«Страсти по Мартену» и бурлящая Выкса
10.06.2018НИЖНИЙ НОВГОРОД, 10 июн — РИА Новости, Елена Жаркова. Самый масштабный за пределами Москвы фестиваль городской культуры "Арт-овраг" в восьмой раз собрал в небольшом городе Выксе в Нижегородской области любителей современного искусства и тех, кто только начинает к нему приобщаться.
Начиная с 2011 года в июне город с населением чуть больше пятидесяти тысяч человек привлекает множество туристов. Они едут посмотреть, какие сюрпризы подготовили для зрителей участники фестиваля современной культуры — самые модные российские и зарубежные художники, скульпторы, музыканты и танцоры. Каждый фестиваль имеет свою "изюминку", которую обсуждают потом целый год — до нового потрясения очередного фестиваля.
Большой фестиваль маленького города
В этом году фестиваль открывали 9 июня на набережной Верхневыксунского пруда, куда причалили необычные плоты, ставшие главными героями прошлогоднего "Арт-оврага". Дрейфующие по воде арт-объекты создавали известные во всем мире архитекторы и художники, и выксунцы сразу полюбили эти уникальные плавсредства, на которых все лето потом катали всех желающих. В этом году арт-флотилия словно проложила мостик от прошлого фестиваля к нынешнему.
"Любой город мечтает о таком фестивале. Культурное событие подобного масштаба достойно столицы", — заявил на открытии "Арт-оврага" впечатленный увиденным глава региона Глеб Никитин.
Было чем впечатлиться: на площади Металлургов французские художники Лоренс Фальзон и Бертран Госселин возвели стол длиной 100 метров, за которым во время фестиваля в течение трех дней проводятся грандиозные застолья и сеансы одновременной игр в шахматы на 200 досках. В это время дети прямо на сцене строят из сена лабиринты и башни. В самом центре города открыли остановочные павильоны "Арт-овраг" невероятного дизайна. Рядом в лесопарке уличный художник Тимофей Радя создал инсталляцию из неона, которая, словно светлячки, оживила темную ночь. И все три дня фестиваля по городу колесит яркий театральный автобус, на котором передвигаются артисты SPAM-theatre и показывают импровизированные спектакли.
"Наша задача, чтобы во время фестиваля весь город бурлил", — признаются организаторы. И им это удается: фестиваль "Арт-овраг" в этом году проходит на десяти площадках, и каждая не только удивляет зрителей, но и позволяет в буквальном смысле прикоснуться к современному искусству. Ведь главный принцип, который пропагандируют организаторы фестиваля — это максимальная вовлеченность жителей города во все, что происходит на "Арт-овраге".
Восемь лет назад фестиваль зародился как небольшой проект, который должен был отвлечь местную молодежь от алкоголя и сделать жизнь в Выксе привлекательной для них настолько, чтобы они не спешили уезжать отсюда. В моногородке, где большинство семей так или иначе связаны с металлургическим заводом, именно его руководство и занялось решением этой социальной проблемы.
"Россия состоит не только из больших городов, это и огромное количество малых поселений. Выкса является их ярким представителем. И жизнь в России в большей степени определяют именно такие города. Нашей компании важно не только производство, но и та среда, в которой живут наши сотрудники и их семьи. Поэтому мы и стали организаторами фестиваля", — рассказывает председатель совета директоров Объединенной металлургической компании (ОМК) Анатолий Седых.
Задуманный как социальный, проект сразу стал культурным, поскольку отвлекать молодежь от вредных привычек решили через приобщение к прекрасному — но не к классике, поднадоевшей всем еще в школе, а через современное искусство, в провинциальном городе мало кому знакомое. Жители Выксы к столь радикальным переменам готовы не были и первые арт-объекты просто разрушили. Но многое уцелело. И уже на следующий год отношение к фестивалю, его участникам и организаторам изменилось. И сейчас жители Выксы от мала до велика стремятся стать не просто зрителями, но и создателями проектов, которые украсят их город.
Ярким примером подобного со-творчества стал "гвоздь" фестивальной программы этого года — театральный перформанс "Страсти по Мартену", поставленный лауреатом "Золотой маски", режиссером и хореографом Анной Абалихиной в "живых" декорациях – настоящем мартеновском цехе Выксунского металлургического завода. Ошеломительный по силе воздействия спектакль стал настоящей одой уходящему этапу индустриальной эпохи, ведь он посвящен закрытию одного из последних в России мартеновских цехов.
