублей. При такой востребованности сложно отказаться от идеи увеличить число фестивальных площадок. «Мы предлагаем перенести часть спектаклей в Тулу», — говорит Толстая.
По мнению директора музея-усадьбы, фестиваль становится площадкой для экспериментов: сотрудничество с молодыми режиссерами, создание постановок специально для «Ясной Поляны» позволяет подумать о том, что значит для нас Толстой сегодня, поговорить со зрителем о женском вопросе, вере, свободе, семье, государстве.
Проекты в «Ясной Поляне», Выксе и Новотроицке Центр управления благосостоянием и филантропии в «Сколкове» определяет как «социокультурное проектирование». Глава центра Вероника Мисютина говорит, что все эти проекты работают на общий результат, где самостоятельную ценность представляют такие инструменты, как совместное проектирование пространств и событий, совместное их освоение и совместная же оценка результатов. Но универсальных решений, как сделать так, чтобы все были довольны, не существует.
Концептуализм на Урале
На прогулку по Новотроицку швейцарский художник Люк Маттенбергер выходит в компании большой группы фанатов — от руководителя культуры горсовета до краеведок-общественниц, которые следят за каждым его шагом. Новотроицк — 88-тысячный моногород на южных отрогах Урала на границе с Казахстаном, в 300 км от Оренбурга, построенный после войны вокруг металлургического комбината. Сейчас комбинат называется «Уральская сталь» и входит в группу «Металлоинвест», принадлежащую Алишеру Усманову. Благотворительный фонд Усманова «Искусство, наука и спорт» в рамках платформы «Арт-окно» знакомит жителей моногорода с современным искусством. В планах — запуск образовательной программы. А сейчас фонд поддерживает создание проекта Люка Маттенбергера для Уральской биеннале, тема которой «Бессмертие». (Бюджет Уральской биеннале в 2019 году превысил 76 млн рублей. Больше половины дали меценаты и спонсоры: «Ростех», «Сибур», фонд Владимира Потанина, фонд Михаила Прохорова.)
В своих работах Маттенбергер исследует взаимовлияние власти, политики и пропаганды. Например, в 2014 году он снял Pinto Canyon, 24-минутное видео с изображением приборной панели автомобиля: машина едет по дороге Пинто Каньон в Мексику, играет плей-лист, под который пытали узников в Гуантанамо.
В Новотроицке художника интересует огромный комбинат и город вокруг, их взаимовлияние и взаимодействие. Работая, Маттенбергер входит в состояние осознанной медитации (mindfullness meditation), которой он четыре месяца учился в клинике. В основе техники — способность чувствовать и принимать происходящее без критического осмысления.
Вот куратор проекта Кристина Горланова и Люк Маттенбергер идут по центральной улице города, Советской. Люк отмечает: отрезанные до корней тополя с кустиками-побегами похожи на бонсай, решетки на окнах домов напоминают те, что он видел на Ближнем Востоке, узор на блоках хрущоб похож на колосья и следы шин. Спутники художника волнуются, наперебой отчитываются, почему так вышло: «Дворы-колодцы потому, что архитектор был из Ленинграда». И переходят в атаку: «Видите, какое небо у нас высокое? А у вас высокое?» Или: «У нас город металлургов, все из металла: и клумбы, и качели, и детские горки. Вы знаете, если зимой облизать металлическую ручку, язык прилипает». — «Знаю, мы тоже лизали», — отвечает Люк.
В течение двух недель Маттенбергер каждое утро ездил в больницу соседнего Орска, где в состоянии медитации делал энцефалограмму головного мозга. По проекту, усредненный график ляжет в основу рисунка, который токари вырежут на пятиметровой стальной балке. Получится объект, документирующий состояние Люка Маттенбергера летом 2019 года в Новотроицке. Художник уверен: потомки без труда расшифруют данные стальной энцефалограммы, а значит, он уже вошел в вечность, ответил на вопрос «Бессмертия» Уральской биеннале.
На комбинате художник с утра надевает синий рабочий костюм, ботинки, каску, защитные очки, перчатки. В обед ходит в заводскую столовую.
Перед началом работы Маттенбергеру показали плавку чугуна в доменной печи и выдачу кокса. Вдоль ряда из 50 щелевидных коксовых печей c температурой за 1000 °С в ярко-желтых клубах газа ходит дверевой, рабочий, который обмазывает дверь каждой камеры глиной, ломом-чистелкой скалывает нагар. «Летом еще ничего, — говорит начальник смены коксохима, — я сам был дверевым, знаю на собственном опыте. Вот зимой, когда на улице –46 °С. Говорят, у печи не мерзнешь. Вранье. Спереди все горит, по спине — ледяной ветер. Дверевые больше 12 лет не выдерживают».
Над чертежами своего объекта Люк работает в мастерских и механическом цеху комбината. Контакт с рабочими сводится к профессиональным вопросам. «Они мыслят практически, в детали не вдаются, — рассказывает художник. — Никто ни разу не пошутил».
