Городам прописали арт-терапию
15.09.2017Выкса, Черноголовка, Сургут, Казань, Орел - многие российские города пытаются найти свой новый образ и вырваться из монотонного существования.
Новые городские фишки дают и новые возможности для реализации творческих идей горожан, особенно молодежи. Эксперты считают, что это может изменить жизнь таких территорий к лучшему.
Удел моногородов
Пример такого меняющегося города - Выкса, в которую уже седьмой раз приходит фестиваль «Арт-Овраг». Урбанист Святослав Мурунов, эксперт по изменению городской среды, руководитель Центра прикладной урбанистики в Сколкове, занимался исследованиями и брендингом Казани, Сочи, Саратова, Саранска, Орла, Калуги. Сейчас он со своими коллегами меняет Выксу и его жителей.
«Москва съедает регионы двумя способами, - переживает эксперт. - Или люди из регионов уезжают в столицу, или столица привносит на местные территории свой устав, но это ошибка. Не надо ничего навязывать, местной власти, бизнесу и интеллигенции надо искать идеи здесь, на месте, и дать им свободу расти».
Как замечает специалист, сложнее всего меняться моногородам: когда-то жизнь в них была привязана к градообразующему предприятию. Теперь они закрываются либо людям просто уже не хватает импульса для новой интересной жизни - тогда они просто уезжают.
Градообразующее предприятие Выксы - металлургический завод. Заводчане делают трубы, колеса для железнодорожных вагонов и льют сталь. Но чем можно заинтересовать жителей подобных городов кроме работы, дающей им хлеб?
Сарай как культурный код
«Допустим, ваша бабушка готовила прекрасный пирог, все его помнят, и рецепт этот передается из поколения в поколение. Вот в рамках вашей семьи этот рецепт пирога - культурный код. А для Выксы «Арт-Овраг» уже стал культурным кодом. Это нематериальная ценность. И такими кодами для города становятся его арт-объекты и новая занятость жителей», - объясняет Свят Мурунов, замечая, что Выкса может стать примером изменений для других городов.
...Мы сидим в импровизированном сарае: в этом году арт-фестиваль проходит на городской площади как раз в таких сколоченных прямо здесь постройках.
«Мы увидели, что для выксунцев сарай - это некий наполненный смыслом объект, пространство, - говорит Свят Мурунов. - Они называют его «сарайка». Это тоже культурный код. В сарайке встречаются родственники, проходят праздники или там веломастерская, допустим...»
И вспоминается гараж Сыроежкина в фильме «Приключения Электроника» - место, где можно было собраться с друзьями или посидеть в одиночестве со своими мыслями, или поиграть на гитаре, или перебирать старые вещи, предаваясь ностальгии...
«Это продолжение той самой крестьянской площадки, подворья, которое сжалось до размеров сарайки», - отмечает собеседник.
Урбанисты обнаружили, что творчество горожан часто сосредотачивается именно здесь - в местных дворах. Тут люди чувствуют себя хозяевами, и им хочется менять жизнь вокруг себя. И надо вытаскивать активистов дворовых территорий с их незаурядными идеями и распространять эти идеи на весь город.
Жителям Выксы предложили собрать фотографии из семейных архивов и нарисовать планы-эскизы своих дворов. Так здесь придумали «Паспорт двора». Каждый двор сможет получить заказ на проектирование и благоустройство.
Из провинции в книгу рекордов
Выкса постепенно стала музеем под открытым небом: на стенах домов - уникальные огромные граффити. Ценители искусства специально приезжают в Выксу изучать это городское искусство.
Здесь же теперь есть и самое большое граффити в мире: стену Выксунского металлургического завода площадью 10 тыс. кв. метров украсила работа уличного художника из Москвы Миши Most’а. Эта художественная настенная роспись занесена в Книгу рекордов России и Европы.
В Выксе сейчас насчитывается более 80 арт-объектов. Самые известные - деревянный единорог с герба братьев Баташевых, бывших владельцев здешнего завода, который в этом году отмечает 260-летие.
Единорог, символ Выксы, - работа известного венгерского скульптора Габора Миклоша. Его Сокол с размахом крыльев в 20 метров украсил стадион Mercedes-Benz Stadium в США, а его Орел стоит у стадиона «Ференцварош» в Будапеште. По всему городу разбросаны более 40 граффити известных и не очень уличных художников из России и стран Европы.
Кстати, более 100 лет назад инженер Шухов построил в Выксе гиперболическую башню - прообраз московской на Шаболовке.
Лавочки - своими руками
Город должен себя распаковать и вкусно подать, говорит эксперт. «Например, мы предлагаем местным жителям делать лавочки для города своими руками, а они не понимают, зачем, когда есть власти и бюджет. Мощнейшая инерция, которая формировалась десятилетиями», - сетует Свят Мурунов.
