Бал для Золушки, грудничковый бассейн и школа пап: что делает бизнес кроме бизнеса

18.05.2018
Как бизнес может улучшить жизнь людей в регионах, где он работает, и почему крупные компании делают ставки на социальную деятельность, разбирается корреспондент АСИ.

Социальные инвестиции – вклад в людей

«Выпускной для Золушки» – так называется проект в городе Выксе (Нижегородская область). Выпускниц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, поддерживают волонтеры. Спасти праздник золушкам поможет команда партнеров проекта – парикмахеров, стилистов и визажистов. Все это стало возможным благодаря тому, что «Выпускной для Золушки» победил в конкурсе социальных проектов Объединенной металлургической компании (ОМК) и получил грант.

Социальная деятельность крупных компаний – это не только благотворительные проекты, но и так называемые «социальные инвестиции». Главный потенциал территории – люди. Идеальный вариант – если они останутся в городе и будут участвовать в его развитии. Крупные компании заинтересованы в том, чтобы успешных социальных проектов стало больше. В образование местных жителей, повышение их активности и социальной ответственности вкладываются многие корпорации.

Фестиваль, типография и спортивная площадка

Ежегодный конкурс социальных и благотворительных проектов «ОМК-Партнерство» компания проводит с 2015 года. В этом году поддержку получат 90 социальных инициатив, победивших в конкурсе. Гранты до 250 рублей выделены 47 проектам от организаций и 43 проектам, поданным на конкурс волонтерами (до 50 тыс. рублей). В этом году на конкурсе впервые появилась специальная номинация для муниципальных учреждений. К поддержке социальных проектов присоединилась компания «ОМК-ЭкоМеталл», входящая в ОМК. Она финансирует строительство спортивной площадки в одном из поселков городского округа Выкса.

Авторы проектов-победителей реализуют их там, где работают предприятия ОМК, – в Челябинске, Альметьевске (Республика Татарстан) Благовещенске (Республика Башкортостан), Выксе (Нижегородская область) и Чусовом (Пермский край).

Повышение авторитета отцовства — одна из целей выксунского проекта «Папа-школа в городе настоящих мужчин». Образование в «Папа-школе» получат 50 семей, не менее 50 специалистов будут проводить занятия. Для родителей запланированы лекции, мастер-классы, конкурс и семейные праздники.

Посетители Чусовского краеведческого музея, имеющие проблемы со зрением, получат возможность услышать часть экспонатов (голоса птиц и животных) и изучить с помощью осязания копии предметов, хранящихся в музее.

Онлайн-проект «Здоровый образ жизни – личный успех каждого!» был предложен волонтерами поселка Новосинеглазовский (Челябинская область) и тоже стал победителем конкурса. С помощью социальной сети «ВКонтакте» желающие приобщиться к здоровому образу жизни будут проводить домашние тренировки, корректировать свое питание и вырабатывать полезные привычки. В финале проекта три самых успешных участника получат абонементы в спортзал.

Грантовый конкурс проводит и компания «Норильский никель». В 2018 году победителями конкурса социальных проектов благотворительной программы «Норникеля» «Мир новых возможностей» стали авторы 116 социальных инициатив, выделено более 120 млн рублей. С 2014 года на конкурс поступило 1087 заявок, а 294 проекта-победителя получили поддержку на сумму 265,5 млн рублей.

Норильская детская художественная школа становилась победителем конкурса уже пять раз (школа принимала участие в разных номинациях). Эти победы дали учащимся школы возможность создавать настоящую художественную продукцию и учиться у известных специалистов. В школе появились гончарная мастерская и мобильная типография, позволяющая школьникам воплощать в полиграфии смелые дизайнерские идеи, а в творческой лаборатории проходят мастер-классы известных дизайнеров.

Благодаря этому конкурсу социальных проектов благотворительной программы «Мир новых возможностей» в Норильске появился Фестиваль северной ягоды. Идею в 2016 году предложила Ирина Кремен, сотрудник городской администрации Норильска. Ее культурно-туристический проект победил в конкурсе социальных проектов получил на реализацию от «Норникеля» почти миллион рублей. 29 июля 2017 года фестиваль впервые состоялся на загородной лыжной базе «Оль-Гуль». Его участниками стали более 3 тыс. человек. Было решено сделать фестиваль ежегодным.

Как помочь моногороду: от социального предпринимательства до воспитания школьников

Моногород, жизнь которого тесно связана с предприятием, работающим на его территории, – система особенно уязвимая в социальном смысле. Жизнь в таких поселениях бывает скучной – неразвитая инфраструктура, отсутствие культурных и досуговых центров, скудный выбор рабочих мест. Молодежь стремится покинуть монотерритории. Компании, предприятия которых работают в таких местах, не могут остаться в стороне от этой проблемы. Они делают ставки на развитие социального предпринимательства – деятельности на стыке благотворительности и бизнеса, именно такие проекты помогают региону развиваться.

Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) – одна из компаний, поддерживающих социальное предпринимательство.

Программа «Школа социального предпринимательства» в 2016-2017 году работала там, где есть предприятия компании. За два года в этих регионах выпускники школы начали почти 100 новых бизнес-проектов. В их числе — детские образовательные центры, студии научно-технического творчества, женские клубы красоты, тренажерный центр, школа здоровья для взрослых, доставка товаров жителям удаленных территорий, швейное производство с трудоустройством инвалидов, парикмахерские и т.д.

В Кузбассе, Красноярском крае и Хакасии работала «Мастерская успешных практик: онлайн-пространство для обмена опытом». На семинарах и тренингах начинающих социальных предпринимателей учат тиражировать собственные проекты и внедрять опыт коллег.

Одним из результатов работы мастерской стала адаптация опыта центра раннего плавания «Рыбка» (Республика Хакасия) для группы грудничкового плавания в Шарыпово.

Мария Шереметьева, руководитель центра грудничкового плавания «Осьминожка» (Шарыпово, Красноярский край): «Первый раз я прошла обучение в Школе социального предпринимательства в 2014 году. Такая учеба просто необходима в малых городах! Моим первым проектом стал «Музей занимательной астрономии и космоса», до сих пор вызывающий большой интерес детей и взрослых. После того как я прошла школу тренеров и школу по позиционированию социально-предпринимательского бизнеса, я наконец достигла своей цели — открыла центр грудничкового плавания «Осьминожка». В 2016 году городская администрация выделила нам помещение. Мы его оборудовали, торжественно открыли, дали рекламу. Сегодня центр приносит стабильный доход и пользуется большой популярностью. Наши постоянные клиенты — около 100 семей с детьми. К нам приезжают даже из Ужура, это в 80 км от нас».

Хочу открыть свой бизнес

В Благовещенске бывший сотрудник уголовного розыска занялся лозоплетением и обучает этому искусству детей с ограниченными возможностями здоровья, женщина с нарушением зрения открыла массажный кабинет, а многодетный отец — пункт проката велосипедов и роликов. Все эти люди – победители конкурса социального предпринимательства «Начни свое дело», который с 2016 года проводит компания ОМК. Они победили в конкурсе социальных проектов и получили до 200 тыс. рублей на открытие социально ориентированного бизнеса.

Супруги Елена и Евгений Гребневы живут в Заполярный (Мурманская область). В 2016 году они стали одними из первых слушателей курсов Школы социального предпринимательства, которые организовала компания «Норникель». По итогам обучения Гребневы получили беспроцентный займ на два года под свой проект – частный медицинский центр «Здоровая семья», который помогает решить проблемы с доступностью медицинской помощи в регионе. На средства займа для центра приобрели современный УЗИ-аппарат.

Есть проблемы? Помогут дети!

Аудитория программы СУЭК «Курс молодого лидера» – старшеклассники. Целью программы является развитие у подростков лидерских и предпринимательских навыков. Организаторы программы надеются, что развитие изобретательского и исследовательского мышления в перспективе поможет компании решить кадровый вопрос на территориях, где находятся ее предприятия.

Лагерь «Молодой лидер» посетили 34 школьника из семи субъектов РФ, кроме отдыха их ждали семинары и тренинги, деловые игры и мастер-классы. На основе полученных знаний и навыков участники выявили актуальные социальные проблемы своих территорий и разработали 39 проектов для их решения.

В последнее десятилетие мы наблюдаем, что социальных проектов крупного бизнеса в России становится все больше. Социальная политика, направленная на развитие регионов присутствия, постепенно становится частью корпоративной культуры российских компаний. Бизнесмены понимают, что вкладываться в инфраструктуру, обучение людей и повышение их социальной активности не только престижно, но и в конечном итоге – выгодно.
Павел Таран
Павел Таран
руководитель направления по стратегическим коммуникациям
press@omk.ru
Читайте еще
04.07.2023
Демография в маленьком городе
Журнал «Эксперт»
02.09.2022
Культурный центр «Волна» в Выксе
Elle Decoration
02.09.2022
Выксе всех: чему учит культурный опыт города металлургов
«Известия»
18.02.2022
Чусовской метзавод ОМК купил испытательный стенд для рессорной продукции за 65 млн руб
ИА "Интерфакс" (Поволжье)
16.02.2022
Президент ОМК Наталья Еремина: «На всех предприятиях ОМК есть потенциал развития проектов декарбонизации»
Газета "Ведомости"
16.02.2022
Белэнергомаш-БЗЭМ изготовил нетиповые высотные опоры для перехода ЛЭП через Печору
ИА "Интерфакс" (Центр)