Выкса после прививки стрит-арта
21.06.2017Город с населением чуть более 50 тысяч человек, известный по всей России, – это Выкса. Популярность ей принёс «Арт-Овраг» – фестиваль современной городской культуры. И это феномен, который сейчас пытаются осмыслить и философы, и социологи. И главный вопрос, который при этом звучит: может ли быть успешным проект, который прививается городу извне?
На плотах – по пруду
Улицы Выксы – чистые, с ровными газонами, обилием социальной рекламы на билбордах. Но не хипстерские, конечно. Хороший провинциальный город – без малейшего намёка на концептуальность, которую так любят поклонники современного искусства и под которой каждый понимает что-то своё.
Едешь по ним и недоумеваешь: а точно «Арт-Овраг» здесь? Вроде обстановка не располагает…
А потом оказываешься на площади Металлургов – в главной точке проведения фестиваля. Там люди ходят на ходулях. Лежат на сене. Из гвоздей и палок делают агрегат, смутно напоминающий автомобиль, но, возможно, это тележка. Варят лимонад, привлекая к процессу всех желающих.
– Слушайте, а вы на плоты ходили? Нет? Да вы что, идите срочно на плоты, там так интересно! Мы по очереди на всех уже накатались, – это мне говорит волонтёр информационного центра и нескучным голосом объясняет план расположения шатров и точек активности, включаясь в процесс моего познания Выксы.
Иду на плоты. Краем глаза замечаю, как на фоне символа «Арт-Оврага» фотографируется мужчина лет семидесяти. Тоже вполне обычной наружности, ничуть не «вечный хипстер» с крашенной в зелёный цвет бородой (такие тоже сюда приезжают, кстати). Фотографируется по стойке «смирно» рядом с вполне себе концептуальностью.
Плоты шикарны. Очень разные, они катают людей по Верхневыксунскому пруду и в ливень, и под редкими лучами холодного летнего солнца. Один из плотов (надо же понимать, что каждый плот – это арт-объект) создал француз Жан-Филипп Пуаре-Виль, ещё один – известный российский художник Леонид Тишков, ещё один – жительница Выксы Екатерина Кулёва.
Горожанам меняют мышление
Точка современного летоисчисления Выксы – это пожары 2010 года. Здесь все так и говорят: «Это ещё до пожаров было» или «Это уже после пожаров построили». Никто не уточняет, каких пожаров – слишком сильно они прошлись по линиям судеб тысяч выксунцев.
Через год после пожаров случился первый «Арт-Овраг» – со всеми его необычными скульп-турами, битвами поклонников экстремальных видов спорта и граффити на стенах домов.
Выксунцы отнеслись к «Оврагу» с настороженным любопытством. Потом случился второй «Овраг». Потом – третий, четвёртый…
На вопрос «Зачем?» Ирина Седых, председатель попечительского совета фонда «ОМК-участие», отвечает:
– Потому что Выкса – достаточно благополучный город. Завод работает, зарплаты на уровне. И по законам жанра там, где всё благополучно, но не хватает места для выражения эмоций, появляются соблазны. В первую очередь – для молодёжи. Алкоголь, наркотики… Чтобы этого не произошло в Выксе, мы и инициировали «Арт-Овраг».
– Традиционно считается, что жизнь в моногородах можно изменить, улучшая экономику градообразующего предприятия, – говорит Станислав Мурунов, куратор мастерской прикладной урбанистики, – но мы понимаем: главное – мышление. А изменить мышление возможно только через переживания. Человек должен испытать новые чувства, эмоции, переосмыслить их – и только тогда что-то изменится в его мышлении. Так вот, мы несколько лет исследуем жизнь Выксы. И сегодня у горожан уже появился запрос на нечто новое-странное. На что-то, чего они никогда не видели. И это результат «Арт-Оврага».
Участниками «Арт-Оврага – 2017» стали около 10 тысяч человек.
Народники XXI века
Станислав рассказывает байку о том, как одному из сибирских моногородов выделили колоссальные средства на развитие. Муниципалитет на все эти деньги закатал городскую набережную в гранит. В ответ на вопрос: «А насколько после этого снизился отток молодёжи из города?» – муниципалитет похлопал глазами и сказал: «А что, надо было вот эту задачу решать?»
– Мы могли бы создать в Выксе нечто совсем концептуальное, – подводит черту Антон Кочуркин, главный куратор фестиваля «Арт-Овраг». – Но что толку? Наша цель – включить в фестивальную деятельность жителей, показать им планку – высокую, но достижимую. Чтобы они не только увидели, что это такое – городская культура, но и не чувствовали себя в ней неким инородным телом.
Они, конечно, миссионеры. Эдакие народники XXI века. Правда, у народников рубежа XIX–XX веков с просвещением не сложилось, но «арт-овражцы» умеют учитывать ошибки прошлого. К жителям Выксы (невзирая на то, что у организаторов фестиваля нет-нет да и проскальзывают нотки покровительственного миссионерства) относятся с уважением, учитывая все их интересы и традиции.
