Владимир Маркин: «Наша отрасль требует огромных интеллектуальных усилий»
21.12.2017Объединенная металлургическая компания (ОМК) - традиционно активный участник недели металлов в Москве. На площадке «металл-экспо» президент ОМК Владимир Маркин рассказал о ходе модернизации производства и о новых инвестпроектах на Выксунском металлургическом заводе (ВМЗ), о праздновании юбилеев компании и завода, и о том, что ОМК представляла в этом году на выставке.
Владимир Степанович, какие проекты по модернизации производства и освоению выпуска новой трубной продукции компания реализует сегодня?
ОМК недавно провела обновление трубных станов Выксунского металлургического завода, ориентированных на выпуск труб малого и среднего диаметра, продолжает развивать производства и инвестировать в модернизацию и создание новых мощностей. Сегодня мы реализуем комплексный проект по развитию дивизиона нефтегазопроводных труб на ВМЗ с общим объемом инвестиций более 40 млрд. руб. Инвестпроект предусматривает полную модернизацию действующего цеха завода по производству обсадных труб, развитие новых участков в цехе по выпуску нефтегазопроводных труб среднего диаметра. Еще одну производственную площадку ОМК строит здесь с нуля. В новом цехе разместятся два производства: центр финишной отделки обсадных труб и линия по производству насосно-компрессорных труб. В рамках проекта планируется увеличить выпуск обсадных труб и расширить сортамент ВМЗ.
Также намерены внедрить в производство технологию нанесения внутреннего покрытия на трубы малого и среднего диаметра и технологию нанесения на трубы консервационного покрытия.
В цехе по производству обсадных труб предполагается заменить трубный стан, установить оборудование консервации. Также в рамках проекта планируется развить муфтовые мощности и мощности по термообработке и нормализации для обеспечения потребностей трубного производства ВМЗ.
Ожидается, что реализация комплексного проекта по развитию дивизиона нефтегазопроводных труб на ВМЗ практически полностью завершится в 2020 г. Комплексный проект позволит ОМК предложить партнерам — ведущим нефтяным и газовым компаниям России обсадные, насосно-компрессорные и нефтегазопроводные трубы с улучшенными свойствами и удовлетворить их самые жесткие требования по качеству.
Какие еще направления развивает компания?
Мы продолжаем реализацию проектов по созданию импортозамещающего производства шаровых кранов для специальных условий эксплуатации. Для этого строим в Челябинске Уральский завод специального арматуростроения. ОМК уже представила ряд кранов, разработанных специалистами предприятия. Они являются аналогами зарубежных кранов и ранее в России не выпускались.
Продолжаем освоение производства трубной продукции с плакирующим слоем, которая сегодня также не изготавливается в нашей стране и закупается в Европе. Она применяется при сооружении газопроводов для транспортировки газа и газового конденсата, содержащего коррозионно-активные компоненты, в сложных природно-климатических условиях, в том числе для работы со сжиженными углеводородами. Еще одно направление — создание блочных автоматизированных газораспределительных станций нового поколения. Разрабатываем их при поддержке нашего инженерно-технологического центра в Уфе полностью из отечественных материалов и комплектующих. Наши станции отличаются от действующих типовых решений возможностью ступенчатого изменения мощности.
Эти инвестпроекты появились потому, что сейчас установилась достаточно комфортная цена нефти — $50—60 за баррель Brent?
Россия будет добывать нефть в любом случае, и неважно, какая цена. Усложняться проекты точно будут. Месторождения становятся все сложнее и сложнее. Нефтяники идут на Север, добывают трудноизвлекаемую нефть, поэтому труба должна меняться, она должна быть уже другого, еще более высокого качества. Мы это понимаем, и мы это делаем.
Закрываются одни месторождения, осваиваются другие. Им нужна новая труба: бурильная, обсадная, насосно-компрессорная. При текущей добыче нефти всегда требуется обсадная труба — на освоение месторождений, на замену. Мы видим, что нефтяной рынок падать не собирается, сохранится высокая потребность в качественной трубе. Поэтому мы уверенно реализуем новые инвестпроекты и не сомневаемся, что в итоге поставим качественную трубу нового сортамента нашим нефтяникам и газовикам.
Стенд ОМК на выставке в этом году принципиально отличался от экспозиций прошлых лет. Расскажите, чем и почему?
2017 г. для нас юбилейный: Выксунскому металлургическому заводу исполняется 260 лет, а самой ОМК — 25. Наша отрасль требует огромных интеллектуальных усилий, обширных компетенций и большой умственной энергии, а книги — это главный источник знаний. Поэтому мы решили оформить стенд в стиле текущего года — года интеллектуальной металлургии — в виде небольшой уютной библиотеки. Организовали в ней читальный зал. У гостей выставки была возможность познакомиться с книгами о металлургической отрасли, издание которых поддержала ОМК.
