Чудеса надо делать своими руками

Эти слова Александра Грина стали девизом для Анны Гончаровой, талантливой детской писательницы, педагога, психолога, внучки известного сценариста, редактора сатирического киножурнала «Фитиль» Анатолия Тараскина, мамы двоих детей.

Её книги про двух енотиков, брата и сестру Еню и Елю, быстро завоевали популярность у детей и родителей.

Анна человек необыкновенный, человек-праздник. Вот как началось интервью с ней. «Всегда ношу с собой в сумке этот волшебный колпак. Не бойтесь, положите туда руку», – и с этими словами наша визави предложила журналистам достать записочки. По очереди мы тянули заветные бумажки, из которых узнали, что каждая из нас «самая обаятельная», «кладезь ума и красоты», «очень сообразительная»… После того как ритуал был закончен, призналась, что благодаря фестивалю она влюбилась в металлургов.

– У меня море позитива. Фестиваль неформальный, с душой. Я участвовала во всех пяти этапах. Какое волшебство творится вокруг книги, потому что книга – это праздник. Сегодня день начался с экскурсии на завод. Было жарко. Металл раскалялся. Это всё восхищает. Этим процессом можно было любоваться бесконечно. Я даже стихотворение сочинила о металлургах:

ОМК – металл и пламя,
Города, заводы, люди,
25-ю годами путь велик и многотруден.
Гнётся лист, металл краснеет,
Искры сыплются салютом
Всё вернее и мощнее,
По секундам, по минутам.
И вальцовщик, и директор
Душу вкладывают в дело.
Дышит отрасль интеллектом,
Развиваясь без предела.
И текут металл и время
Дружно, вместе – с книгой рядом.
Воплощаясь поздравленьем
И подарком – «Книгоградом».
Четверть века – это веха,
25 шагов в металле.
Процветанья и успеха
Людям закалённой стали!

– Замечательные стихи. А почему Вас привлекла именно детская литература?
– Я не собиралась заниматься творчеством, а решила пойти по маминым и бабушкиным стопам, стать педагогом. Но в итоге окончила филологический факультет, даже работала в школе, потом увлеклась психологией, получила второе высшее образование – психологическое, появились дети. Когда сыну было два года, я сочиняла истории про его любимую игрушку – енотика – и рассказывала ему на ночь. Спустя время поняла, что их можно записывать. Потом показала эти записи знакомым, среди них был Александр Курляндский (режиссёр мультфильма «Ну, погоди!» – прим. ред.). Меня все спрашивали: почему до сих пор нет книги? Так начался мой творческий путь.

– Как рождаются сказки?
– Мимолётная встреча на улице может родить в голове какой-то сюжет или линию. Иногда записываешь мысли, фразы, потому что дети выдают разные гениальности. Например, сидит моя дочь и кидает бумажки в кота. Я её спрашиваю: зачем ты это делаешь? Она мне: мама, ты не понимаешь, моя задача – в кота не попасть. Гениально!

– Ваши дети взрослеют. Будете ли что-то менять в своём творчестве?
– У меня есть планы написать какие-то антиутопические вещи. Сейчас вышла книжка для младшего школьного возраста. К Году литературы и Году экологии издательство попросило меня написать на эти темы. Прошедшим летом писала про футбол. Даже гимн сочинила. Книга выйдет к концу года. я тоже взрослею со своими детьми, но параллельно с этим общаюсь с читателями. Главное – вдохновиться идеей, загореться и попытаться что-то сказать.

– Насколько способствуют этому поездки?
– Очень помогают. Мне нужна обратная связь. Когда ты пишешь книгу, то только по продаваемости тиража можешь судить о своей востребованности. Когда ты видишь глаза детей, читаешь им сказки, после чего они начинают говорить друг другу добрые слова, ты понимаешь, что делаешь своё дело не зря.

– Каким было ваше детство? Что читали Вы?
– У меня творческая семья. Моё детство прошло в Доме кино и на «Мосфильме». К Новому году выпускалась газета, клеили её из кусочков, сочиняли поздравления в стихах. Ты не понимаешь, что растёшь в какой-то особенной семье, ты уверена, что так же делают и в других семьях. Мне очень нравились русские народные сказки, сказки Пушкина, обожала Астрид Линдгрен. Я жила в центре Москвы и была уверена, что Карлсон живёт на соседней крыше. Я помню это ощущение, когда сидишь, обложенная книжками, и не читаешь, а рассматриваешь иллюстрации.

– Стоит ли заставлять ребёнка читать?
– Считаю, что книга для ребёнка очень важна. И нужно предоставлять ему любую возможность заинтересоваться литературой, и не заставлять, а помочь выбрать и увлечь. Ему может понравиться совсем не то, что вы ждёте. Главное, чтобы это было доброе и светлое.

– А вы сами какой литературой увлекаетесь?
– Очень нравится Нил Гейман (городское фэнтези). Хочу перечитать «Вино из одуванчиков». Мне сейчас всё больше хочется погружаться в хороший язык и образы. Когда ты переструктурируешь свой мозг, своё мышление, ты даже начинаешь говорить более литературным языком. А в детской литературе добавляется образность. Когда пишу про небо или цветочек, мне нужно, чтобы у читателей возникли такие же образы.

– Психологическое образование помогает?
– Я вижу детей, чувствую настрой, могу отрегулировать их настроение. В моих книгах есть элемент психологической игры: дотронься до носика; какие-то установочки в тексте – любить близких.

– Вы свою популярность ощущаете?
– Когда заходишь в аудиторию, тебе начинают аплодировать. Иногда подходят с книгами и начинают делиться своими впечатлениями. Как-то пришло письмо из Белоруссии, в котором было написано «спасибо» на всех языках мира. Меня такие вещи очень согревают, потому что они идут от сердца. А потом в Минске я с его автором познакомилась на ярмарке.

– Что интересного случается на встречах?
– Это же дети. Они помогают мне её вести. Бывает, такое про себя рассказывают! На каком-то фестивале ребёнку сказали, что он маленький (ему было три года), и дали задание перечислить свои достоинства. На вопрос «А какой ты ещё?» ответил: «Я – не маленький!» Или на вопрос «А что вам ещё дать?» отвечают: «Витамин Б». Это не такие уж маленькие человечки. Ведь душа ребёнка – хрусталь. Это счастье, когда на страницах своих сказок я могу до них что-то донести. Только делать это надо правильно.

– У Вас есть семейные традиции?
– Есть. Например, перед Новым годом, как только ставим ёлку, тут же кладём под неё вкусную шоколадку – подарки появляются в течение всего дня, а не только в полночь. В весенних историях Еня и Еля устраивают праздник теплоты и вспоминают, как можно дарить друг другу тепло: делать подарки, сюрпризы, проводить как можно больше времени вместе, а для этого нужно придумать какое-то волшебство.

– Был период, когда вы решили бросить писательство?
– Был. 2013-2014 год. Я задумалась, смогу ли писать в стол. Но чем дальше, тем больше у меня росла уверенность в том, что я этим дышу, у меня есть что сказать. Ты растёшь в любом деле, и в творчестве тоже.

– Ваш секрет успеха?
– Наверное, секрет любого дела во вложенной душе. Когда вкладываешь душу в то дело, которое любишь, оно рано или поздно становится успешным.