Театральные сезоны: Выкса – Чусовой. Продолжаем
26.04.201921 апреля в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония вручения Международной премии в области современного искусства имени Сергея Курехина. Гран-при за перформанс Анны Абалихиной "Страсти по мартену" получили организаторы фестиваля "Арт-Овраг". В Каменноостровском театре проект представили — председатель попечительского совета фонда "ОМК-Участие" Ирина Седых, генеральный директор фонда "ОМК-Участие" Марина Михайленко, продюсер фестиваля "Арт-Овраг" Юлия Бычкова и главный куратор Антон Кочуркин.
И это лишь повод вернуться к проекту "Театральные сезоны ОМК", который организовало в городах своего присутствия – Выксе и Чусовом – объединенная металлургическая компания (АО "ОМК", г. Москва) и благотворительный фонд "ОМК-Участие".
Комментируют:
Ирина Седых, председатель попечительского совета фонда "ОМК – Участие";
Антон Калипанов, режиссер;
Руслан Кутлыев, художественный руководитель содружества актёров К.А.Р.М.А, Нижний Новгород.
Ведущая: Ксения Ламшина
Ксения Ламшина: Здравствуйте. В студии Ксения Ламшина (К.Л.). Хороший повод сегодня вернуться к пролонгированному фестивалю «Театральные сезоны ОМК», который организовали в городах своего присутствия в Выксе и Чусовом Объединенная металлургическая компания и благотворительный фонд «ОМК-Участие».
Итак, повод. Перформанс «Страсти по мартену», премьера которого состоялась на фестивале «Арт-Овраг» в 2018 году в Выксе, получил гран-при премии имени Сергея Курёхина. Тот случай, когда я точно знаю, что так и должно было произойти. Я была тогда на фестивале, и я сама видела этот перформанс. И ничего более сложного, масштабного я живьём еще не видела в своей жизни. Современный танец, театр, опера, инсталляция, сайт-специфик, док, танец машин. А я даже не знаю, как называются все эти механизмы, которые, кажется, с двухэтажный дом. Всё это «Страсти по мартену». И это не шоу. Это история судеб. Это прощание с одним миром и запуск другого. Это дань уважения. Это совершенно большое по мысли и смыслам творение. Постановка для фестиваля «Арт-Овраг» была создана лауреатом «Золотой маски» режиссером и хореографом Анной Абалихиной. Это был один из центральных проектов программы фестиваля в 2018-м году. Вместе с Анной Абалихиной над проектом работала большая команда: театральный художник Ксения Перетрухина, композитор Алексей Сысоев, драматург Екатерина Бондаренко и куратор проекта, режиссёр Юрий Муравицкий. Да, команда та ещё, и продукт получился отменный.
Ирина Седых, председатель попечительского совета фонда «ОМК-Участие» (И.С.). Ирина, здравствуйте.
И.С.: Добрый день.
К. Л.: Рада вас слышать и прежде всего, конечно, хочу вас поздравить с этой удивительной премией – гран-при на фестивале имени Курехина в области современного искусства. Мне кажется, это прямо такая очень заслуженная награда. И если я правильно поняла, жюри решило единогласно?
И.С.: Да, как нам сказали, решение жюри было единогласным. Причём кто-то видел вживую этот перформанс, поэтому мог поделиться, видимо, своими впечатлениями и своим мнением. Нам, конечно, очень приятно, что наша такая работа была так оценена.
К. Л.: Я помню, мы с вами летом ещё говорили о том, что, безусловно, это один из самых грандиозных спектаклей, который я видела в своей жизни. И это очень важная история, потому что это как раз такая вершина айсберга всей той работы, которую на протяжении уже у многих лет вы делаете, «ОМК-Участие». И вообще компания ОМК делает в Выксе. Тот самый фестиваль «Арт-Овраг». Скажите, пожалуйста, а как отреагировали местные жители? Потому что в спектакле принимали участие сотрудники ОМК и те, которые в мартеновском цехе работали, и, я знаю, дети Выксы принимали участие.
И.С.: Знаете, пока еще даже не знаю, потому что прошло всего несколько дней с момента получения. Естественно, вся эта информация была опубликована и в местных СМИ. Но пока, скажем так, ответа оттуда мы пока не получили.
Я просто знаю, что на самом деле когда шла работа над созданием перформанса, это был интересный опыт и для работников завода, и для музыкальной школы, которая принимала участие в постановке перформанса. Это было просто безумно интересно для них. Сейчас, по прошествии времени, город живёт своей обычной жизнью. Наверное, приятные воспоминания остались от той работы. Но у них нет, как мне кажется, подъёма и ажиотажа вокруг этой премии.