Стрит-арт в муромских лесах
По дороге от Владимира до Выксы — два с половиной часа на машине — водитель такси рассказывает, что придумал новый бизнес: доставлять пиццу дронами. Выкса — 53-тысячный моногород, построенный вокруг металлургических заводов еще при Екатерине II, которая, выражаясь современным языком, проявила заботу об экологии и перенесла производство заводчиков Баташевых из Тулы в муромские леса. «Мы просчитали: дальности полета дрона с грузом как раз хватает на то, чтобы пересечь город насквозь», — объясняет таксист. По его мнению, компактность и изолированность делает Выксу удобным для жизни городом. Рассказывает, как уезжал, хотя на заводе была работа, но вернулся, потому что ему нравится в Выксе.
Сейчас баташевский завод называется Выксунским металлургическим и входит в группу ОМК, которой владеет Анатолий Седых.
Рассказ выксунского таксиста — идеальная история для благотворительного фонда «ОМК-Участие», созданного Анатолием и его женой Ириной Седых, бальзам на душу учредителей. Фонд работает над изменением миграционной и социальной ситуации в городе (в 2016 году отток населения — 248 человек, по данным исследования фонда «ОМK-Участие»): оплачивает лечение и отдых больным детям, помогает малоимущим семьям, развивает инклюзивную программу, открывает спортивные площадки и организовывает соревнования. Самый громкий проект фонда — фестиваль городской культуры «Арт-Овраг», названный так по геолокации. В центре города — большой парк с оврагом, часть бывшей усадьбы Баташевых. «Арт-Овраг» проводят специалисты в области современного искусства, архитектуры и урбанистики. На фестивале читают лекции, дают мастер-классы, показывают спектакли, устраивают перформансы, открывают выставки и даже проводят арт-резиденции. Работы, созданные в Выксе, пополняют коллекцию местного художественного музея. За девять лет фестиваля в Выксе создано 85 работ стрит-арта: кураторы заказывали приглашенным художникам муралы — большие настенные росписи на городских домах и стенах заводских цехов. В 2017 году Миша Most вместе с волонтерами создал самый большой граффити в Европе площадью 10 800 кв. м — сюжет на тему роботов, заменяющих человека в лабораториях и на производстве. Построено 15 объектов городского дизайна. В 2018 году в лесопарке «Посадка» Тимофей Радя открыл инсталляцию: гигантская металлическая надпись «Все это не сон», укрепленная на стволах сосен, по ночам зажигается неоновым светом. Проект Ради вошел в шорт-лист премии Кандинского в 2019-м. А перформанс «Страсти по Мартену» (в прошлом году в Выксе остановили мартеновскую печь, последнюю работавшую в Европе) режиссера и хореографа Анны Абалихиной, композитора Алексея Сысоева и художницы Ксении Перетрухиной получил Гран-при премии Курехина и признан «Проектом года» премии «Инновация» в 2019 году.
Организатор фестиваля, председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых признается, что интервенция современного искусства в Выксе началась непреднамеренно. «Фестиваль задумывался в другом формате. Это непростая задача: привлечь к себе внимание в городе с заводской идентичностью, привыкшем жить в своей замкнутой среде. Первые кураторы «Арт-Оврага» предложили взаимодействовать с городской молодежью, используя экстремальные виды спорта и стрит-арт. Мы поняли: с помощью современного искусства можно решать разные задачи, на первый взгляд не имеющие к искусству отношения», — говорит Ирина Седых.
Сейчас Выкса развивает промышленный туризм: за выходные в городе можно не только побывать на разных площадках фестиваля, но и осмотреть город, завод, историческое производство, современные цеха и промышленные муралы.
Фонд, бюджет которого складывается из пожертвований топ-менеджеров и сотрудников ОМК, с форсированным развитием проекта не справляется. Как указано на сайте фонда «ОМК-Участие», расходы на проведение фестиваля «Арт-Овраг» 2018 года составили 44,7 млн рублей. Последние три года финансировать проект помогает компания ОМК. «Фестиваль успешный, — говорит владелец компании, президент фонда «ОМКУчастие» Анатолий Седых. — Я благодарен Ирине, она придумала проект и вкладывает в него душу. Сегодня, благодаря фестивалю, Выкса известна не только как производитель труб и колес, а как город, где проходит праздник современного искусства. Людям важно гордиться своей малой родиной». По мнению Анатолия Седых, ему лично фестиваль помог сориентироваться в современном искусстве: «Говорят, если понимаешь, о чем это, — уже хорошо».
За «Арт-Оврагом» внимательно наблюдает сколковский Центр управления благосостоянием и филантропии. По мнению научного сотрудника центра Галины Пивовар, в процессе развития фестиваля жители города, владельцы компании и создатели «Арт-Оврага» учатся «социальному проектированию», умению совмещать ожидания заказчиков, амбиции художников и потребности жителей, тех, кому адресован фестиваль. Например, муралы, созданные на стенах хрущоб, не всегда вызывают положительные эмоции у жителей домов. Были случаи, когда панно или сознательно смывали, или повреждали, утепляя дома на зиму.