На нашем стенде состоялась презентация книги «Железная логика России». В очерках, размещенных в ней, рассказывается об истории страны и отечественной металлургии за последние 260 лет, а также заводов, входящих в состав компании. Книга выпущена небольшим тиражом, на выставке ее впервые представили профессиональному сообществу.
На экранах, установленных на площадке, любой желающий мог полистать уже знакомую большому количеству людей многотомную энциклопедию «Металлургия и время», изданную нами и Московским институтом стали и сплавов. Бумажные экземпляры шеститомника стали книжной редкостью, поэтому, идя в ногу со временем, мы создали полноценную онлайн-версию. В энциклопедии изложена история зарождения и развития металлургии с эпохи открытия железа до наших дней, представлено большое количество уникальных материалов и редких фактов.
Вы же, как и председатель совета директоров ОМК А. Седых, тоже выпускник МИСиСа, не так ли? Помогают ли знания, полученные в этом вузе, руководить компанией?
Конечно! МИСиС — ведущий металлургический институт. Там много хороших преподавателей, спасибо им большое за те знания, которые они дали. С другой стороны, помогают бывшие однокашники. Куда ни поедешь — в город ли, на завод, всегда встретишь выпускников МИСиСа. В этом сообществе все с уважением относятся друг к другу, что очень помогает в проектах.
А помните ли вы те далекие времена, когда трубы «русского размера» в России вообще не выпускались и их импортировали?
Помню. Начало нулевых годов. И не было никаких гарантий, что такие трубы потребуются, но мы верили, что большие трубопроводные стройки появятся. ОМК пошла на риск, самостоятельно построила новый стан 1420. И мы не прогадали.
Важно, что мы поставили стан с расширенными характеристиками и возможностями, которые очень пригодились в дальнейшем. Например, в то время толщина стенки ходовой трубы равнялась 15—18 мм, максимум 21 мм. А мы, когда начали строить стан, заложили возможность выпускать трубу с толщиной стенки до 48 мм. У нас совет директоров спрашивал: «А зачем вы такую стенку закладываете? Вы получите слишком дорогое оборудование». Но мы убедили наших акционеров, что труба с подобными характеристиками непременно понадобится.
И действительно, уже в 2005 г. мы начали поставлять трубы Газпрому на «Североевропейский газопровод». А дальше был газопровод «Бованенково — Ухта», сложный проект в Сибири. Толщина стенки там уже достигала 32 мм. Когда подошли к подводным проектам, там потребовалась стенка 41 мм. Поэтому правильный выбор оборудования позволил нам, как говорится, быстро войти в рынок и начать осуществлять такие поставки. Мы действительно первые попали в международные проекты подводных переходов.
Владимир Степанович, вы в ОМК работаете с момента основания компании, все 25 лет?
Я начал работать на Выксунском металлургическом заводе в 1981 г. после окончания института и пришел в компанию вместе с заводом.
А можете вспомнить за эти четверть века самые первые, самые сложные проекты?
Самый первый проект у нас был небольшой. Когда ВМЗ вошел в состав ОМК, организовали участок наружного покрытия на Выксунском заводе. Очень требовалось заводское защитное покрытие, потому что покрывать трубы в условиях трассы весьма трудоемко и менее качественно.
Потом реализовали проект «печь-ковш-вакууматор»: организовали вакуумную обработку мартеновской стали для железнодорожных колес, она стала лучшего качества.
Но самый, наверное, запомнившийся проект — освоение выпуска труб большого диаметра. Попадание в яблочко с самого начала.
Потом построили литейно-прокатный комплекс и свой стан 5000, благодаря профессионализму коллектива ВМЗ освоили выпуск самого сложного листа для трубопроводов и сертифицировали его.
Вот эта цепочка, которую мы уже завершили, сегодня представляет собой самый значительный проект, объединяющий выпуск труб большого диаметра на одной площадке в комплексе со станом 5000.
Смотрите, как с названием компании-то угадали! Ведь тогда ничто не предвещало того, что вы, трубники, станете металлургами, тем не менее выбрали название, которое сейчас целиком и полностью соответствует сфере деятельности.
Мы всегда относили себя, трубников, к металлургам, потому что и пятый передел — это тоже металлургия.
Удивительно, как закольцовывается история в случае с ОМК. Первый завод Баташева, еще до того как он ушел в Тулу, в Выксу, размещался на Озерковской набережной. И фактически спустя 250 лет центральный офис компании вернулся сюда, в Москву, на Озерковскую набережную — туда, где начинал Баташев. Фантастика просто! Владимир Степанович, спасибо большое, что нашли время для разговора. Удачной вам дальнейшей работы!