Всё-таки, как мне кажется, современное искусство пока ещё не так прочно вошло в нашу жизнь, чтобы мы реагировали активно на такие события. То, что перформанс оставил след в душе выксунцев, в этом я абсолютно уверена. И до сих пор об этом и говорят местные жители, и вспоминают. И, кстати, вчера в арт-резиденции в Выксе состоялся повторный просмотр видеозаписи «Страстей по мартену». Многие пришли посмотреть. И кто не видел, и кто видел, либо участвовал, пришли просто еще раз вспомнить.
К. Л.: В Москве такой показ вы не планируете? Я бы с удовольствием освежила всё это в памяти.
И.С.: Вы знаете, у нас есть некие идеи, некие планы по поводу видеодокументации сделанной. Мы сейчас ждём предложений от профессионалов – в каком виде и как этот фильм можно было бы представить широкому кругу публики. Потому что на самом деле очень много вопросов к нам приходит, будет ли возможность еще раз посмотреть. Мы над этим работаем.
К. Л.: Когда я просто осознавала появление фестиваля «Арт-Овраг», какое-то время большое назад, и особенно наблюдая, что с ним происходит сейчас, я прекрасно понимала, что ОМК сделала очень правильный выбор в сторону современного искусства. Поскольку это, и я тут без всяких отрицательных коннотаций, один из самых простых и правильных способов вступить в диалог с местными жителями. Потому что это то, что здесь и сейчас, ну и это в любом случае происходит здесь и сейчас. Но вот, например, ваш фестиваль «Театральные сезоны ОМК» – это ведь немножечко уже классического искусства, классического понимания искусства театрального. Вы почему параллельно запускаете театральные сезоны и немножечко отходите что ли от современного?
И.С.: Знаете, я бы не сказала, что это отход от современного искусства. В любом случае, те постановки, которые привозятся, это современные постановки. Часть из них уже получили признание. Там есть лауреаты «Золотой маски» даже. Да, как раз третьего мая в Выксе будет показ спектакля «Дольше века длится день». Это как раз лауреат «Золотой маски». И это современная постановка. Поэтому вот эта грань, что современная, что неклассическая – она тоже такая… Нет, наверное, четкой грани. Мы ставим классические произведения, да, но в современном прочтении, с современным восприятием жизни, как мы сейчас видим. И это как раз очень часто подчеркивает актуальность и тем, и способов преподнесения, скажем, и обсуждения какой-то темы тогда и сейчас. И эти темы всё равно современные, они всё равно волнуют людей. Поэтому я бы не стала так четко разграничивать классическую и современную трактовку всего этого.
Опять-таки, люди, живущие в любом городе, неважно сколько население этого города составляет, у всех вкусы и интересы разные, представления разные. Не то, что мы пытаемся удовлетворить вкусы всех зрителей Выксы, какими бы разными они не были. Мне кажется, жизнь она интересна именно тем, что ты имеешь возможность попробовать разное.
К. Л.: Еще я заметила, что здесь огромный список спектаклей, которые предназначены для довольно молодой аудитории. Очень много категории «6+». Это и «Буратино», и «Аленький цветочек», и очень много всего. Кстати, «Денискины рассказы». И есть ряд спектаклей для детей постарше, для подростков и т.д.
Это входит в такое условное понимание концепции, что театр — это семейный выход? Что это некий, по-прежнему, как в советские времена, праздник для всей семьи, когда готовились, шли, обсуждали? Нет ли здесь тоже намеренности некоей со стороны ОМК в подборе спектаклей именно в направлении, что это семейное должно быть что-то?
И.С.: Есть, конечно. Как мне кажется, такая общечеловеческая ценность, которую сама компания разделяет и пытается привносить в жизнь городов, в которых компания присутствует, в которых она работает. Мне кажется, что семья – это как основа вообще устройства государства как такового. От маленького устройства внутри семьи мы это можем глобализировать до устройства государства. И то, как все устроено в семье, так в государстве и будет. Поэтому, мне кажется, что это очень важно, как раз с детства вкладывать и закладывать эти основы понимания, что от тебя, от твоей семьи на самом деле зависит очень многое. Не только твоя личная жизнь.
Поэтому спектакли действительно на разный возраст рассчитаны, на семейный просмотр. Надеемся, что получим такие отклики от жителей. Знаю, что на первых спектаклях, когда открывались только театральные сезоны, был просто аншлаг. Люди рвались, пытались попасть на спектакли. Но вместимость зала все равно ограничена. Поэтому мы надеемся на то, что интерес большой и пустых мест не будет. Кроме того, мы еще и предлагаем такую образовательную программу для людей, которым интересен театр. Для кого это ещё и средство самовыражения.
К. Л.: Выкса, получается, уже вовлечена, встроена в культуру, потому что круглогодично там присутствует «Арт-Овраг». Это же не только какое-то количество дней, это бесконечное присутствие. А вот Чусовой. Этот город у нас меньше звучит. Там кроме театральных сезонов что-то еще происходит в смысле культуры?
