Промышленников зовут на экскурсию

В Нижегородской области за год количество промышленных предприятий, где проводятся экскурсии, может вырасти вдвое, до 100. Для этого региональное правительство планирует войти в специальную программу Агентства стратегических инициатив. В проект планируют включить, в том числе, заброшенные производственные цеха, чтобы использовать их для проведения конференций и корпоративных мероприятий. На заводах говорят, что серьезной прибыли промышленный туризм не приносит, но его развивают для укрепления имиджа.

И. о. директора департамента развития туризма и народных промыслов Нижегородской области Алла Морозова 14 октября на стратегической сессии по развитию промышленного туризма сообщила, что за год в регионе планируется вдвое увеличить количество предприятий, по которым водятся экскурсии. По ее мнению, экскурсионный потенциал промышленных предприятий используется очень мало и не конвертирован в туристический продукт. «Сегодня в сфере промышленного туризма работает около 50 предприятий. Мы надеемся, что за ближайший год их количество вырастет до 100. Это может быть культурно-образовательный и профориентационный туризм. Могут быть программы по совмещению экскурсионных маршрутов с практическими программами и мастер-классами»,— рассказала госпожа Морозова.

Еще одной точкой роста для развития промтуризма она считает растущий интерес к проведению крупных корпоративных мероприятий (MICE-туризм).

«Это формат, когда действующие промышленные предприятия или заброшенные цеха используются для проведения мероприятий как лофт-пространства. И если средний чек по культурно-просветительскому туризму составляет около 6 тыс. с человека в день, то для MICE-туризма он вырастает до 20–25 тыс. руб. За проведение мероприятий в формате MICE-туризма борются многие регионы, и мы хотим предложить нашим предприятиям использовать свои возможности»,— рассказала Алла Морозова.

Методика развития промышленного туризма разработана самарской компанией MICE Market. АНО «Агентство стратегических инициатив по реализации новых проектов» (АСИ) взяло ее за основу и продвигает в российских регионах.

По словам генерального директора MICE Market Сергея Рыжова, один из основных акцентов в развитии промышленного туризма делается на профориентации школьников и студентов, которые могут из первых рук получить информацию о действующих в регионе предприятиях и их продукции и в будущем прийти туда работать. Промышленный туризм, по его словам, может быть одним из способов продвижения продукции предприятий на новые рынки, в том числе и на зарубежные.

Руководитель программы по развитию промышленного туризма АСИ Ольга Шандуренко считает, что промышленный туризм может стать еще одним способом привлечения инвестиций: «Коллеги из других регионов видят успешно работающие предприятия и понимают, что в этом регионе созданы условия, позволяющие заводить сюда капитал».

АСИ и правительство Нижегородской области планируют заключить соглашение по участию в программе промышленного туризма. Для этого регион должен составить список предприятий, планирующих развивать промышленный туризм или уже работающих в этом направлении.

АСИ бесплатно предоставит методику самарской компании. Одно из условий участия в программе — обязательство поставить экскурсионную работу на регулярную основу.

На «Выксунском металлургическом заводе» (ВМЗ), где экскурсии проводят с начала 2018 года, “Ъ-Приволжье” сообщили, что за это время завод посетили около 1,5 тыс. человек из различных регионов России и зарубежья (Мексики, Италии, США и Словении, в том числе во время чемпионата мира по футболу). Экскурсии проводят сотрудники музея истории ВМЗ, и затраты на это окупаются. Но для ВМЗ промышленный туризм — проект, не рассчитанный на получение прибыли. «Турпоток помогает развивать качество инфраструктуры малого города, сферу услуг. Возможность побывать на производстве показывает, что ВМЗ открыт для людей, можно увидеть насколько сегодня высокотехнологично производство, какие комфортные и безопасные условия созданы для сотрудников», – сообщили на предприятии.

На Горьковском автозаводе сообщили, что оплата экскурсий покрывает только расходы на транспорт, спецодежду для участников и обеспечение безопасности. Тем не менее там считают «очень важным поддерживать и развивать это направление (промышленного туризма)»: «Это необходимо для профориентации молодежи и для того, чтобы общественность понимала, как сегодня работают и развиваются ведущие промышленные площадки страны».