Устойчивые закупки - опыт ОМК

15.02.2019
Компания осуществляет коммерческую деятельность на основе долгосрочного сотрудничества с предприятиями топливно-энергетической, транспортной, металлургической, машиностроительной, строительной и многих других отраслей. Развивая систему устойчивых закупок, ОМК способствует укреплению социальной ответственности бизнеса своих поставщиков и подрядчиков. Подробнее о новом подходе к формированию закупочной деятельности журналу «Металлоснабжение и сбыт» рассказал директор по закупкам ОМК Александр Сидорин.

Александр Александрович, расскажите, пожалуйста, на каких принципах основано развитие системы закупок ОМК?
Подход к управлению цепями поставок ОМК основан в том числе на целях в области устойчивого развития ООН. Эти цели определяют, с одной стороны, корпоративную социальную ответственность бизнеса. С другой стороны, при создании системы закупок ОМК учитывались и многие другие модели и подходы, например, принципы организации закупочной деятельности одного из ведущих профильных институтов по закупкам в мире — французского EIPM. Девять лет назад, когда в ОМК начали создавать новую систему закупок, мы изучали разные подходы и модели, теорию и практику. Каждая из моделей представляет определенный интерес. При этом я бы не стал выделять какую-то модель (а их много, не только вышеперечисленные) как базовую.
Мы также рассматривали (и рассматриваем) передовой опыт лидирующих компаний. Сначала выстраивали операционный уровень, потом перешли на стратегический. Следующим шагом стала интеграция требований корпоративной социальной ответственности в нашу систему закупок. Наша новая система закупок — двухуровневая. Прежде всего, есть стратегический уровень, который призван поддерживать стратегические цели компании и определять вектор закупок в целом. На стратегическом уровне у нас внедрены два инструмента: стратегический сорсинг и контрактный менеджмент. Контрактный менеджмент оптимизирует наши инвестиционные проекты.
Стратегический сорсинг (категорийный менеджмент) управляет совокупной стоимостью владения (англ. ТСО) закупаемых категорий в долгосрочной перспективе. Благодаря этому инструменту наши риски, стоимость закупки (в терминах TCO) и ценность закупки, приобретаемых ресурсов находятся в балансе. На второй, операционный, уровень транслируются результаты исполнения контрактных и категорийных стратегий. На операционном уровне внедрены в том числе система проведения тендеров, SRM-система, система аттестации и квалификации поставщиков, которые позволяют максимизировать эффекты от закупочных процедур. Наша цель — создать инструментарий для устойчивого развития системы закупок, и то, что мы строим сейчас, должно работать и через пять, и через десять лет.

Развитие системы закупок, соответствие требованиям устойчивых поставок — это желание быть современным или обязательное требование, для того чтобы соответствовать запросам ключевых партнеров?
Здесь я бы говорил не о желаниях и требованиях, а о ключевых драйверах развития. Прежде всего, у нас в закупках очень активная команда. Мы постоянно изучаем те или иные практики, анализируем свою деятельность и формируем задачи по развитию системы закупок. Это наш первый драйвер. Во-вторых, один из очень мощных драйверов развития нашей системы закупок — корпоративная внутренняя среда: цели, которые ставит руководство, уровень развития бизнес-функций, этические, моральные и профессиональные ценности, производственная культура. В-третьих, это, конечно, фактор внешней среды.
Металлургический рынок сегодня — это достаточно жесткая конкурентная среда, и она ставит перед нами серьезные задачи: создавать продукцию, которая опережает время, предлагать клиентам лучший сервис, обеспечивать устойчивость и непрерывность поставок. ОМК — один из ключевых поставщиков решений для трубной отрасли, железнодорожных колес, автомобильных рессор. Чтобы произвести данную продукцию, нужно покупать (я утрирую) самый лучший толстый лист, самый лучший флюс, самое лучшее покрытие для труб и т.д. И, конечно, все самое лучшее на наших производственных предприятиях мы должны превратить в первоклассный готовый продукт.
Значит, у нас должно быть самое современное и передовое оборудование, лучшие специалисты и самая эффективная организация не только производства, но и бизнеса в целом. Соответственно нам необходимо выстраивать такие взаимоотношения с нашими поставщиками, чтобы самое лучшее мы покупали по рыночным ценам, чтобы наши закупки были устойчивыми, а риски — управляемыми.