И.С.: Там есть своя программа культурная, городская, и есть очень много того, что делает компания. Чусовой – моногород. Сравнивая с другими городами, эти города, как правило, больше страдают от какой-то такой неустроенности жизненной. Именно поэтому, может быть, мы делаем акцент именно на эти города – Выкса и Чусовой. Компания много там проектов осуществляет, и в социальной сфере, и Фонд «ОМК-Участие» в благотворительной сфере помогает. Это есть, и оно будет продолжаться.
К. Л.: Интересно, люди из Чусового, когда происходит этот глобальный фестиваль «Арт-Овраг», доезжают до Выксы, чтобы полюбопытствовать? Все равно же внутри компании ходят какие-то слухи, как это происходит.
И.С.: На «Арт-Овраг», насколько я помню, никто не приезжал. Приезжали из Чусового, как раз, когда мы проводили конференцию в Выксе по развитию городской среды, если вы помните.
К. Л.: Помним.
И.С.: Вот тогда они приезжали, участвовали. Потому что для них это тоже и большой интерес. И я знаю, что они собирались подавать как раз на грант Минстроя для того, чтобы тоже начать активную работу в своем городе. Для нас это тоже хороший момент, потому что они не ждут, что компания начнет активно сама за них решать, активно к этому подталкивать. Они на примере Выксы, сама администрация города, уже эти усилия прилагают. Естественно, чем мы можем их поддерживать, мы поддерживаем. И их инициативы для нас, действительно, хороший знак, показатель активности и горожан, и желание людей, живущих в этом городе, действительно изменить что-то в нем.
К. Л.: Мне кажется, что компания ОМК, Выкса и теперь Чусовой у меня в программе стали появляться чаще. Это какой-то невероятно показательный пример для всей страны. Я надеюсь, что есть еще подобные истории, но вас я, конечно, страшно люблю и уважаю. С нетерпением жду нового «Арт-Оврага», потому что тема, которую вы заявили, «Когда сегодня становится завтра» — это, по-моему, тоже гениально.
И.С.: Это немножко провокационно. Но как нам кажется, тема всегда должна задавать некую идею, о которой хочется думать, спорить, рассуждать. Она тоже должна мотивировать к каким-то действиям и размышлениям.
К. Л.: Сама тема «Когда сегодня становится завтра», и вообще все ваши предыдущие темы, и даже театральные сезоны, и эти все концепты – это, конечно, простраивание очень серьезных мостов между городами и между вами, как компанией и жителями, и между нами. Вот Москва же тоже развернулась совершенно по-другому к этим двум городам. Это очень здорово. Это вот самое важное, что могут делать большие компании, – налаживание вот этих мостов и простраивание. Вот молодцы. Еще раз поздравляю, потому что я видела «Страсти по Мартену» и радовалась, как если бы я была одним из участников.
И.С.: Спасибо, Ксения.
К. Л.: Я эмоционально возбуждена, но вы это заметили. Я про «Страсти по Мартену» могу долго говорить, чем и занималась в течении года. Не в эфире. Я будоражила воображение и мозги своих друзей. Все выжили, не беспокойтесь. И все хотели бы увидеть. Так что я еще раз попрошу компанию ОМК организовать показ фильма по этому потрясающему перформансу.
Но мы, как водится, здесь и сейчас. А это значит, что мы наблюдаем за проектом «Театральные сезоны ОМК». В двух малых городах, где работают предприятия компании: в Чусовом, Пермский край, и в Выксе, Нижегородская область, с марта по ноябрь 2019 года ОМК и «ОМК-Участие» организуют гастроли 15 областных и столичных театров. На различных площадках: в большом зале Классического дворца культуры, в музее, в деловом центре будут показаны 19 спектаклей и концертов. Это постановки для разных возрастов, в различных жанрах, как в больших, так и в малых театральных формах. Среди участников Пермский Академический театр «Театр», Нижегородский театр драмы им. Максима Горького, Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Московский театра Олега Табакова и многие другие. 25 апреля в Выксе показали «Сон смешного человека», содружества актеров Карма, Нижний Новгород.
Руслан Кутлыев (Р.К.), художественный руководитель содружества актеров. Собственно, о театре, о спектакле и о зрителях.
Р.К.: Содружество возникло в 2017 году. Нам были, условно, нужны всегда голодные творцы. Люди, которые хотят изменить в первую очередь свое мировоззрение, менять в первую очередь самого себя, пытаться рисковать, пытаться экспериментировать. Если посмотреть наши постановки, они очень отличаются от тех постановок, которые идут в Нижнем Новгороде. Все постановки, у нас их сейчас четыре, – это «Ожидание Гадо», «Марина Цветаева», «А рыбы спят», «Сон смешного человека», т.е. разноформатные, просто разножанровые постановки.
