«Душевный Bazar» 2016: зайцы в городе собрали более 9 миллионов пожертвований

Фото: Ольга Воробьева

Ольга Воробьева·Благотворительность и добровольчество, Некоммерческий сектор·12.12.2016

Самая большая новогодняя благотворительная ярмарка России «Душевный Bazar» в 2016 году собрала на своей площадке 56 некоммерческих организаций. В центре Москвы в этот день высадился «заячий десант» — посетители и участники ярмарки переоделись в зайцев, а цирковые артисты устроили «заячий митинг».

С каждым годом размах благотворительного «Душевного Bazar’а» становится все больше. Масштаб ярмарки 2016 года стал виден по площадке – для своих целей организаторы выбрали Гостиный двор в центре Москвы.

Помимо новой площадки, организаторы осваивали новые способы привлечения пожертвований для участников ярмарки. К традиционному офлайн-сбору прибавился интернет-проект «Душевного Bazar’а» на краудфандинговой платформе Planeta.ru. Некоммерческие организации из регионов, которые не смогли приехать на «Душевный Bazar», получили возможность собирать пожертвования дистанционно, а участники из Москвы предлагали пользователям больше узнать об их благотворительных проектах. Онлайн-ярмарка завершилась вместе с реальным «Душевным Bazar’ом» и помогла собрать для своих участников 3 млн 754 тыс. 561 рубль.

Офлайн-площадка в это время больше походила на огромный спектакль, в котором каждый из актеров играл собственную мини-пьесу. Вместе со специалистами D-Group.Social некоммерческие организации придумывали концепцию для своего стенда. Она могла быть уникальной или вплетаться в общую задумку праздника под названием «Зайцы в городе». Посетителей встречали безумные шляпники, рождественские эльфы и, конечно, зайцы – главные персонажи «Душевного Bazar’а» 2016 года.

Площадка фонда «Живи сейчас» — нового участника благотворительной ярмарки – оформлена живыми цветами. «Наш фонд открывает выездные службы для взрослых людей с боковым амиотрофическим склерозом (БАС). Символом поддержки людей с БАС во всем мире признан цветок василька, потому что по своей форме он напоминает двигательный нейрон — ту часть нервной системы, которая нарушается при этом диагнозе. Вдохновляясь этой историей, мы решили, что стилистически будем представлены как маленький европейский цветочный магазин», — рассказала директор по развитию фонда «Живи сейчас» Мария Ильченко.

Образ василька фонд использовал в своей сувенирной продукции — выпустил деревянные значки в форме этого цветка, представил картины с его изображением. Родственники людей с диагнозом БАС изготовили из дерева вещи в стиле «прованс» — шкатулки, венки с символами Рождества. Оформить «цветочную лавку» на ярмарке фонду помогла московская цветочная база.

Благотворительный фонд «Река детства», помогающий детям-сиротам, построил на своем стенде домик Санты. Снаружи дома Санту ждут олени, а внутри возле камина хлопочут эльфы — сотрудники и волонтеры фонда. По мнению директора фонда Ольги Поздеевой, создание концепции площадки помогает привлечь внимание посетителей и собирать больше средств на проекты фонда.

Санкт-Петербургские некоммерческие организации, объединившиеся на площадке «Добрый Питер», вопреки дождливому климату своего региона выделялись теплым светом гирлянд. Из северной столицы они привезли рождественские венки, вязаные игрушки, подушки, открытки.

Команда зайцев из цирка хулиганов «Упсала-цирк» под предводительством Деда Мазая организовала на площадке ярмарки «заячий» митинг.

Сотрудники фонда «Гольфстрим» встречали посетителей в образе японских гейш, а фонды «Во имя жизни» и «Подари надежду» предложили присоединиться к безумному чаепитию героев сказки «Алиса в стране чудес». Пожертвования для фонда «Адреса милосердия» собирала живая статуя.

«Душевный Bazar» – это прекрасная возможность рассказать о себе, — говорит Ольга Поздеева. — Здесь можно использовать практически любые способы, чтобы показать, как люди могут помогать, – привезти собак, провести экологические мастер-классы, рассказать про помощь пожилым. Здесь все можно пощупать, посмотреть. Здесь нет никаких ограничений в том, как ты расскажешь о фонде, поэтому можно сделать это максимально эффективно».

Ярмарку традиционно поддержали социально ответственные компании — «Норникель» учил создавать обереги под руководством мастеров с Крайнего Севера и предлагал заглянуть в чум — традиционное жилище оленеводов. Объединенная металлургическая компания (ОМК) в течение ярмарки проводила мастер-классы по украшению новогодних игрушек, созданию интерьерных композиций. Компания «Северсталь» вновь установила благотворительную елку, где можно было оставить подарок и встретиться с Дедом Морозом из Великого Устюга.

«Душевный Bazar» помогает не только собрать пожертвования, но и привлечь волонтеров, а также способствует командообразованию, отмечают участники ярмарки. На этапе подготовки ярмарки команда организаторов помогала понять фонду «Живи сейчас», как лучше рассказать о своей деятельности, какой сценарий для этого выбрать и какие сувениры приготовить.

«Ярмарка меняет отношение к благотворительности, повышает осведомленность о нашей работе. Мы надеемся расширить волонтерскую базу, потому что, помимо медицинской и патронажной помощи, людям нужна просто эмоциональная поддержка и бытовая помощь. Мы показываем посетителям карту Москвы, на которой васильками обозначены станции метро, где живут люди с БАС и их семьи, которые нуждаются в поддержке. Важно, что люди на это реагируют», — рассказала Мария Ильченко.

«Душевному Bazar’у» удалось собрать более 13 тыс. гостей и 9 млн 189 тыс. 909 рублей, включая онлайн-пожертвования. Опрос информационного агентства LES media показал, что не менее половины гостей посетили ярмарку впервые.

В 2015 году ярмарка помогла собрать более 7,5 млн рублей.