Создание социальной реальности

В России активно развиваются волонтерские проекты и социальное предпринимательство, повышается корпоративная социальная ответственность. «Ъ» выяснял, почему растет социальная активность россиян, как бизнес влияет на развитие гражданского общества и отчего об этом не пишут СМИ.

ОЛЬГА АЛЛЕНОВА

От просителя — к социальному предпринимателю

Когда градообразующее предприятие в Чусовом в конце 2014 года вошло в кризис, в городке началась паника. Стало ясно, что Чусовской металлургический завод (ЧМЗ) ждут сокращения, и, даже если предприятие выживет, безработных точно станет больше.

Чусовой — моногород Пермского края с 45 тыс. жителей. Еще несколько лет назад он пребывал в депрессии: вечером некуда было пойти, отдыхали жители только на дачах, а молодые люди, закончив школу, уезжали навсегда или проводили досуг в Перми. К 2015 году в Объединенной металлургической компании (ОМК), в которую входит ЧМЗ, уловив новую тенденцию в российском бизнесе, начали развивать корпоративную социальную ответственность (КСО) в регионах присутствия.

«Именно в разгар кризиса, в 2015-м, мы запустили грантовый конкурс социальных и благотворительных проектов “ОМК-Партнерство”, в основе которого лежал принцип социального взаимовыгодного партнерства бизнеса, власти и общества,— рассказывает руководитель направления спонсорских и благотворительных проектов ОМК Ольга Миронова.— Мы решили развивать два направления: поддержку некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений и корпоративное волонтерство — стимулирование инициатив сотрудников ЧМЗ».

Участвовать в конкурсе «ОМК-Партнерство» могли все — НКО, государственные и муниципальные учреждения Чусового. «Заявки оценивал экспертный совет, состоящий из представителей предприятия, ресурсного центра для социально ориентированных НКО и местной администрации,— поясняет Миронова.— Для чего нам понадобилось партнерство с администрацией? Потому что наша идея заключалась не в постоянном финансировании этих проектов, а лишь в поддержке стартапов, развитию которых впоследствии содействовала бы местная администрация. Более того, участники проекта обучались социальному проектированию, фандрайзингу, продвижению проектов в СМИ, краудфандингу. Они могли получать президентские гранты, региональные субсидии, привлекать финансирование от других компаний. В каком-то смысле это превратилось даже в школу развития социальных проектов — люди начинали понимать, что же на самом деле интересно для этого населенного пункта, что перспективно». В 2015 году в рамках «ОМК-Партнерства» компания профинансировала 28 проектов на 4 млн рублей, в 2016-м — 14 проектов (2 млн), в 2017-м — 17 проектов (2 млн рублей).

В Чусовом в последние три года выигрывают проекты из нескольких сфер: связанные с поддержкой детей с ограниченными возможностями, с туризмом, спортом, благоустройством. Город известен не только знаменитыми туристскими сплавами по реке, давшей ему название, но и спортивной базой, на которой готовят фристайлистов: сборная России по фристайлу наполовину состоит из чусовлян.

В 2016 году ОМК открыла программу по развитию социального предпринимательства «Начни свое дело» в Чусовом, направленную на поддержку тех инициатив малого бизнеса и НКО, которые касаются острых социальных проблем города. Социальное предпринимательство — это нечто среднее между благотворительностью и бизнесом. Другими словами, компания решила вовлекать местные сообщества, предложив им реализовать их собственные благотворительные, добровольческие и социально-предпринимательские проекты.

Аудитория программы «Начни свое дело» — мелкий бизнес и НКО, способные запустить устойчивые проекты, приносящие небольшую прибыль и решающие социальные проблемы.

На эту программу в 2016 и 2017 годах ОМК выделяла по 3 млн рублей. Партнерами стали администрация Чусовского муниципального района, Пермский фонд развития предпринимательства и Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края. За два года в рамках программы было поддержано 20 проектов, создано 22 рабочих места.

На гранты чусовляне открыли в городе доступные спортклубы, антикафе, социальное клининговое агентство (ориентируется на оказание услуг социально уязвимым категориям граждан). Заработал экологический проект по сбору пластика для вторичной переработки, со временем он получил еще и региональную субсидию в размере 850 тыс. рублей. Стало получше с детским досугом и развитием: открылись роллердром «Надежда» и клуб ментальной арифметики «Альфа».

ЧМЗ развивает и программу корпоративного волонтерства. Сотрудница завода Оксана Трапезникова, дочь спортсмена-байдарочника, придумала волонтерский экологический и инклюзивный проект на реке Чусовой. Семьям детей-инвалидов, объединенных родительским сообществом «Фонарики», редко удается путешествовать, рассказывает Трапезникова, поэтому задачей проекта стало организовать сплав детей с родителями по Чусовой.

Плоты оборудовали, соединив катамараны устойчивыми платформами, подвели трапы для инвалидных колясок. Детей во время сплава учили ставить палатки, разводить костры, готовить еду на костре. А заодно развивали экологические мышление: на стоянках взрослые и дети собирали бытовые отходы. (Река ежегодно принимает более 60 тыс. туристов, на берегах полно мусора, административных возможностей для очистки территории нет.) «Этот проект в итоге повышает туристическую привлекательность нашей реки и учит семьи, наших жителей любить и ценить свой город, свою реку»,— говорит Трапезникова.