Спектакль «Сон смешного человека» поставил Александр Петрович Ляписов в июне прошлого года. В спектакле заняты два актеры – это я, Кутлыев Руслан, и Иван Сторжинский. Спектакль набирает популярность уже и в Нижнем Новгороде. Интересный формат такой. Мы играем не на сцене, мы играем в зрительном зале. Зрительный зал делится на две части, есть одна сторона зрителей, есть другая сторона зрителей. И в зависимости от того, какую сторону во время спектакля выберет человек, так и будет проходить для него спектакль. Это такой эксперимент. Публика всегда отличается, в зависимости от того, голоден человек или не голоден, сыт он театром или не сыт он театром. Человек, который пришел в театр, кто хочет увидеть театр, он, безусловно, как мне кажется, примет нашу постановку. Человек, который хочет развлечься, он не поймет, где смотреть, куда смотреть.
Может это по-детски банально, но мечта – это всегда, когда делаешь тот или иной продукт, стараться быть максимально услышанным. На какой это будет площадке, либо в деревне, либо в селе, либо в каком-нибудь мегаполисе, меня это вообще не волнует. Везде есть люди, самое главное – быть услышанным. И пока нам это удаётся. Что, собственно, нас и окрыляет, делает дальнейшие постановки. Мы планируем уже пятую постановку нашу. Пока я не могу сказать какую, но уже будут другие, новые лица в содружестве появляться.
К. Л.: Преображение городов начинается в первую очередь с преображения самих жителей, т.е. каждого из нас. Но если не будет подходящей почвы, если, как во многих уголках нашей страны, сама жизнь являет собой исключительно выживание, до культуры и гармоничного роста внутри себя, наверное, не дойдет, мы все это с вами понимаем.
Но тут, конечно, иная ситуация – большой бизнес, который понимает свою роль в жизни людей, которые работают на производстве. Как я уже говорила выше в беседе с Ириной Седых – подбор спектаклей неслучаен. И да, это правильное формирование семейного отдыха, чем занимаются и в больших городах. Смотрите какие разные и одновременно вечные проблемные спектакли еще впереди – 3 мая «Аленький цветочек» – детский кукольный спектакль творческого объединения «Таратум». 17 мая – «Солдатики» –драматический спектакль – Нижегородский Театр Музыкально-Пластической Драмы «Преображение», 17 мая – «Буратино» – детский спектакль Нижегородского Театра Музыкально-Пластической Драмы «Преображение», 14 мая – «Моя теща» – Коми-Пермяцкий национальный Драматический Театр, 1 июня – «Сказки Оле Лукойе» Пермского Театра Юного Зрителя и т.д. И вот ближайшие в Выксе – 3 мая «И больше века длится день» – спектакль с куклами и, между прочим, лауреат премии «Золотая маска».
Антон Халифанов (А.Х.), режиссер.
А.Х.: Спектакль называется «Дольше века длится день» по повести Ч. Айтматова. Мы его делали совместно с музеем истории ГУЛАГа г. Москвы. В нем принимают участие не только артисты, но и сами экспонаты из коллекции музея. Они как артисты, как куклы, герои этого спектакля.
Да, я могу сказать, – это очень хорошо, даже круто, потому что не все зрители, которые живут в регионах, могут добраться до крупных городов, а это даже не Нижний Новгород, Выкса – это Нижегородская область, и увидеть спектакль, который идет в Москве, спектакль – лауреат «Золотой маски». Очень хорошая программа, я только рад, что зритель увидит это, расширит свой кругозор.
Мы всегда хотели, чтобы этот спектакль жил не только в стенах музея. Потому что, когда спектакль идет в музее и зритель приходит именно в музей смотреть его, он уже приходит с определенным, скажем так, бэкграундом. Он заходит в музей ГУЛАГ и понимает, что будет. И мы всегда хотели, чтобы спектакль жил и игрался на других сценах.
Например мы его иногда играем в театре «ГОГОЛЬ Центр» – там совершенно другая публика и совершенно другие реакции. И это очень хорошо, потому что там более молодая публика, не как в музее. А в регионах может быть по-разному, потому что мы все-таки занимаемся театром кукол, и в регионах редко можно увидеть спектакли именно для театров кукол, тем более, для взрослого театра. И думаю, что для зрителей города Выксы это будет что-то новое, они что-то новое увидят – совершенно новый жанр. Я думаю.
К. Л.: Конечно интересно поговорить с жителями Выксы и Чусового, я непременно это сделаю при первой возможности. Потому что все, что делают ради людей, – должно иметь отклик. Но театральные сезоны продолжаются, к осени будет еще один пул спектаклей. Вот он – Год театра – в действии. И я рада, хороший спектакль – в каждый город страны. Всем пока.