"Подобный проект делается впервые. Мы не просто привезли на фестиваль готовый спектакль, мы сделали масштабный перформанс прямо здесь, на заводе. Он создается из самого пространства, из звуков, которые его насыщали долгое время. Так звучит завод. Хореографическая ткань составлена из наших наблюдений в цехе. Мы увидели магию укрощения огня и постарались показать это в танце. Наконец, мы записали множество интервью с сотрудниками цеха, и теперь зрители могут услышать их голоса. Это проект большой художественной и социальной ценности", — уверен куратор театральной программы Юрий Муравицкий.
Создатели перформанса характеризуют его как "мистерию производства стали". И в оглушающем гуле работающего мартеновского цеха, речитативе хора с описанием рабочего процесса, танце сталеваров и игре на железнодорожных колесах как на ударных инструментах, действительно, ощущается нечто таинственное и мистическое. Но самое невероятное впечатление производят ожившие вдруг огромные механизмы – настоящий балет в исполнении многотонных кранов. Зрелище завораживающее и пугающее своей мощью.
Эпитафией звучат фрагменты рассказов сотрудников завода, для которых мартеновский цех был не просто производством, а едва ли не главной частью их жизни, те, для кого эта тяжелая работа была повседневным героизмом. Но отчаиваться не дает финал спектакля – на площадке цеха, где готовили к отправке составы с остывающей сталью, вдруг появляются нежные деревца, символизирующие новую жизнь…
В работе над этим перформансом были задействованы не только музыканты и танцоры, но и обычные работники завода — около пятидесяти сталеваров стали участниками спектакля "Страсти по Мартену".
К сожалению, эта грандиозная постановка проживет всего три дня — спектакль демонстрируется 9, 10 и 11 июня. А потом увидеть балет кранов и послушать, как поет завод, можно будет только на видеозаписи.
В этом году главной темой фестиваля "Арт-овраг" стало "Полезное искусство". К трактовке "полезности" подходят широко: организаторы считают главным достижением все большую вовлеченность жителей в работу фестиваля, а чиновники по-хозяйски радуются остающемуся наследию и тому, что город становится все более привлекательным не только для самих выксунцев, но и для туристов.
"Новшество фестиваля – параллельная программа, в которую мы вовлекаем жителей Выксы. Они прислали нам 30 проектов, из которых мы отобрали 10 лучших, чтобы оказать поддержку в их реализации", — рассказывает организатор фестиваля, председатель попечительского совета благотворительного фонда "ОМК-Участие" Ирина Седых.
Одним из самых полезных и долгожданных проектов жители Выксы считают детский сквер — площадку, созданную по эскизам школьников. Как объясняют создатели проекта, их основной задачей было не самовыразиться, а привлечь людей к совместному творчеству и сделать максимально полезную для них площадку. Так что теперь ребятишки и их родители по праву чувствуют себя соавторами этого детского арт-двора. А значит, будут его беречь, уверены архитекторы.
У фестиваля в Выксе большое наследие: с 2011 года тут появилось 85 арт-объектов и 7 арт-дворов. Работы художников, специально приезжающих поработать в арт-резиденции, передаются в местный музей. Есть у фестиваля и своя издательская программа: к выходу осенью готовится первая энциклопедия российского стрит-арта, в которой будут каталогизированы более 300 уличных художников.
"За эти восемь лет фестиваль стал для нас привычным и родным. Задача власти — построить комфортный город, в котором хотелось бы жить, воспитывать детей и не бояться за их будущее. И "Арт-овраг" помогает нам в этом. Мы используем идеи, которые рождаются в рамках фестиваля, для того, чтобы сделать город лучше. Например, парк мы построили так, как захотели жители, а не так, как задумывалось первоначально. Теперь и бизнес проявляет интерес к тому, что мы делаем. Предприниматели почувствовали, что это не только эстетично, но и дает возможность зарабатывать. А это всем идет на пользу", — радуется мэр Выксы Владимир Кочетков.
"Арт-овраг" стал настоящим событием, привлекающим с каждым голом все больше туристов: так, если в 2015 году Выксу посетила 21 тысяча туристов, в 2016 — 32 тысячи, а в 2017 году — уже более 50 тысяч. В планах увеличить это число втрое.
А еще Выкса в этом году вошла в число победителей первого Всероссийского конкурса малых городов и теперь получит 100 миллионов рублей на проект благоустройства парка. И здесь есть немалая заслуга фестиваля "Арт-овраг", ведь в конкурсе учитывалась вовлеченность жителей в поданный проект. Таким образом, искусство оказалось действительно полезным. И лучшим анонсом на будущее звучит фраза организатора фестиваля Ирины Седых: "Дух захватывает от того, что можно еще сделать!".