Так что фестиваль «Арт-Овраг» - это фактически арт-терапия для города. И постепенно, наблюдает урбанист, отношение горожан к своим территориям меняется. К примеру, в Сургуте местные жители тоже сначала не горели желанием менять городское пространство своими руками. Пока не осознали: это их город, они здесь хозяева! Потребительское отношение к городскому пространству начало исчезать.
Кстати, с 2013 года, за время проведения в Выксе фестиваля, здесь уменьшилось количество преступлений среди несовершеннолетних, замечает глава Выксы Владимир Кочетков: «Это, конечно, длительный эффект. Это постепенная ломка стереотипов, изменение нравственных устоев».
«Мы хотим, чтобы это был не просто город-завод. Не увеличивая плотности населения, расширить активность, возможности для жителей, дать им новые цели», - поясняет организатор фестиваля Юлия Бычкова.
А вот что рассказал «Миру Новостей» о подобной стратегии Олег Егоров, глава заксобрания подмосковного города Черноголовки: «Наш город довольно маленький и закрытый. Это наукоград. Население пожилое. Но мы хотим изменить городскую среду. Три года назад я случайно оказался в Выксе и был поражен происходящими здесь переменами и теми предложениями, которые вносит современное искусство в жизнь города, особенно граффити. Теперь я специально приехал на «Арт-Овраг», чтобы поучиться опыту Выксы».
У Черноголовки уже есть бренд - бутилированная вода, которую здесь производят. Но этого мало. «В 90-е годы науку затмила водка, и мне, как выходцу из научной семьи, это было обидно, - продолжает Олег Егоров. - Недавно мы в городе поставили самый большой в России памятник ученым - академику Н.Н. Семенову и Ф.И. Дубовицкому. Вроде бы можно было поставить на этом точку. Но мы считаем, что этого мало».
Молодежь таких маленьких городов, замечает Егоров, часто считает свой город болотом и хочет оттуда уехать: «А когда рядом есть такой большой пылесос, как Москва, то эта опасность возрастает».
Новые городские фишки дают и новые возможности для реализации творческих идей горожан, особенно молодежи. Эксперты считают, что это может изменить жизнь таких территорий к лучшему.
Удел моногородов
Пример такого меняющегося города - Выкса, в которую уже седьмой раз приходит фестиваль «Арт-Овраг». Урбанист Святослав Мурунов, эксперт по изменению городской среды, руководитель Центра прикладной урбанистики в Сколкове, занимался исследованиями и брендингом Казани, Сочи, Саратова, Саранска, Орла, Калуги. Сейчас он со своими коллегами меняет Выксу и его жителей.
«Москва съедает регионы двумя способами, - переживает эксперт. - Или люди из регионов уезжают в столицу, или столица привносит на местные территории свой устав, но это ошибка. Не надо ничего навязывать, местной власти, бизнесу и интеллигенции надо искать идеи здесь, на месте, и дать им свободу расти».
Как замечает специалист, сложнее всего меняться моногородам: когда-то жизнь в них была привязана к градообразующему предприятию. Теперь они закрываются либо людям просто уже не хватает импульса для новой интересной жизни - тогда они просто уезжают.
Градообразующее предприятие Выксы - металлургический завод. Заводчане делают трубы, колеса для железнодорожных вагонов и льют сталь. Но чем можно заинтересовать жителей подобных городов кроме работы, дающей им хлеб?
Сарай как культурный код
«Допустим, ваша бабушка готовила прекрасный пирог, все его помнят, и рецепт этот передается из поколения в поколение. Вот в рамках вашей семьи этот рецепт пирога - культурный код. А для Выксы «Арт-Овраг» уже стал культурным кодом. Это нематериальная ценность. И такими кодами для города становятся его арт-объекты и новая занятость жителей», - объясняет Свят Мурунов, замечая, что Выкса может стать примером изменений для других городов.
...Мы сидим в импровизированном сарае: в этом году арт-фестиваль проходит на городской площади как раз в таких сколоченных прямо здесь постройках.
«Мы увидели, что для выксунцев сарай - это некий наполненный смыслом объект, пространство, - говорит Свят Мурунов. - Они называют его «сарайка». Это тоже культурный код. В сарайке встречаются родственники, проходят праздники или там веломастерская, допустим...»
И вспоминается гараж Сыроежкина в фильме «Приключения Электроника» - место, где можно было собраться с друзьями или посидеть в одиночестве со своими мыслями, или поиграть на гитаре, или перебирать старые вещи, предаваясь ностальгии...
