Удвоение помощи: как в России используют matching gift
22.09.2017Matching gift — понятный и прозрачный инструмент корпоративной благотворительности и фандрайзинга. Суть его в том, что сотрудник компании добровольно вносит деньги на программу или в НКО, а работодатель удваивает сумму. Изначально он привлек компании тем, что позволил делать действительно массовые сборы в адрес НКО или прямых благополучателей.
Уже классика
В России программы matching gift стали внедрять с начала 2000-х годов. Поддержку посредством matching gift получают фонды самых разных направлений. Право определять, куда собирать и направлять средства, обычно принадлежит активным сотрудникам корпораций. В 99% случаев именно инициатива персонала, вовлеченного в свободное время в различные волонтерские проекты, — драйвер программы.
Работодателю инструмент позволяет привлекать к участию в благотворительности сразу много сотрудников и повышать их лояльность за счет удвоения средств. В то же время руководство компании, удваивая сборы коллектива, тем самым дает сотрудникам возможность принимать участие в распределении прибыли.
В классическом варианте инструмент работает в компании «Норникель», где программа личных пожертвований стала частью благотворительной программы «Комбинат добра». Она доступна на интранет-портале компании и позволяет сотрудникам прямо на рабочем месте в удобное для них время адресно перечислять любые суммы на благотворительные цели. За неполный год в сборах приняли участие более 200 человек.
«Мы проверяем надежность всех благополучателей, предложенных на ресурсе, и прозрачность расходования ими средств, — говорит Игорь Сухотин, начальник управления благотворительных программ «Норникеля». — По решению благотворительного комитета все собранные средства удваиваются за счет компании. Сотрудники сумели собрать 2,867 млн руб. И эту сумму компания удвоила. Это позволило успешно решить проблемы нашим подопечным: АНО «Свято-софийский детский дом», БФ «Старость в радость», Учебно-кинологический центр «Собаки — помощники инвалидов», БФ «Социальных программ «Территория добра» и другим».
Программа «Право помогать есть у каждого» Росбанка также работает по классическому образцу уже около 15 лет. Ее задача — объединять ценности компании и сотрудников и укреплять доверие между персоналом и работодателем.
Сотрудник выбирает из списка проверенную НКО, которой переводит пожертвование, а банк удваивает взнос. Предложить фонд или другого благополучателя может любой работник. Росбанк отчитывается перед сотрудником о переводе и удвоении его средств и предлагает принять участие в волонтерских проектах получателя его взноса.
Не тот инструмент
Многие передовые российские компании сознательно выбирают другие инструменты корпоративной благотворительности, а matching gift считают не актуальным на данном этапе развития КСО компании или просто устаревшим.
Например, по мнению Ольги Мироновой, руководителя направления благотворительных и спонсорских проектов ОМК, для ее холдинга, предприятия которого находятся в удаленных от центра России моногородах, где почти нет НКО, инструмент совершенно не подходит. «Более ответственный и эффективный для нас способ — поддерживать местные сообщества: инвестировать средства в развитие социального предпринимательства в наших моногородах, в грантовую поддержку проектов социального бизнеса, поскольку они прямо на глазах решают острые социальные проблемы общества на территориях присутствия предприятий ОМК».
Отсутствует этот инструмент и в КСО-практике компании Qiwi, сообщил ее PR-директор Александр Джабаров. В 2015 году компания запустила собственную благотворительную программу «ВСЕМ». С ее помощью взносом через терминал или кошелек Qiwi, не мучаясь выбором, можно регулярно и равномерно помогать сразу девяти фондам — Русфонду, фондам «Детские деревни — SOS», «Старость в радость», «Вера», фонду Спивакова, «Даунсайд Ап», WWF, православной службе «Милосердие» и фонду «Артист». Qiwi осуществляет техподдержку проекта, продвигает и развивает его.
Новаторы и коммуникаторы
Работающие с прямыми клиентами и корпоратами компании чаще предлагают творчески измененные программы matching gift.
В «Медси», например, нашли «ресурсную» замену этому инструменту финансового фандрайзинга, сохранив принцип оказания помощи — объединение усилий. «Медси» организует выезд бригад врачей в дома престарелых, опекаемых фондом «Старость в радость», а волонтеры в 40 клиниках и других активах компании собирают предметы первой необходимости и гигиены, угощения, — рассказывает руководитель социальных проектов «Медси» Наталья Владимирская. — В целом получается комплекс ресурсной помощи в адрес НКО».
В компании считают, что такой вариант дает больше, чем matching gift, и компании, и фонду. НКО получает жизненно необходимую бесплатную помощь для подопечных — помимо расходников, это дефицитные услуги профессионалов ведущей клиники там, где рядом нет врачей. «А компания стимулирует развитие корпоративной культуры, волонтерства персонала и добрых русских традиций филантропии», — говорит эксперт.
