Выксунские железнодорожные колеса: переход на новую скорость

Продолжается подготовка к строительству высокоскоростной магистрали Москва – Казань. В этом проекте, представляющем новый шаг в развитии высокоскоростного пассажирского сообщения в России, намерены участвовать ведущие производители транспортной техники, оборудования, металлопродукции, и в их числе лидер отечественного рынка железнодорожных колес – Выксунский металлургический завод, который входит в ОМК.

Участие ВМЗ в проекте создания новой высокоскоростной магистрали поддержал губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Глава региона официально обратился к первому вице-президенту ОАО «РЖД», генеральному директору ОАО «Скоростные магистрали» Александру Мишарину с просьбой включить ВМЗ в пул поставщиков.

Высокоскоростная магистраль Москва – Казань – одно из ключевых звеньев транспортной стратегии России. Ожидается, что эта железная дорога, которая по планам войдет в строй в 2020 году, сможет обеспечивать перевозку до 10 млн пассажиров в год, при этом курсирующие по магистрали поезда будут развивать скорость свыше 300 км/ч. Реализация столь амбициозного проекта требует по-настоящему прорывных технологий и самых передовых технических решений практически по всем направлениям работы, включая и создание комплектующих для вагонов и локомотивов, которые будут эксплуатироваться на этой магистрали.

Выксунский металлургический завод в прошлом году произвел 320 тыс. железнодорожных колес. По этому показателю предприятие занимает первое место в России, ему принадлежит более 50% рынка. В 2014 году ВМЗ стал первым и пока единственным в стране заводом, пустившим в строй линию по выпуску цельнокатаных железнодорожных колес для скоростных и высокоскоростных поездов. Мощность линии составляет 10 тыс. колес в год, что полностью обеспечивает потребности отечественного рынка в такой продукции. Инвестиции в создание этого производства составили 580 млн руб. Здесь, в частности, выпускаются колеса для электропоездов «Ласточка» (проекта Desiro RUS), которые курсируют на сочинских курортах. 

В активе у Выксунского металлургического завода есть не только статус одобренного поставщика колес для скоростных поездов компании Siemens, но и наработанная практика стабильных серийных поставок этой продукции в адрес ООО «Уральские локомотивы» (совместного предприятия АО «Группа Синара» и Siemens). Это дает предприятию значительное преимущество в подготовке к участию в проекте высокоскоростной железной дороги Москва – Казань. Выпускаемые на ВМЗ железнодорожные колеса соответствуют всем требуемым характеристикам и отличаются высокой надежностью, гарантируя полную безопасность при эксплуатации подвижного состава. 

С 2008 года Выксунский металлургический завод отгрузил 2,7 млн колес в адрес РЖД. Для вагонов нового типа, которые выпускает Тихвинский вагоностроительный завод, ВМЗ поставил 250 тыс. т колес из стали марки Т. Кроме того, более 250 тыс. колес поставлено на экспорт – в страны Европы, Америки и Ближнего Востока. 

Серьёзным шагом в развитии колесного производства на ВМЗ стала реконструкция заготовительного участка. Вместо семи слиткоразрезных станков здесь будут работать два новых пильных комплекса, которые создаются при участии австрийской компании Linzinger. На заводе уже действует оборудование этой фирмы, и опыт его эксплуатации показал, что порезка слитков при помощи дисковых пил обеспечивает более высокое качество заготовок и более низкий расходный коэффициент металла, чем это имеет место при работе на слиткоразрезных станках. Высокая степень автоматизации и точность контроля позволяют добиться безупречных геометрических размеров и массы заготовок, т.е. соблюсти одно из основных требований в процессе производства колес.
 
Строительные работы идут по графику. На одном из участков уже подготовлены фундаменты для монтажа оборудования. Ожидается, что новый комплекс будет введен в эксплуатацию в I квартале 2017 года. 

Для поставщиков транспортного металла важным ориентиром служат рекомендации Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП ОПЖТ). Следуя нормативам этой организации, Выксунский металлургический завод первым среди российских производителей приступил к измерению жизненного цикла своей продукции. Новый стандарт, регламентирующий оценку потребительских свойств и стоимости жизненного цикла колес, необходим для расчета экономического эффекта от использования продукции, мониторинга условий эксплуатации и разработки требований по дальнейшему совершенствованию изделий. С помощью данного стандарта вносятся корректировки в технологию производства колес для наиболее полного соответствия требованиям заказчиков.

Источник: журнал «Металлы Евразии»
Источник:«Металлы Евразии»