«Это продолжение той самой крестьянской площадки, подворья, которое сжалось до размеров сарайки», - отмечает собеседник.
Урбанисты обнаружили, что творчество горожан часто сосредотачивается именно здесь - в местных дворах. Тут люди чувствуют себя хозяевами, и им хочется менять жизнь вокруг себя. И надо вытаскивать активистов дворовых территорий с их незаурядными идеями и распространять эти идеи на весь город.
Жителям Выксы предложили собрать фотографии из семейных архивов и нарисовать планы-эскизы своих дворов. Так здесь придумали «Паспорт двора». Каждый двор сможет получить заказ на проектирование и благоустройство.
Из провинции в книгу рекордов
Выкса постепенно стала музеем под открытым небом: на стенах домов - уникальные огромные граффити. Ценители искусства специально приезжают в Выксу изучать это городское искусство.
Здесь же теперь есть и самое большое граффити в мире: стену Выксунского металлургического завода площадью 10 тыс. кв. метров украсила работа уличного художника из Москвы Миши Most’а. Эта художественная настенная роспись занесена в Книгу рекордов России и Европы.
В Выксе сейчас насчитывается более 80 арт-объектов. Самые известные - деревянный единорог с герба братьев Баташевых, бывших владельцев здешнего завода, который в этом году отмечает 260-летие.
Единорог, символ Выксы, - работа известного венгерского скульптора Габора Миклоша. Его Сокол с размахом крыльев в 20 метров украсил стадион Mercedes-Benz Stadium в США, а его Орел стоит у стадиона «Ференцварош» в Будапеште. По всему городу разбросаны более 40 граффити известных и не очень уличных художников из России и стран Европы.
Кстати, более 100 лет назад инженер Шухов построил в Выксе гиперболическую башню - прообраз московской на Шаболовке.
Лавочки - своими руками
Город должен себя распаковать и вкусно подать, говорит эксперт. «Например, мы предлагаем местным жителям делать лавочки для города своими руками, а они не понимают, зачем, когда есть власти и бюджет. Мощнейшая инерция, которая формировалась десятилетиями», - сетует Свят Мурунов.
Так что фестиваль «Арт-Овраг» - это фактически арт-терапия для города. И постепенно, наблюдает урбанист, отношение горожан к своим территориям меняется. К примеру, в Сургуте местные жители тоже сначала не горели желанием менять городское пространство своими руками. Пока не осознали: это их город, они здесь хозяева! Потребительское отношение к городскому пространству начало исчезать.
Кстати, с 2013 года, за время проведения в Выксе фестиваля, здесь уменьшилось количество преступлений среди несовершеннолетних, замечает глава Выксы Владимир Кочетков: «Это, конечно, длительный эффект. Это постепенная ломка стереотипов, изменение нравственных устоев».
«Мы хотим, чтобы это был не просто город-завод. Не увеличивая плотности населения, расширить активность, возможности для жителей, дать им новые цели», - поясняет организатор фестиваля Юлия Бычкова.
А вот что рассказал «Миру Новостей» о подобной стратегии Олег Егоров, глава заксобрания подмосковного города Черноголовки: «Наш город довольно маленький и закрытый. Это наукоград. Население пожилое. Но мы хотим изменить городскую среду. Три года назад я случайно оказался в Выксе и был поражен происходящими здесь переменами и теми предложениями, которые вносит современное искусство в жизнь города, особенно граффити. Теперь я специально приехал на «Арт-Овраг», чтобы поучиться опыту Выксы».
У Черноголовки уже есть бренд - бутилированная вода, которую здесь производят. Но этого мало. «В 90-е годы науку затмила водка, и мне, как выходцу из научной семьи, это было обидно, - продолжает Олег Егоров. - Недавно мы в городе поставили самый большой в России памятник ученым - академику Н.Н. Семенову и Ф.И. Дубовицкому. Вроде бы можно было поставить на этом точку. Но мы считаем, что этого мало».
Молодежь таких маленьких городов, замечает Егоров, часто считает свой город болотом и хочет оттуда уехать: «А когда рядом есть такой большой пылесос, как Москва, то эта опасность возрастает».
Читайте еще
18.02.2022
Чусовской метзавод ОМК купил испытательный стенд для рессорной продукции за 65 млн руб
ИА "Интерфакс" (Поволжье)
16.02.2022
Президент ОМК Наталья Еремина: «На всех предприятиях ОМК есть потенциал развития проектов декарбонизации»
Газета "Ведомости"
16.02.2022
Белэнергомаш-БЗЭМ изготовил нетиповые высотные опоры для перехода ЛЭП через Печору
ИА "Интерфакс" (Центр)