Владислав Третьяк: «И в воротах стоять тяжело, и руководить непросто»

28.04.2017
На этот раз накануне торжественной церемонии перед собравшимися во Дворце культуры имени Лепсе сотрудниками компании выступил Владислав Александрович Третьяк, легендарный советский хоккеист.

«Мне повезло в жизни. Я больше выигрывал, чем проигрывал. Потому мне иногда задают вопрос: что нужно сделать для победы? Как добиться успеха? Первое — это человек, умеющий ставить цель. Второе — материально-техническая база. Но всё это мертво без команды. Самое главное — это люди. Это команда», - из выступления Владислава Третьяка перед сотрудниками ОМК 6 апреля 2017 года.

Владислав Александрович сумел выкроить из своего плотного рабочего графика немного времени, чтобы ответить на несколько моих вопросов. Запись нашей беседы ниже:

*****

В советское время спортсмены ЦСКА носили воинские звания, «военный спорт» был совершенно обычным делом. Как Вы считаете, не нужно ли сейчас нам вернуться к такой практике?

— Тогда, в СССР, многое было устроено иначе. Когда я играл за ЦСКА — мы все были рядовыми, прапорщиками или офицерами. Сегодня российские спортивные клубы приоткрыли двери для зарубежных легионеров, иностранцы давно уже играют за отечественные клубы и в футбол, и в хоккей, а баскетболе их и вовсе около 70%. Естественно, граждане иностранных государств не могут быть офицерами Вооружённых Сил России.
А вот в некомандных видах спорта, где на первый план выходит отдельный спортсмен, индивидуум — это вполне возможно. С одной стороны, спортсмена и одновременно офицера нашей армии уже одно воинское звание обязывает ко многому, а с другой — это, естественно, и офицерская зарплата, немаловажная в наше время. Здесь мог бы получиться довольно эффективный с точки зрения результатов баланс.


Какими военными навыками Вы, как полковник запаса обладаете? Стреляете, например, хорошо?

— Да, из пистолета Макарова до сих пор хорошо стреляю. Вчера как раз стрелял в Самаре. Был в тире, попрактиковался в стрельбе из «Сайги», стрелял из знаменитого военных лет ППШ, из некоторых итальянских образцов. В общем — повторил «курс молодого бойца».

В мою же бытность спортсменом ЦСКА, всем нам было необходимо периодически выезжать на стрельбище и демонстрировать свои навыки на практике. Хоккеист ты или нет, а офицерский норматив сдать обязан. Кроме того, в своё время я закончил помимо Института физкультуры и Военно-политическую академию, так что у меня два высших образования и две профессии — спортивная и военная.


Советская Армия времён позднего СССР была известна, в том числе, и своей «дедовщиной». В ЦСКА такое явление существовало?

— Нет, «дедовщины» в её армейском смысле в ЦСКА не было. Вместо неё существовало уважение младших к старшим, оно было неотъемлемой частью воспитания. В нашем спортивном коллективе был, скажем, заслуженный мастер спорта СССР Александр Павлович Рагулин, так вот его называли по имени-отчеству «Сан Палыч». Что же касается лично меня — так я просто по возрасту был вдвое младше его, как ещё я к нему мог обращаться? Только вот так и не иначе.

Естественно, на долю «молодых» выпадали специфические обязанности. В поездках молодые игроки везли кроме своих вещей кто клюшки, кто шайбы, кто станок для заточки коньков. Я, например, клюшки таскал за старшими товарищами.

Или, вот, играем мы с «Динамо» или «Спартаком». Игра напряжённая, все просто насквозь мокрые в раздевалку приходят. После игры молодёжь собирает всю форму команды, сортирует её, пропитанную потом, развешивает, а потом отвозит в ЦСКА на стирку. Домой мы возвращались к часу ночи. А кто тогда молодёжью был? Харламов, Анисин, Третьяк.

Это сейчас игроки от всего подобного избавлены, а тогда у нас были обязанности перед коллективом и помимо чисто хоккейных. Со временем в команду приходили новые игроки и теперь уже на их молодые крепкие плечи ложились наши коллективные обязанности. Это было вполне обыденным явлением.


Расскажите, пожалуйста, о Ваших высокопоставленных болельщиках? Как сказывалось их внимание на судьбах игроков, были ли они полезны для команды?

— За ЦСКА болели, например, Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев и Министр обороны СССР Гречко. Конечно, они могли значительно повлиять на жизнь игроков любимой команды, скажем, обеспечить прибавку к зарплате.

Сегодня игрок совсем не так зависим от руководства любого ранга, как тогда. Многие вопросы в наше время решаются при помощи денег. Получаешь достойную зарплату — покупай что хочешь. А тогда и с деньгами было сложно вот так вдруг взять и купить, скажем, холодильник, мебель, автомобиль или квартиру. Конфликтуешь с тренером? Значит погодим тебе с квартирой помогать, исправляйся давай.

В нематериальном плане нам, естественно, было очень престижно осознавать, что на наших матчах присутствует глава государства. Внимание к ЦСКА было повышенным, не единичными были и случаи, когда отличившимся хоккеистам вручали госнаграды. Но и ответственность за результат для нас тоже была повышенной.