При этом сотовые операторы, например, не только решают КСО-задачи, но коммуницируют со своими целевыми аудиториями, работая на репутацию и лояльность.
Например, МТС монетизировала активность своей аудитории путем внедрения инновационных онлайн-технологий в сферу благотворительности, сделав ее более массовой и доступной. Программа «Поколение М» за три года развилась в благотворительное движение, которое собрало в онлайне уже более 12 млн человек.
В ней идея развития юных талантов из регионов объединена со сбором средств на лечение тяжелобольных детей. На digital-платформе программы дети и подростки от шести до 18 лет могут выполнять много творческих заданий. «Каждую активность в онлайне МТС переводит в реальные деньги по курсу «одно действие = один рубль», которые направляет на срочные операции детям, — говорит Екатерина Филатова, руководитель благотворительных программ МТС. — Действия детей сгенерировали уже больше 15 млн руб., которые МТС направила на лечение 42 ребят».
Компания «Мегафон» по принципу matching gift запустила в 2015 году программу «МегаФон помогает» в партнерстве с краудфандинговой платформой Planeta.ru. Ее задача — привлечь внимание общественности к социальным проектам и эффективным способам их решения.
«Если вы поддержите этот проект, компания «МегаФон» увеличит в четыре раза сумму вашей поддержки», — извещают анонсы во вкладке спецпроекта «Мегафон помогает». То есть для сбора необходимой суммы достаточно собрать 25% в виде частных пожертвований, остальные средства добавляет «МегаФон».
Между тем цель программы — не только сбор средств. «Мы стараемся содействовать устойчивости наших фондов-партнеров, — говорит менеджер по связям с общественностью компании «МегаФон» Анна Митина. — Хотим научить их представлять свои проекты на краудфандинговых платформах так, чтобы они могли успешнее привлекать пожертвования среди людей и внимание СМИ».
В целом, эксперты консталтинговых компаний отмечают, что matching gift больше подходит для b2c-фандрайзинга, где он решает репутационные задачи, повышает лояльность сотрудников или дает им ощущение участия в распределении прибыли. Для компаний, ориентированного на бизнес-среду, более актуальна инфраструктурная поддержка третьего сектора, а также оказание сотрудниками pro bono услуг конкретным НКО.
Уже классика
В России программы matching gift стали внедрять с начала 2000-х годов. Поддержку посредством matching gift получают фонды самых разных направлений. Право определять, куда собирать и направлять средства, обычно принадлежит активным сотрудникам корпораций. В 99% случаев именно инициатива персонала, вовлеченного в свободное время в различные волонтерские проекты, — драйвер программы.
Работодателю инструмент позволяет привлекать к участию в благотворительности сразу много сотрудников и повышать их лояльность за счет удвоения средств. В то же время руководство компании, удваивая сборы коллектива, тем самым дает сотрудникам возможность принимать участие в распределении прибыли.
В классическом варианте инструмент работает в компании «Норникель», где программа личных пожертвований стала частью благотворительной программы «Комбинат добра». Она доступна на интранет-портале компании и позволяет сотрудникам прямо на рабочем месте в удобное для них время адресно перечислять любые суммы на благотворительные цели. За неполный год в сборах приняли участие более 200 человек.
«Мы проверяем надежность всех благополучателей, предложенных на ресурсе, и прозрачность расходования ими средств, — говорит Игорь Сухотин, начальник управления благотворительных программ «Норникеля». — По решению благотворительного комитета все собранные средства удваиваются за счет компании. Сотрудники сумели собрать 2,867 млн руб. И эту сумму компания удвоила. Это позволило успешно решить проблемы нашим подопечным: АНО «Свято-софийский детский дом», БФ «Старость в радость», Учебно-кинологический центр «Собаки — помощники инвалидов», БФ «Социальных программ «Территория добра» и другим».
Программа «Право помогать есть у каждого» Росбанка также работает по классическому образцу уже около 15 лет. Ее задача — объединять ценности компании и сотрудников и укреплять доверие между персоналом и работодателем.
Сотрудник выбирает из списка проверенную НКО, которой переводит пожертвование, а банк удваивает взнос. Предложить фонд или другого благополучателя может любой работник. Росбанк отчитывается перед сотрудником о переводе и удвоении его средств и предлагает принять участие в волонтерских проектах получателя его взноса.
Не тот инструмент
Многие передовые российские компании сознательно выбирают другие инструменты корпоративной благотворительности, а matching gift считают не актуальным на данном этапе развития КСО компании или просто устаревшим.