Владимир Степанович, какие проекты по модернизации производства и освоению выпуска новой трубной продукции компания реализует сегодня?
ОМК недавно провела обновление трубных станов Выксунского металлургического завода, ориентированных на выпуск труб малого и среднего диаметра, продолжает развивать производства и инвестировать в модернизацию и создание новых мощностей. Сегодня мы реализуем комплексный проект по развитию дивизиона нефтегазопроводных труб на ВМЗ с общим объемом инвестиций более 40 млрд. руб. Инвестпроект предусматривает полную модернизацию действующего цеха завода по производству обсадных труб, развитие новых участков в цехе по выпуску нефтегазопроводных труб среднего диаметра. Еще одну производственную площадку ОМК строит здесь с нуля. В новом цехе разместятся два производства: центр финишной отделки обсадных труб и линия по производству насосно-компрессорных труб. В рамках проекта планируется увеличить выпуск обсадных труб и расширить сортамент ВМЗ.
Также намерены внедрить в производство технологию нанесения внутреннего покрытия на трубы малого и среднего диаметра и технологию нанесения на трубы консервационного покрытия.
В цехе по производству обсадных труб предполагается заменить трубный стан, установить оборудование консервации. Также в рамках проекта планируется развить муфтовые мощности и мощности по термообработке и нормализации для обеспечения потребностей трубного производства ВМЗ.
Ожидается, что реализация комплексного проекта по развитию дивизиона нефтегазопроводных труб на ВМЗ практически полностью завершится в 2020 г. Комплексный проект позволит ОМК предложить партнерам — ведущим нефтяным и газовым компаниям России обсадные, насосно-компрессорные и нефтегазопроводные трубы с улучшенными свойствами и удовлетворить их самые жесткие требования по качеству.
Какие еще направления развивает компания?
Мы продолжаем реализацию проектов по созданию импортозамещающего производства шаровых кранов для специальных условий эксплуатации. Для этого строим в Челябинске Уральский завод специального арматуростроения. ОМК уже представила ряд кранов, разработанных специалистами предприятия. Они являются аналогами зарубежных кранов и ранее в России не выпускались.
Продолжаем освоение производства трубной продукции с плакирующим слоем, которая сегодня также не изготавливается в нашей стране и закупается в Европе. Она применяется при сооружении газопроводов для транспортировки газа и газового конденсата, содержащего коррозионно-активные компоненты, в сложных природно-климатических условиях, в том числе для работы со сжиженными углеводородами. Еще одно направление — создание блочных автоматизированных газораспределительных станций нового поколения. Разрабатываем их при поддержке нашего инженерно-технологического центра в Уфе полностью из отечественных материалов и комплектующих. Наши станции отличаются от действующих типовых решений возможностью ступенчатого изменения мощности.
Эти инвестпроекты появились потому, что сейчас установилась достаточно комфортная цена нефти — $50—60 за баррель Brent?
Россия будет добывать нефть в любом случае, и неважно, какая цена. Усложняться проекты точно будут. Месторождения становятся все сложнее и сложнее. Нефтяники идут на Север, добывают трудноизвлекаемую нефть, поэтому труба должна меняться, она должна быть уже другого, еще более высокого качества. Мы это понимаем, и мы это делаем.
Закрываются одни месторождения, осваиваются другие. Им нужна новая труба: бурильная, обсадная, насосно-компрессорная. При текущей добыче нефти всегда требуется обсадная труба — на освоение месторождений, на замену. Мы видим, что нефтяной рынок падать не собирается, сохранится высокая потребность в качественной трубе. Поэтому мы уверенно реализуем новые инвестпроекты и не сомневаемся, что в итоге поставим качественную трубу нового сортамента нашим нефтяникам и газовикам.
Стенд ОМК на выставке в этом году принципиально отличался от экспозиций прошлых лет. Расскажите, чем и почему?
2017 г. для нас юбилейный: Выксунскому металлургическому заводу исполняется 260 лет, а самой ОМК — 25. Наша отрасль требует огромных интеллектуальных усилий, обширных компетенций и большой умственной энергии, а книги — это главный источник знаний. Поэтому мы решили оформить стенд в стиле текущего года — года интеллектуальной металлургии — в виде небольшой уютной библиотеки. Организовали в ней читальный зал. У гостей выставки была возможность познакомиться с книгами о металлургической отрасли, издание которых поддержала ОМК.
На нашем стенде состоялась презентация книги «Железная логика России». В очерках, размещенных в ней, рассказывается об истории страны и отечественной металлургии за последние 260 лет, а также заводов, входящих в состав компании. Книга выпущена небольшим тиражом, на выставке ее впервые представили профессиональному сообществу.
