Работодатели должны активнее влиять на российскую систему высшего образования

Предприятия, планирующие стабильный приток молодых кадров сегодня и в будущем, уже не могут позволить себе наблюдать за системой образования со стороны. Рынок труда одной ногой в демографической яме, и, по словам работодателей, налицо уменьшение конкуренции между нынешними выпускниками.

На крупнейших промышленных предприятиях процент выпускников вузов в общем объеме нанимаемых сотрудников не превышает 10 процентов. Работодатели отмечают, что руководители учебных заведений тяжело идут на диалог, а это необходимое условие, иначе теряется смысл высшего образования.

Мы собрали статистику: каков процент выпускников в общегодовом объеме нанятых сотрудников на разных предприятиях. Например, крупнейший актив ОМК - Выксунский металлургический завод - в 2016 году показал результат в 2,8 процента (студенты дневного отделения, сразу после окончания вуза). Число выпускников, устраивающихся на "Трубодеталь" (также в составе ОМК) составляет 3-5 процентов. Компания "СТАН" - крупнейший работодатель своей отрасли - за последние три года приняла пять человек из МГТУ "Станкин".

Пивоваренная компания "Балтика" до 60 процентов вакансий закрывает из "пула" лучших выпускников ведущих инженерных вузов страны. Вчерашние студенты составляют приблизительно 20 процентов от набора новых сотрудников в компании "Данфосс". Кстати, в этой компании создан "инженерный инкубатор". Выпускники работают в течение двух лет по направлениям тепловая автоматика, холодильная техника и силовая электроника. За этот период их теоретические знания, полученные в вузе, должны трансформироваться в прикладные навыки.

Как сообщили нам в ОМК, потребность в молодых специалистах высокая, и с каждым годом проблема становится все острее.

Учебные заведения не всегда успевают реагировать на внедрение новых производственных стандартов. Например бережливое производство, которое активно внедряется и развивается в металлургической компании. В вузах обучение по этому и другим направлениям находится в зачаточном состоянии.

Специалисты утверждают, что проверить соответствие моделям компетенций за пределами производства практически невозможно. Тесты и другие оценочные мероприятия не учитывают множества реальных факторов. Хотя, например, в ряде регионов представители заводов регулярно присутствуют на защите дипломов и конференциях высших учебных заведений.

По словам Сергея Недорослева, сопредседателя общероссийской общественной организации "Деловая Россия", члена бюро правления Общероссийского отраслевого объединения работодателей "СоюзМаш России", президента станкостроительной компании "Стан", в целом качественного рывка в подготовке выпускников учебных заведений, преподающих технические специальности, пока нет. Но некоторые положительные сдвиги намечаются.

1
Предприятия, планирующие стабильный приток молодых кадров сегодня и в будущем, уже не могут позволить себе наблюдать за системой образования со стороны. Рынок труда одной ногой в демографической яме, и, по словам работодателей, налицо уменьшение конкуренции между нынешними выпускниками.
На крупнейших промышленных предприятиях процент выпускников вузов в общем объеме нанимаемых сотрудников не превышает 10 процентов. Работодатели отмечают, что руководители учебных заведений тяжело идут на диалог, а это необходимое условие, иначе теряется смысл высшего образования.

Мы собрали статистику: каков процент выпускников в общегодовом объеме нанятых сотрудников на разных предприятиях. Например, крупнейший актив ОМК - Выксунский металлургический завод - в 2016 году показал результат в 2,8 процента (студенты дневного отделения, сразу после окончания вуза). Число выпускников, устраивающихся на "Трубодеталь" (также в составе ОМК) составляет 3-5 процентов. Компания "СТАН" - крупнейший работодатель своей отрасли - за последние три года приняла пять человек из МГТУ "Станкин".

Как новые методики позволяют студентам учиться дистанционно
Пивоваренная компания "Балтика" до 60 процентов вакансий закрывает из "пула" лучших выпускников ведущих инженерных вузов страны. Вчерашние студенты составляют приблизительно 20 процентов от набора новых сотрудников в компании "Данфосс". Кстати, в этой компании создан "инженерный инкубатор". Выпускники работают в течение двух лет по направлениям тепловая автоматика, холодильная техника и силовая электроника. За этот период их теоретические знания, полученные в вузе, должны трансформироваться в прикладные навыки.

Как сообщили нам в ОМК, потребность в молодых специалистах высокая, и с каждым годом проблема становится все острее.

Учебные заведения не всегда успевают реагировать на внедрение новых производственных стандартов. Например бережливое производство, которое активно внедряется и развивается в металлургической компании. В вузах обучение по этому и другим направлениям находится в зачаточном состоянии.

10 процентов составляет доля выпускников вузов в общем объеме нанимаемых компаниями сотрудников
Специалисты утверждают, что проверить соответствие моделям компетенций за пределами производства практически невозможно. Тесты и другие оценочные мероприятия не учитывают множества реальных факторов. Хотя, например, в ряде регионов представители заводов регулярно присутствуют на защите дипломов и конференциях высших учебных заведений.

По словам Сергея Недорослева, сопредседателя общероссийской общественной организации "Деловая Россия", члена бюро правления Общероссийского отраслевого объединения работодателей "СоюзМаш России", президента станкостроительной компании "Стан", в целом качественного рывка в подготовке выпускников учебных заведений, преподающих технические специальности, пока нет. Но некоторые положительные сдвиги намечаются.

"Задача минобрнауки в области технического образования - не просто дать вчерашним школьникам необходимые академические знания, но и подготовить их к реальной работе в промышленности, чтобы выпускникам технических вузов не говорили в первый день на производстве: "Забудь все, чему там тебя учили, сейчас мы все расскажем", и переучивали заново, за счет предприятия. Промышленности нужны не только адаптированные к современному производству кадры, но и носители новой технической культуры, самых новых идей, ежегодно привносящие самые современные навыки и знания в нашу промышленность. Как работодатель могу сказать, что руководство вуза (МГТУ "СТАНКИН". - Ред.) не идет на диалог с крупнейшими промышленными компаниями, хотя именно они являются ключевыми потребителями кадров и носителями информации о необходимых компетенциях сотрудников. Ситуация с конкретным образовательным учреждением, по-видимому, является отражением всей образовательной системы", - говорит Сергей Недорослев.

Один из способов решения проблемы - создание базовых кафедр вузов на крупных предприятиях. Другой из возможных путей решения - система дуального образования, которая совмещает обучение теории в пределах образовательного учреждения и обучение на предприятии. Это не привычная производственная практика, а полноценное встраивание в систему обучения: три дня в неделю учеба в техникуме или вузе, два дня - на предприятии или наоборот. Студенты начинают работать уже со второго курса, приобретая опыт.

Работодатели утверждают, что современные выпускники отличаются от людей, выпустившихся десять лет назад. "Молодое поколение вовлечено в цифровые технологии. Они напористы в достижении целей, но не всегда готовы строить карьеру "с низов". Для них важно признание, в том числе нематериальное. Их девиз - "жить в удовольствие и все успевать". Они не будут засиживаться на работе - для них важен work-life balance. К сильным компетенциям молодого поколения можно отнести стремление к развитию, достижение результата, коммуникативность с уходом в цифровой формат взаимодействия", - говорит Марина Бобылева, руководитель направления по подбору, адаптации и обучению персонала Группы компаний "Специальные системы и технологии".