Ирина Седых считает: нет смысла тратить силы на сохранение муралов. «Это естественный процесс и естественная реакция, — говорит Ирина Седых. — Стрит-арт — искусство недолговечное». Арт-объекты и граффити, заполнившие городское пространство, она предлагает воспринимать не как провокацию, а как «неожиданное предложение». «Жизнь часто подкидывает неожиданные ситуации. И конечно, неизведанное вызывает страх, отторжение. Но рано или поздно жители «включаются», начинают смотреть на ситуацию вокруг по-новому», — считает она.
На смену создателям первых шокирующих фестивалей Дмитрию Алексееву и Константину Гроуссу пришел архитектор Олег Шапиро. Его фестивали 2014–2015 годов проходили под девизом «Лицом к людям». Вместе с жителями города архитектор, художник и ландшафтный дизайнер создали по методике «быстрый двор» несколько площадок: с клумбами, доской объявлений, горками-качелями и даже «художественной» зоной для выбивания ковров. Деревянные материалы предоставил фестиваль, а 70% работ выполнили горожане.
Опрос 530 респондентов, проведенный по заказу фонда в январе 2018-го (большая часть опрошенных в возрасте 20–39 лет), показал, что «активным горожанам хочется видеть больше масштабных событий наряду с «Арт-Оврагом»: представители всех групп готовы к появлению фестивалей с платными услугами, а 35% готовы участвовать в платных образовательных и творческих активностях в парке». Кураторы 2016–2019 годов Юлия Бычкова и Антон Кочуркин сделали ставку на значимые арт-проекты. Судя по числу премий — не прогадали.
Театр под открытым небом
В «Ясной Поляне», музее-усадьбе Льва Толстого, уже четыре года проходит театральный фестиваль «Толстой» (бюджет 2019 года — 30 млн рублей). По ночам в садах играют спектакли, собранные куратором Павлом Рудневым в России и Европе. По заказу «Толстого» создаются иммерсивные спектакли, в драматургии которых задействована топография Ясной: в полях, где косил Толстой, говорят о любви и семье он и она, в еловом лесу, в овраге и у «зеленой палочки» читают главы из дневников Льва Николаевича и Софьи Андреевны.
Для музея фестиваль — возможность повысить посещаемость. Для главного спонсора, «Ростеха», у которого в Тульской области 13 предприятий, поддержка фестиваля — акт социальной ответственности. Исполнительный директор «Ростеха» Олег Евтушенко говорит, что «Ростех» как высокотехнологичная корпорация «делает ставку на поддержку тех культурных инициатив и форматов, которые позволяют нам, с одной стороны, в полной мере поддерживать этот статус через призму различных культурных направлений, с другой стороны — целый ряд проектов нацелен на поддержку исторического, культурного, литературного наследия нашей страны, мы считаем важным продлевать жизнь и придавать великим мастерам новое звучание. Так нами уже много лет поддерживается театральный фестиваль «Толстой» в «Ясной Поляне».
Первые спектакли «Толстого» собирали по 3500 зрителей, а теперь с каждым спектаклем ожидания организаторов растут: представлений показывают больше, увеличивается число площадок на территории усадьбы. В 2019-м главная сцена увеличила вместимость с 750 зрительских мест до 1008. Летом 2019 года фестиваль посетили 9000 человек. «Для нас это допустимый максимум, — говорит директор музея-усадьбы Екатерина Толстая. — В сутки «Ясную Поляну» может посетить определенное количество людей, иначе сохранность усадьбы нарушится».
После открытия продаж билетов сайт фестиваля едва не рухнул — ажиотаж был как в Лувре на да Винчи. За одну ночь были раскуплены билеты на 500 000 рублей. Общий доход от продажи составил 2 миллиона рублей. При такой востребованности сложно отказаться от идеи увеличить число фестивальных площадок. «Мы предлагаем перенести часть спектаклей в Тулу», — говорит Толстая.
По мнению директора музея-усадьбы, фестиваль становится площадкой для экспериментов: сотрудничество с молодыми режиссерами, создание постановок специально для «Ясной Поляны» позволяет подумать о том, что значит для нас Толстой сегодня, поговорить со зрителем о женском вопросе, вере, свободе, семье, государстве.
Проекты в «Ясной Поляне», Выксе и Новотроицке Центр управления благосостоянием и филантропии в «Сколкове» определяет как «социокультурное проектирование». Глава центра Вероника Мисютина говорит, что все эти проекты работают на общий результат, где самостоятельную ценность представляют такие инструменты, как совместное проектирование пространств и событий, совместное их освоение и совместная же оценка результатов. Но универсальных решений, как сделать так, чтобы все были довольны, не существует.
Читайте еще
18.02.2022
Чусовской метзавод ОМК купил испытательный стенд для рессорной продукции за 65 млн руб
ИА "Интерфакс" (Поволжье)
16.02.2022
Президент ОМК Наталья Еремина: «На всех предприятиях ОМК есть потенциал развития проектов декарбонизации»
Газета "Ведомости"
16.02.2022
Белэнергомаш-БЗЭМ изготовил нетиповые высотные опоры для перехода ЛЭП через Печору
ИА "Интерфакс" (Центр)