Начиная с 2011 года в июне город с населением чуть больше пятидесяти тысяч человек привлекает множество туристов. Они едут посмотреть, какие сюрпризы подготовили для зрителей участники фестиваля современной культуры — самые модные российские и зарубежные художники, скульпторы, музыканты и танцоры. Каждый фестиваль имеет свою "изюминку", которую обсуждают потом целый год — до нового потрясения очередного фестиваля.
Большой фестиваль маленького города
В этом году фестиваль открывали 9 июня на набережной Верхневыксунского пруда, куда причалили необычные плоты, ставшие главными героями прошлогоднего "Арт-оврага". Дрейфующие по воде арт-объекты создавали известные во всем мире архитекторы и художники, и выксунцы сразу полюбили эти уникальные плавсредства, на которых все лето потом катали всех желающих. В этом году арт-флотилия словно проложила мостик от прошлого фестиваля к нынешнему.
"Любой город мечтает о таком фестивале. Культурное событие подобного масштаба достойно столицы", — заявил на открытии "Арт-оврага" впечатленный увиденным глава региона Глеб Никитин.
Было чем впечатлиться: на площади Металлургов французские художники Лоренс Фальзон и Бертран Госселин возвели стол длиной 100 метров, за которым во время фестиваля в течение трех дней проводятся грандиозные застолья и сеансы одновременной игр в шахматы на 200 досках. В это время дети прямо на сцене строят из сена лабиринты и башни. В самом центре города открыли остановочные павильоны "Арт-овраг" невероятного дизайна. Рядом в лесопарке уличный художник Тимофей Радя создал инсталляцию из неона, которая, словно светлячки, оживила темную ночь. И все три дня фестиваля по городу колесит яркий театральный автобус, на котором передвигаются артисты SPAM-theatre и показывают импровизированные спектакли.
"Наша задача, чтобы во время фестиваля весь город бурлил", — признаются организаторы. И им это удается: фестиваль "Арт-овраг" в этом году проходит на десяти площадках, и каждая не только удивляет зрителей, но и позволяет в буквальном смысле прикоснуться к современному искусству. Ведь главный принцип, который пропагандируют организаторы фестиваля — это максимальная вовлеченность жителей города во все, что происходит на "Арт-овраге".
Восемь лет назад фестиваль зародился как небольшой проект, который должен был отвлечь местную молодежь от алкоголя и сделать жизнь в Выксе привлекательной для них настолько, чтобы они не спешили уезжать отсюда. В моногородке, где большинство семей так или иначе связаны с металлургическим заводом, именно его руководство и занялось решением этой социальной проблемы.
"Россия состоит не только из больших городов, это и огромное количество малых поселений. Выкса является их ярким представителем. И жизнь в России в большей степени определяют именно такие города. Нашей компании важно не только производство, но и та среда, в которой живут наши сотрудники и их семьи. Поэтому мы и стали организаторами фестиваля", — рассказывает председатель совета директоров Объединенной металлургической компании (ОМК) Анатолий Седых.
Задуманный как социальный, проект сразу стал культурным, поскольку отвлекать молодежь от вредных привычек решили через приобщение к прекрасному — но не к классике, поднадоевшей всем еще в школе, а через современное искусство, в провинциальном городе мало кому знакомое. Жители Выксы к столь радикальным переменам готовы не были и первые арт-объекты просто разрушили. Но многое уцелело. И уже на следующий год отношение к фестивалю, его участникам и организаторам изменилось. И сейчас жители Выксы от мала до велика стремятся стать не просто зрителями, но и создателями проектов, которые украсят их город.
Ярким примером подобного со-творчества стал "гвоздь" фестивальной программы этого года — театральный перформанс "Страсти по Мартену", поставленный лауреатом "Золотой маски", режиссером и хореографом Анной Абалихиной в "живых" декорациях – настоящем мартеновском цехе Выксунского металлургического завода. Ошеломительный по силе воздействия спектакль стал настоящей одой уходящему этапу индустриальной эпохи, ведь он посвящен закрытию одного из последних в России мартеновских цехов.
"Подобный проект делается впервые. Мы не просто привезли на фестиваль готовый спектакль, мы сделали масштабный перформанс прямо здесь, на заводе. Он создается из самого пространства, из звуков, которые его насыщали долгое время. Так звучит завод. Хореографическая ткань составлена из наших наблюдений в цехе. Мы увидели магию укрощения огня и постарались показать это в танце. Наконец, мы записали множество интервью с сотрудниками цеха, и теперь зрители могут услышать их голоса. Это проект большой художественной и социальной ценности", — уверен куратор театральной программы Юрий Муравицкий.