Как это поможет улучшить закупочную деятельность компании?
Если говорить об используемых инструментах, то можно отметить следующее. Инструменты стратегических закупок повышают нашу привлекательность как покупателя. Мы можем гарантировать нашим поставщикам долгосрочные устойчивые закупки, благодаря чему наши поставщики тотально оптимизируют уже свои цепочки поставок. В итоге цены снижаются, риски становятся более управляемыми, нивелируются. Инструменты квалификации и аттестации позволяют нам более детально и прагматично оценивать риски в закупочной деятельности, связанные с нашими поставщиками. За счет таких инструментов, как SRM и формализованная система тендеров, мы достигаем эффективности в операционных закупках.
Какие еще инструменты и принципы использует ОМК для повышения эффективности закупочной деятельности?
Основные инструменты повышения эффективности закупочной деятельности мы уже обсудили. Я бы добавил, что одним из глобальных принципов повышения эффективности закупочной деятельности является кросс-функциональная работа, когда технологи, производственники, закупщики и продавцы работают как одна команда. Такая форма работы позволяет идентифицировать требования конечного покупателя, услышать каждого вовлеченного в закупку сотрудника, учесть интересы как отдельной бизнес-функции, так и всего бизнеса в целом и найти правильный баланс. Такая форма работы позволяет максимально использовать опыт, знания и навыки вовлеченных в процесс сотрудников, когда, условно, «1 + 1 = 3».

Зачем подрядчикам и партнерам следовать принципам устойчивых закупок?
Ответ на самом деле двоякий. Можно следовать, можно не следовать. Если говорим об устойчивом бизнесе, то лучшая стратегия — рационально и прагматично инвестировать в развитие бизнеса как системы. Как отмечалось выше, бизнес как система или бизнес-функция как система — это прежде всего два уровня управления: стратегический и операционный, определенный набор инструментов на каждом из уровней и кросс-функциональная командная работа.
Причем такая формула применима для любой бизнес-функции. Ключевым активом, создающим ценности, является живой человек. Ключевым потребителем в итоге тоже является живой человек в конкретной среде обитания. Поэтому у нас социально ответственная и активная компания, это наш добровольный выбор. Мы будем способствовать развитию равноправия, применять ресурсосберегающие технологии, соблюдать нормы экологической и производственной безопасности, а также базовые права человека. И мы на добровольной основе информируем наших поставщиков и подрядчиков о принципах и подходах в части корпоративной социальной ответственности. Если подытожить, то принципы устойчивых закупок помогут нашим поставщикам сделать свой бизнес более стабильным и ориентированным на будущее.

Находят ли у них отклик принципы социальной ответственности бизнеса?
Многие компании-поставщики, особенно крупные и средние, такие принципы разделяют и предпринимают усилия для их реализации на практике. Создаются принципы, политики, декларации корпоративной социальной ответственности, которые, в свою очередь, в том или ином порядке реализуются на практике.

***

В конце 2018 г. Объединенная металлургическая компания (ОМК) была удостоена премии Питера Кралича Европейского института управления закупками (EIPM Peter Kraljic Award, Франция) за достижения в области организации и практик закупочной деятельности. Премия вручена компании в номинации «Интегративное управление поставками и организация закупочной деятельности». Согласно результатам аудита EIPM, система закупок ОМК достигла высокого уровня зрелости в категорийном менеджменте, управлении взаимоотношениями с поставщиками, в рискменеджменте при реализации строительных проектов и в сложных закупках материально-технических ресурсов.
Павел Таран
Павел Таран
руководитель направления по стратегическим коммуникациям
press@omk.ru
Читайте еще
04.07.2023
Демография в маленьком городе
Журнал «Эксперт»
02.09.2022
Культурный центр «Волна» в Выксе
Elle Decoration
02.09.2022
Выксе всех: чему учит культурный опыт города металлургов
«Известия»
18.02.2022
Чусовской метзавод ОМК купил испытательный стенд для рессорной продукции за 65 млн руб
ИА "Интерфакс" (Поволжье)
16.02.2022
Президент ОМК Наталья Еремина: «На всех предприятиях ОМК есть потенциал развития проектов декарбонизации»
Газета "Ведомости"
16.02.2022
Белэнергомаш-БЗЭМ изготовил нетиповые высотные опоры для перехода ЛЭП через Печору
ИА "Интерфакс" (Центр)