Например, по мнению Ольги Мироновой, руководителя направления благотворительных и спонсорских проектов ОМК, для ее холдинга, предприятия которого находятся в удаленных от центра России моногородах, где почти нет НКО, инструмент совершенно не подходит. «Более ответственный и эффективный для нас способ — поддерживать местные сообщества: инвестировать средства в развитие социального предпринимательства в наших моногородах, в грантовую поддержку проектов социального бизнеса, поскольку они прямо на глазах решают острые социальные проблемы общества на территориях присутствия предприятий ОМК».
Отсутствует этот инструмент и в КСО-практике компании Qiwi, сообщил ее PR-директор Александр Джабаров. В 2015 году компания запустила собственную благотворительную программу «ВСЕМ». С ее помощью взносом через терминал или кошелек Qiwi, не мучаясь выбором, можно регулярно и равномерно помогать сразу девяти фондам — Русфонду, фондам «Детские деревни — SOS», «Старость в радость», «Вера», фонду Спивакова, «Даунсайд Ап», WWF, православной службе «Милосердие» и фонду «Артист». Qiwi осуществляет техподдержку проекта, продвигает и развивает его.
Новаторы и коммуникаторы
Работающие с прямыми клиентами и корпоратами компании чаще предлагают творчески измененные программы matching gift.
В «Медси», например, нашли «ресурсную» замену этому инструменту финансового фандрайзинга, сохранив принцип оказания помощи — объединение усилий. «Медси» организует выезд бригад врачей в дома престарелых, опекаемых фондом «Старость в радость», а волонтеры в 40 клиниках и других активах компании собирают предметы первой необходимости и гигиены, угощения, — рассказывает руководитель социальных проектов «Медси» Наталья Владимирская. — В целом получается комплекс ресурсной помощи в адрес НКО».
В компании считают, что такой вариант дает больше, чем matching gift, и компании, и фонду. НКО получает жизненно необходимую бесплатную помощь для подопечных — помимо расходников, это дефицитные услуги профессионалов ведущей клиники там, где рядом нет врачей. «А компания стимулирует развитие корпоративной культуры, волонтерства персонала и добрых русских традиций филантропии», — говорит эксперт.
При этом сотовые операторы, например, не только решают КСО-задачи, но коммуницируют со своими целевыми аудиториями, работая на репутацию и лояльность.
Например, МТС монетизировала активность своей аудитории путем внедрения инновационных онлайн-технологий в сферу благотворительности, сделав ее более массовой и доступной. Программа «Поколение М» за три года развилась в благотворительное движение, которое собрало в онлайне уже более 12 млн человек.
В ней идея развития юных талантов из регионов объединена со сбором средств на лечение тяжелобольных детей. На digital-платформе программы дети и подростки от шести до 18 лет могут выполнять много творческих заданий. «Каждую активность в онлайне МТС переводит в реальные деньги по курсу «одно действие = один рубль», которые направляет на срочные операции детям, — говорит Екатерина Филатова, руководитель благотворительных программ МТС. — Действия детей сгенерировали уже больше 15 млн руб., которые МТС направила на лечение 42 ребят».
Компания «Мегафон» по принципу matching gift запустила в 2015 году программу «МегаФон помогает» в партнерстве с краудфандинговой платформой Planeta.ru. Ее задача — привлечь внимание общественности к социальным проектам и эффективным способам их решения.
«Если вы поддержите этот проект, компания «МегаФон» увеличит в четыре раза сумму вашей поддержки», — извещают анонсы во вкладке спецпроекта «Мегафон помогает». То есть для сбора необходимой суммы достаточно собрать 25% в виде частных пожертвований, остальные средства добавляет «МегаФон».
Между тем цель программы — не только сбор средств. «Мы стараемся содействовать устойчивости наших фондов-партнеров, — говорит менеджер по связям с общественностью компании «МегаФон» Анна Митина. — Хотим научить их представлять свои проекты на краудфандинговых платформах так, чтобы они могли успешнее привлекать пожертвования среди людей и внимание СМИ».
В целом, эксперты консталтинговых компаний отмечают, что matching gift больше подходит для b2c-фандрайзинга, где он решает репутационные задачи, повышает лояльность сотрудников или дает им ощущение участия в распределении прибыли. Для компаний, ориентированного на бизнес-среду, более актуальна инфраструктурная поддержка третьего сектора, а также оказание сотрудниками pro bono услуг конкретным НКО.
Читайте еще
18.02.2022
Чусовской метзавод ОМК купил испытательный стенд для рессорной продукции за 65 млн руб
ИА "Интерфакс" (Поволжье)
16.02.2022
Президент ОМК Наталья Еремина: «На всех предприятиях ОМК есть потенциал развития проектов декарбонизации»
Газета "Ведомости"
16.02.2022
Белэнергомаш-БЗЭМ изготовил нетиповые высотные опоры для перехода ЛЭП через Печору
ИА "Интерфакс" (Центр)