Создатели перформанса характеризуют его как "мистерию производства стали". И в оглушающем гуле работающего мартеновского цеха, речитативе хора с описанием рабочего процесса, танце сталеваров и игре на железнодорожных колесах как на ударных инструментах, действительно, ощущается нечто таинственное и мистическое. Но самое невероятное впечатление производят ожившие вдруг огромные механизмы – настоящий балет в исполнении многотонных кранов. Зрелище завораживающее и пугающее своей мощью.
Эпитафией звучат фрагменты рассказов сотрудников завода, для которых мартеновский цех был не просто производством, а едва ли не главной частью их жизни, те, для кого эта тяжелая работа была повседневным героизмом. Но отчаиваться не дает финал спектакля – на площадке цеха, где готовили к отправке составы с остывающей сталью, вдруг появляются нежные деревца, символизирующие новую жизнь…
В работе над этим перформансом были задействованы не только музыканты и танцоры, но и обычные работники завода — около пятидесяти сталеваров стали участниками спектакля "Страсти по Мартену".
К сожалению, эта грандиозная постановка проживет всего три дня — спектакль демонстрируется 9, 10 и 11 июня. А потом увидеть балет кранов и послушать, как поет завод, можно будет только на видеозаписи.
В этом году главной темой фестиваля "Арт-овраг" стало "Полезное искусство". К трактовке "полезности" подходят широко: организаторы считают главным достижением все большую вовлеченность жителей в работу фестиваля, а чиновники по-хозяйски радуются остающемуся наследию и тому, что город становится все более привлекательным не только для самих выксунцев, но и для туристов.
"Новшество фестиваля – параллельная программа, в которую мы вовлекаем жителей Выксы. Они прислали нам 30 проектов, из которых мы отобрали 10 лучших, чтобы оказать поддержку в их реализации", — рассказывает организатор фестиваля, председатель попечительского совета благотворительного фонда "ОМК-Участие" Ирина Седых.
Одним из самых полезных и долгожданных проектов жители Выксы считают детский сквер — площадку, созданную по эскизам школьников. Как объясняют создатели проекта, их основной задачей было не самовыразиться, а привлечь людей к совместному творчеству и сделать максимально полезную для них площадку. Так что теперь ребятишки и их родители по праву чувствуют себя соавторами этого детского арт-двора. А значит, будут его беречь, уверены архитекторы.
У фестиваля в Выксе большое наследие: с 2011 года тут появилось 85 арт-объектов и 7 арт-дворов. Работы художников, специально приезжающих поработать в арт-резиденции, передаются в местный музей. Есть у фестиваля и своя издательская программа: к выходу осенью готовится первая энциклопедия российского стрит-арта, в которой будут каталогизированы более 300 уличных художников.
"За эти восемь лет фестиваль стал для нас привычным и родным. Задача власти — построить комфортный город, в котором хотелось бы жить, воспитывать детей и не бояться за их будущее. И "Арт-овраг" помогает нам в этом. Мы используем идеи, которые рождаются в рамках фестиваля, для того, чтобы сделать город лучше. Например, парк мы построили так, как захотели жители, а не так, как задумывалось первоначально. Теперь и бизнес проявляет интерес к тому, что мы делаем. Предприниматели почувствовали, что это не только эстетично, но и дает возможность зарабатывать. А это всем идет на пользу", — радуется мэр Выксы Владимир Кочетков.
"Арт-овраг" стал настоящим событием, привлекающим с каждым голом все больше туристов: так, если в 2015 году Выксу посетила 21 тысяча туристов, в 2016 — 32 тысячи, а в 2017 году — уже более 50 тысяч. В планах увеличить это число втрое.
А еще Выкса в этом году вошла в число победителей первого Всероссийского конкурса малых городов и теперь получит 100 миллионов рублей на проект благоустройства парка. И здесь есть немалая заслуга фестиваля "Арт-овраг", ведь в конкурсе учитывалась вовлеченность жителей в поданный проект. Таким образом, искусство оказалось действительно полезным. И лучшим анонсом на будущее звучит фраза организатора фестиваля Ирины Седых: "Дух захватывает от того, что можно еще сделать!".
Читайте еще
18.02.2022
Чусовской метзавод ОМК купил испытательный стенд для рессорной продукции за 65 млн руб
ИА "Интерфакс" (Поволжье)
16.02.2022
Президент ОМК Наталья Еремина: «На всех предприятиях ОМК есть потенциал развития проектов декарбонизации»
Газета "Ведомости"
16.02.2022
Белэнергомаш-БЗЭМ изготовил нетиповые высотные опоры для перехода ЛЭП через Печору
ИА "Интерфакс" (Центр)