– У нас, кстати, многое изменилось в городе за время проведения «Арт-Оврагов», – говорит Оксана Габдрахимова, заместитель главы администрации Выксы. – Сформировалось новое сообщество дружбы: люди сами собираются, сажают деревья, устанавливают лавочки, причём общаться они начали между собой именно на «Арт-Овраге». Что называется, нашли родственные души.
Сами жители говорят, что современное искусство им нравится не во всех его проявлениях и далеко не все парковые скульптуры они готовы принять на ура. Но зато им очень нравится, что в Выксе происходит нечто такое, что делает её знаменитой на всю Россию. И что наличие в городе «Арт-Оврага» однозначно лучше его отсутствия.
Шуховская башня на заводе
Что дальше? Кажется, ответ на этот вопрос – в цехах Выксунского металлургического завода.
Во-первых, именно на предприятии ОМК торжественно открылась самая большая в мире настенная роспись. Главный редактор Книги рекордов России и Книги рекордов Европы Алексей Свистунов торжественно вручил сертификаты национального и европейского достижений губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву и председателю правления Объединённой металлургической компании Анатолию Седых.
Во-вторых, Выксунский металлургический завод сам по себе может стать арт-объектом. Самая масштабная рос-пись (о процессе её создания мы уже рассказывали) находится на стене режимного предприятия – просто так, с улицы, не войдёшь. Но её автор, художник Миша Most, нашёл видовую точку за периметром предприятия, с которой стену очень хорошо видно. И предлагает оборудовать смотровую площадку.
В-третьих, ВМЗ – это не только современное производство железнодорожных колёс, но и генератор сильнейшего восторга.
На территории завода, например, есть своя Шуховская башня. Она уже не используется по назначению, но стоит как объект культурного наследия. А в одном из цехов по-прежнему работают две мартеновские печи. Да, у них невысокий КПД. У них не самые лучшие показатели экологической безопасности. Труд оператора на них – тяжёлый. Но ведь именно возле таких «мартеновских печей не смыкала наша родина очей». Они точно такой же ценный арт-объект, как деревянное зодчество. Поэтому печи пока не разбирают.
Более того, в ОМК есть планы активно развивать индустриальный туризм. И, пожалуй, экскурсии на действующее производство чудесно закольцуют традиционное искусство, стрит-арт и индустриальный уклон Выксы. И городу вполне по силам создать уникальное для России единое пространство культуры.
На плотах – по пруду
Улицы Выксы – чистые, с ровными газонами, обилием социальной рекламы на билбордах. Но не хипстерские, конечно. Хороший провинциальный город – без малейшего намёка на концептуальность, которую так любят поклонники современного искусства и под которой каждый понимает что-то своё.
Едешь по ним и недоумеваешь: а точно «Арт-Овраг» здесь? Вроде обстановка не располагает…
А потом оказываешься на площади Металлургов – в главной точке проведения фестиваля. Там люди ходят на ходулях. Лежат на сене. Из гвоздей и палок делают агрегат, смутно напоминающий автомобиль, но, возможно, это тележка. Варят лимонад, привлекая к процессу всех желающих.
– Слушайте, а вы на плоты ходили? Нет? Да вы что, идите срочно на плоты, там так интересно! Мы по очереди на всех уже накатались, – это мне говорит волонтёр информационного центра и нескучным голосом объясняет план расположения шатров и точек активности, включаясь в процесс моего познания Выксы.
Иду на плоты. Краем глаза замечаю, как на фоне символа «Арт-Оврага» фотографируется мужчина лет семидесяти. Тоже вполне обычной наружности, ничуть не «вечный хипстер» с крашенной в зелёный цвет бородой (такие тоже сюда приезжают, кстати). Фотографируется по стойке «смирно» рядом с вполне себе концептуальностью.
Плоты шикарны. Очень разные, они катают людей по Верхневыксунскому пруду и в ливень, и под редкими лучами холодного летнего солнца. Один из плотов (надо же понимать, что каждый плот – это арт-объект) создал француз Жан-Филипп Пуаре-Виль, ещё один – известный российский художник Леонид Тишков, ещё один – жительница Выксы Екатерина Кулёва.
Горожанам меняют мышление
Точка современного летоисчисления Выксы – это пожары 2010 года. Здесь все так и говорят: «Это ещё до пожаров было» или «Это уже после пожаров построили». Никто не уточняет, каких пожаров – слишком сильно они прошлись по линиям судеб тысяч выксунцев.
Через год после пожаров случился первый «Арт-Овраг» – со всеми его необычными скульп-турами, битвами поклонников экстремальных видов спорта и граффити на стенах домов.
Выксунцы отнеслись к «Оврагу» с настороженным любопытством. Потом случился второй «Овраг». Потом – третий, четвёртый…
На вопрос «Зачем?» Ирина Седых, председатель попечительского совета фонда «ОМК-участие», отвечает:
– Потому что Выкса – достаточно благополучный город. Завод работает, зарплаты на уровне. И по законам жанра там, где всё благополучно, но не хватает места для выражения эмоций, появляются соблазны. В первую очередь – для молодёжи. Алкоголь, наркотики… Чтобы этого не произошло в Выксе, мы и инициировали «Арт-Овраг».