На экранах, установленных на площадке, любой желающий мог полистать уже знакомую большому количеству людей многотомную энциклопедию «Металлургия и время», изданную нами и Московским институтом стали и сплавов. Бумажные экземпляры шеститомника стали книжной редкостью, поэтому, идя в ногу со временем, мы создали полноценную онлайн-версию. В энциклопедии изложена история зарождения и развития металлургии с эпохи открытия железа до наших дней, представлено большое количество уникальных материалов и редких фактов.
Вы же, как и председатель совета директоров ОМК А. Седых, тоже выпускник МИСиСа, не так ли? Помогают ли знания, полученные в этом вузе, руководить компанией?
Конечно! МИСиС — ведущий металлургический институт. Там много хороших преподавателей, спасибо им большое за те знания, которые они дали. С другой стороны, помогают бывшие однокашники. Куда ни поедешь — в город ли, на завод, всегда встретишь выпускников МИСиСа. В этом сообществе все с уважением относятся друг к другу, что очень помогает в проектах.
А помните ли вы те далекие времена, когда трубы «русского размера» в России вообще не выпускались и их импортировали?
Помню. Начало нулевых годов. И не было никаких гарантий, что такие трубы потребуются, но мы верили, что большие трубопроводные стройки появятся. ОМК пошла на риск, самостоятельно построила новый стан 1420. И мы не прогадали.
Важно, что мы поставили стан с расширенными характеристиками и возможностями, которые очень пригодились в дальнейшем. Например, в то время толщина стенки ходовой трубы равнялась 15—18 мм, максимум 21 мм. А мы, когда начали строить стан, заложили возможность выпускать трубу с толщиной стенки до 48 мм. У нас совет директоров спрашивал: «А зачем вы такую стенку закладываете? Вы получите слишком дорогое оборудование». Но мы убедили наших акционеров, что труба с подобными характеристиками непременно понадобится.
И действительно, уже в 2005 г. мы начали поставлять трубы Газпрому на «Североевропейский газопровод». А дальше был газопровод «Бованенково — Ухта», сложный проект в Сибири. Толщина стенки там уже достигала 32 мм. Когда подошли к подводным проектам, там потребовалась стенка 41 мм. Поэтому правильный выбор оборудования позволил нам, как говорится, быстро войти в рынок и начать осуществлять такие поставки. Мы действительно первые попали в международные проекты подводных переходов.
Владимир Степанович, вы в ОМК работаете с момента основания компании, все 25 лет?
Я начал работать на Выксунском металлургическом заводе в 1981 г. после окончания института и пришел в компанию вместе с заводом.
А можете вспомнить за эти четверть века самые первые, самые сложные проекты?
Самый первый проект у нас был небольшой. Когда ВМЗ вошел в состав ОМК, организовали участок наружного покрытия на Выксунском заводе. Очень требовалось заводское защитное покрытие, потому что покрывать трубы в условиях трассы весьма трудоемко и менее качественно.
Потом реализовали проект «печь-ковш-вакууматор»: организовали вакуумную обработку мартеновской стали для железнодорожных колес, она стала лучшего качества.
Но самый, наверное, запомнившийся проект — освоение выпуска труб большого диаметра. Попадание в яблочко с самого начала.
Потом построили литейно-прокатный комплекс и свой стан 5000, благодаря профессионализму коллектива ВМЗ освоили выпуск самого сложного листа для трубопроводов и сертифицировали его.
Вот эта цепочка, которую мы уже завершили, сегодня представляет собой самый значительный проект, объединяющий выпуск труб большого диаметра на одной площадке в комплексе со станом 5000.
Смотрите, как с названием компании-то угадали! Ведь тогда ничто не предвещало того, что вы, трубники, станете металлургами, тем не менее выбрали название, которое сейчас целиком и полностью соответствует сфере деятельности.
Мы всегда относили себя, трубников, к металлургам, потому что и пятый передел — это тоже металлургия.
Удивительно, как закольцовывается история в случае с ОМК. Первый завод Баташева, еще до того как он ушел в Тулу, в Выксу, размещался на Озерковской набережной. И фактически спустя 250 лет центральный офис компании вернулся сюда, в Москву, на Озерковскую набережную — туда, где начинал Баташев. Фантастика просто! Владимир Степанович, спасибо большое, что нашли время для разговора. Удачной вам дальнейшей работы!
Читайте еще
18.02.2022
Чусовской метзавод ОМК купил испытательный стенд для рессорной продукции за 65 млн руб
ИА "Интерфакс" (Поволжье)
16.02.2022
Президент ОМК Наталья Еремина: «На всех предприятиях ОМК есть потенциал развития проектов декарбонизации»
Газета "Ведомости"
16.02.2022
Белэнергомаш-БЗЭМ изготовил нетиповые высотные опоры для перехода ЛЭП через Печору
ИА "Интерфакс" (Центр)