Как Вам жилось в СССР? Как относитесь к своему советскому прошлому?

— Было всякое, и плохое и хорошее. Но я никогда не ругаю страну и эпоху, в которой я жил. Нас научили играть в хоккей, воспитали чемпионами и патриотами своей страны. Моя жизнь сложилась интересно, я видел и Советский Союз и современную Россию. Всё лучшее из спортивной и бытовой советской жизни я хочу перенести в наши реалии. А плохое? О нём теперь ни к чему вспоминать.






Кто, на Ваш взгляд, лучший спортивный комментатор «всех времён и народов»?

— Это Николай Озеров.


Что сложнее — защищать хоккейные ворота сборной СССР или руководить Федерацией хоккея России?

— Защищать ворота очень тяжело. Зависит в этом деле очень многое лично от тебя, от вратаря. И только меньшая часть ответственности ложится на плечи команды, условий, обеспечения и всего прочего. У спортивной судьбы вратаря, в основном, две крайности — иногда можно в одночасье стать героем или антигероем. Ты же на виду и за неудачи команды отвечаешь больше других. Есть, конечно, малое число шайб, которые объективно ну никак не взять, но и они остаются исключительно на совести вратаря.

Знаете, как вратарей тренируют? Белыми тренировочными шайбами. Чёрную-то видно не очень хорошо на скорости в 180км/ч, а белую и вовсе не увидишь, она сливается со льдом. Вратарь должен среагировать на движение и предугадать направление удара, ощутить откуда исходит опасность для ворот. В воротах важна не только скорость реакции, но и чутьё. Я бы сказал, что 60% успеха в хоккее зависят от вратаря.

У руководителя ситуация несколько иная. Руководи, привлекай хороший тренерский состав, создавай условия игрокам, обеспечивай всех финансово, материально и технически, наращивай базу — а команда при этом может проигрывать игру за игрой. Иногда кажется — ну все условия созданы для победы, ан нет! Кто виноват? Руководитель!

Вроде бы и повлиять на конечный результат возможностей стало меньше, а переживаний уж точно больше, чем когда сам выходил на лёд. Со стороны же видишь все ошибки вратаря, нападающих — просто читаешь всю игру как по бумажке. Ну а как иначе, 21 год в этом спорте дают себя знать. Так что и в воротах стоять тяжело и руководить Федерацией непросто. Ни один из этих путей я бы не назвал лёгким.


Хоккей — спорт жёсткий. В жизни эта жёсткость пригодилась?

— Да. Как только сталкиваешься с проблемой, понимаешь, что иногда её нужно решать именно так, «по-хоккейному». Были у нас разногласия с КХЛ, когда обсуждался вопрос с иностранными игроками. Я лично считаю, что мы пока не НХЛ и нужно повременить распахивать все двери перед иностранными игроками. У нас есть своя молодёжь, мы должны её растить и дать ей возможность играть за свою страну. Уверен, что это неправильно, когда иностранцы занимают места наших, российских игроков. У нас и свои найдутся, не могут не найтись!

Вопрос тогда я поставил жёстко: либо вносите в Федерацию 9 миллионов и приглашайте иностранцев или не платите ничего, но игроки должны быть нашими, российскими. И ведь результат был! Клубы, не имевшие возможности выложить существенной суммы за право работать с иностранцами, взялись за выращивание своих собственных игроков. Сэкономили. Сейчас за это благодарят, а тогда шквал критики Третьяка, «закрутившего гайки», был очень мощным.

Но если бы мы такую позицию не заняли, то получилась бы совсем странная история. Это же ни в какие ворота не лезет, когда все российские вратари на самом деле иностранцы. Что это за российский хоккей, в который играют финн против чеха? С кем из них потом ехать на Чемпионат Мира? В 2008 году мы буквально молились, чтобы Евгений Набоков «вылетел» из НХЛ и приехал в Квебек играть за Россию. Так и получилось, мы стали чемпионами, а Евгений Набоков был признан лучшим голкипером того чемпионата. Я лично уверен, что без него мы чемпионата в Канаде не выиграли бы.


25 апреля у Вас День Рождения. Какой подарок был бы Вам особенно приятен в этот день?

— Вот бы на Олимпиаде в Корее победить, вот это был бы для меня самый лучший подарок! И наших российских болельщиков порадовать хотелось бы.

А себе лично — да только здоровья и пожелаю.

Автор: Михаил Михин
Павел Таран
Павел Таран
руководитель направления по стратегическим коммуникациям
press@omk.ru
Читайте еще
04.07.2023
Демография в маленьком городе
Журнал «Эксперт»
02.09.2022
Культурный центр «Волна» в Выксе
Elle Decoration
02.09.2022
Выксе всех: чему учит культурный опыт города металлургов
«Известия»
18.02.2022
Чусовской метзавод ОМК купил испытательный стенд для рессорной продукции за 65 млн руб
ИА "Интерфакс" (Поволжье)
16.02.2022
Президент ОМК Наталья Еремина: «На всех предприятиях ОМК есть потенциал развития проектов декарбонизации»
Газета "Ведомости"
16.02.2022
Белэнергомаш-БЗЭМ изготовил нетиповые высотные опоры для перехода ЛЭП через Печору
ИА "Интерфакс" (Центр)