Сейчас проект «Чусовой — чистые берега» расширился, трансформировался в социально-предпринимательский. Оксана Трапезникова объявила сбор средств на платформе Planeta.ru на организацию регулярных инклюзивных экосплавов по Чусовой. «Для нас важно, чтобы люди из маленьких городов поверили в силу фандрайзинга и краудфандинга и осознали, что их инициативы могут быть интересны кому-то за пределами Пермского края,— объясняет Ольга Миронова.— Не исключено, что этот проект заинтересует российских любителей экотуризма».

В рамках программы корпоративного волонтерства на заводе придумали проект «Щедрая грядка»: осенью предприятие выкупает овощи у своих вышедших на пенсию сотрудников, имеющих дачные участки, а волонтеры раздают их одиноким заводским ветеранам. «В сезон завод выделяет около 100 тыс. рублей на закупку овощей,— рассказывает ведущий специалист отдела по связям с общественностью ЧМЗ Станислав Кернер.— Мы объезжаем участки наших заводских пенсионеров, у которых остаются овощи в избытке. Потом волонтеры формируют овощные наборы по 30–40 килограммов и раздают ветеранам завода. Получается, своему пенсионеру мы помогаем получить доход с земельного участка, а своим старикам — выжить».

Светлана Азовских прямого отношения к ЧМЗ не имеет, она окончила философский факультет в Перми, но, живя в Чусовом, благодаря заводу, стала социальным предпринимателем, выиграв грант на проект «Свободная песочница». «Сначала я открыла интернет-форум для молодых мам, лишенных возможности общаться,— вспоминает Азовских. — Но спустя год поняла, что интернет затягивает, дети начинают нервничать, появляется материнская агрессия. Кроме того, форум не решает проблем внутрисемейных отношений, а многие стесняются задать в интернете острый вопрос. При непосредственном общении все иначе. Мы открыли клуб для общения мам, на наши встречи всегда приходит специалист-психолог». На открытие клуба Азовских выиграла грант ОМК в размере 78 тыс. рублей — деньги пошли на аренду помещения, закупку мебели, канцтоваров. Пока в «песочницу» приходит 20 мам, в перспективе социальный предприниматель надеется создать клуб для пап, а главной своей миссией считает «вытягивание из социального одиночества». К чему может привести социальная изоляция, Азовских хорошо знает: в Чусовской детской больнице есть отделение для отказников, куда постоянно поступают дети из неблагополучных или асоциальных семей. «Обычно там по пять-шесть детишек,— говорит Азовских.— Я как-то попала в больницу с ребенком и увидела ту палату. Лица этих детей забыть невозможно — они смотрят в одну точку, не реагируют ни на что». В прошлом году по просьбе Светланы Азовских пермский благотворительный фонд «Дедморозим» заключил договор с больницей: теперь сюда регулярно приходят пять местных волонтеров. Так появился волонтерский проект «Больничные мамы». «Фонд помог нам оформить медкнижки, закупил игрушки и гигиенические наборы для детей, подготовил наших волонтеров и регулярно проводит супервизию,— рассказывает Светлана.— Для нас было открытием, что с детьми надо разговаривать, соединять их прошлое с настоящим днем. Их вырвали из семьи, с ними никто не говорит, все боятся им сказать про маму, потому что дети начинают плакать. Как правило, это ребятишки, изъятые из семей. Их родители еще не лишены прав, и дети могут болтаться в больнице и месяц, и два, бывает, и три. Когда дети долго находятся в больнице, они начинают кусаться, плакать, грызть матрасы. Но в процессе общения они стали меняться, откликаться, играть. Администрация больницы тоже поняла, как это важно, и наняла для отказников воспитателя, который занимается с детьми каждый день с утра до обеда. Мы бросили клич на нашем форуме для мам и оборудовали игровую площадку в больничном дворе: песочницу, горки, качели».

Все социальные проекты, выигранные в рамках грантовых конкурсов ОМК, финансирует Чусовской металлургический завод. Директора завода Владимира Кирзнера иногда спрашивают, зачем ЧМЗ дает деньги на социальные проекты, не лучше ли потратить их на собственных сотрудников. Он отвечает, что теперь, когда предприятие выбралось из убытков, стало ясно, что «развитие социального предпринимательства — лучшее антикризисное предложение»: «Мы и так помогали многим нашим сотрудникам и ветеранам завода, но поток просителей не иссякал. А сейчас многие жители города увидели новые возможности, стали в социальном смысле активнее».

В конце 2016 года Чусовой вошел в программу «Территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». В 2017-м ОМК получила премию фонда региональных социальных программ «Наше будущее» в номинации «Лучшая корпоративная программа по развитию социального предпринимательства», учрежденную Российским союзом промышленников и предпринимателей.
Источник:«Коммерсант»