– Традиционно считается, что жизнь в моногородах можно изменить, улучшая экономику градообразующего предприятия, – говорит Станислав Мурунов, куратор мастерской прикладной урбанистики, – но мы понимаем: главное – мышление. А изменить мышление возможно только через переживания. Человек должен испытать новые чувства, эмоции, переосмыслить их – и только тогда что-то изменится в его мышлении. Так вот, мы несколько лет исследуем жизнь Выксы. И сегодня у горожан уже появился запрос на нечто новое-странное. На что-то, чего они никогда не видели. И это результат «Арт-Оврага».
Участниками «Арт-Оврага – 2017» стали около 10 тысяч человек.
Народники XXI века
Станислав рассказывает байку о том, как одному из сибирских моногородов выделили колоссальные средства на развитие. Муниципалитет на все эти деньги закатал городскую набережную в гранит. В ответ на вопрос: «А насколько после этого снизился отток молодёжи из города?» – муниципалитет похлопал глазами и сказал: «А что, надо было вот эту задачу решать?»
– Мы могли бы создать в Выксе нечто совсем концептуальное, – подводит черту Антон Кочуркин, главный куратор фестиваля «Арт-Овраг». – Но что толку? Наша цель – включить в фестивальную деятельность жителей, показать им планку – высокую, но достижимую. Чтобы они не только увидели, что это такое – городская культура, но и не чувствовали себя в ней неким инородным телом.
Они, конечно, миссионеры. Эдакие народники XXI века. Правда, у народников рубежа XIX–XX веков с просвещением не сложилось, но «арт-овражцы» умеют учитывать ошибки прошлого. К жителям Выксы (невзирая на то, что у организаторов фестиваля нет-нет да и проскальзывают нотки покровительственного миссионерства) относятся с уважением, учитывая все их интересы и традиции.
– У нас, кстати, многое изменилось в городе за время проведения «Арт-Оврагов», – говорит Оксана Габдрахимова, заместитель главы администрации Выксы. – Сформировалось новое сообщество дружбы: люди сами собираются, сажают деревья, устанавливают лавочки, причём общаться они начали между собой именно на «Арт-Овраге». Что называется, нашли родственные души.
Сами жители говорят, что современное искусство им нравится не во всех его проявлениях и далеко не все парковые скульптуры они готовы принять на ура. Но зато им очень нравится, что в Выксе происходит нечто такое, что делает её знаменитой на всю Россию. И что наличие в городе «Арт-Оврага» однозначно лучше его отсутствия.
Шуховская башня на заводе
Что дальше? Кажется, ответ на этот вопрос – в цехах Выксунского металлургического завода.
Во-первых, именно на предприятии ОМК торжественно открылась самая большая в мире настенная роспись. Главный редактор Книги рекордов России и Книги рекордов Европы Алексей Свистунов торжественно вручил сертификаты национального и европейского достижений губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву и председателю правления Объединённой металлургической компании Анатолию Седых.
Во-вторых, Выксунский металлургический завод сам по себе может стать арт-объектом. Самая масштабная рос-пись (о процессе её создания мы уже рассказывали) находится на стене режимного предприятия – просто так, с улицы, не войдёшь. Но её автор, художник Миша Most, нашёл видовую точку за периметром предприятия, с которой стену очень хорошо видно. И предлагает оборудовать смотровую площадку.
В-третьих, ВМЗ – это не только современное производство железнодорожных колёс, но и генератор сильнейшего восторга.
На территории завода, например, есть своя Шуховская башня. Она уже не используется по назначению, но стоит как объект культурного наследия. А в одном из цехов по-прежнему работают две мартеновские печи. Да, у них невысокий КПД. У них не самые лучшие показатели экологической безопасности. Труд оператора на них – тяжёлый. Но ведь именно возле таких «мартеновских печей не смыкала наша родина очей». Они точно такой же ценный арт-объект, как деревянное зодчество. Поэтому печи пока не разбирают.
Более того, в ОМК есть планы активно развивать индустриальный туризм. И, пожалуй, экскурсии на действующее производство чудесно закольцуют традиционное искусство, стрит-арт и индустриальный уклон Выксы. И городу вполне по силам создать уникальное для России единое пространство культуры.
Читайте еще
18.02.2022
Чусовской метзавод ОМК купил испытательный стенд для рессорной продукции за 65 млн руб
ИА "Интерфакс" (Поволжье)
16.02.2022
Президент ОМК Наталья Еремина: «На всех предприятиях ОМК есть потенциал развития проектов декарбонизации»
Газета "Ведомости"
16.02.2022
Белэнергомаш-БЗЭМ изготовил нетиповые высотные опоры для перехода ЛЭП через Печору
ИА "Интерфакс" (Центр)