Владимир Маркин: «Наша отрасль требует огромных интеллектуальных усилий»

21.12.2017
Объединенная металлургическая компания (ОМК) - традиционно активный участник недели металлов в Москве. На площадке «металл-экспо» президент ОМК Владимир Маркин рассказал о ходе модернизации производства и о новых инвестпроектах на Выксунском металлургическом заводе (ВМЗ), о праздновании юбилеев компании и завода, и о том, что ОМК представляла в этом году на выставке.

Владимир Степанович, какие проекты по модернизации производства и освоению выпуска новой трубной продукции компания реализует сегодня?
ОМК недавно провела обновление трубных станов Выксунского металлургического завода, ориентированных на выпуск труб малого и среднего диаметра, продолжает развивать производства и инвестировать в модернизацию и создание новых мощностей. Сегодня мы реализуем комплексный проект по развитию дивизиона нефтегазопроводных труб на ВМЗ с общим объемом инвестиций более 40 млрд. руб. Инвестпроект предусматривает полную модернизацию действующего цеха завода по производству обсадных труб, развитие новых участков в цехе по выпуску нефтегазопроводных труб среднего диаметра. Еще одну производственную площадку ОМК строит здесь с нуля. В новом цехе разместятся два производства: центр финишной отделки обсадных труб и линия по производству насосно-компрессорных труб. В рамках проекта планируется увеличить выпуск обсадных труб и расширить сортамент ВМЗ.

Также намерены внедрить в производство технологию нанесения внутреннего покрытия на трубы малого и среднего диаметра и технологию нанесения на трубы консервационного покрытия.

В цехе по производству обсадных труб предполагается заменить трубный стан, установить оборудование консервации. Также в рамках проекта планируется развить муфтовые мощности и мощности по термообработке и нормализации для обеспечения потребностей трубного производства ВМЗ.

Ожидается, что реализация комплексного проекта по развитию дивизиона нефтегазопроводных труб на ВМЗ практически полностью завершится в 2020 г. Комплексный проект позволит ОМК предложить партнерам — ведущим нефтяным и газовым компаниям России обсадные, насосно-компрессорные и нефтегазопроводные трубы с улучшенными свойствами и удовлетворить их самые жесткие требования по качеству.

Какие еще направления развивает компания?
Мы продолжаем реализацию проектов по созданию импортозамещающего производства шаровых кранов для специальных условий эксплуатации. Для этого строим в Челябинске Уральский завод специального арматуростроения. ОМК уже представила ряд кранов, разработанных специалистами предприятия. Они являются аналогами зарубежных кранов и ранее в России не выпускались.

Продолжаем освоение производства трубной продукции с плакирующим слоем, которая сегодня также не изготавливается в нашей стране и закупается в Европе. Она применяется при сооружении газопроводов для транспортировки газа и газового конденсата, содержащего коррозионно-активные компоненты, в сложных природно-климатических условиях, в том числе для работы со сжиженными углеводородами. Еще одно направление — создание блочных автоматизированных газораспределительных станций нового поколения. Разрабатываем их при поддержке нашего инженерно-технологического центра в Уфе полностью из отечественных материалов и комплектующих. Наши станции отличаются от действующих типовых решений возможностью ступенчатого изменения мощности.

Эти инвестпроекты появились потому, что сейчас установилась достаточно комфортная цена нефти — $50—60 за баррель Brent?
Россия будет добывать нефть в любом случае, и неважно, какая цена. Усложняться проекты точно будут. Месторождения становятся все сложнее и сложнее. Нефтяники идут на Север, добывают трудноизвлекаемую нефть, поэтому труба должна меняться, она должна быть уже другого, еще более высокого качества. Мы это понимаем, и мы это делаем.

Закрываются одни месторождения, осваиваются другие. Им нужна новая труба: бурильная, обсадная, насосно-компрессорная. При текущей добыче нефти всегда требуется обсадная труба — на освоение месторождений, на замену. Мы видим, что нефтяной рынок падать не собирается, сохранится высокая потребность в качественной трубе. Поэтому мы уверенно реализуем новые инвестпроекты и не сомневаемся, что в итоге поставим качественную трубу нового сортамента нашим нефтяникам и газовикам.

Стенд ОМК на выставке в этом году принципиально отличался от экспозиций прошлых лет. Расскажите, чем и почему?
2017 г. для нас юбилейный: Выксунскому металлургическому заводу исполняется 260 лет, а самой ОМК — 25. Наша отрасль требует огромных интеллектуальных усилий, обширных компетенций и большой умственной энергии, а книги — это главный источник знаний. Поэтому мы решили оформить стенд в стиле текущего года — года интеллектуальной металлургии — в виде небольшой уютной библиотеки. Организовали в ней читальный зал. У гостей выставки была возможность познакомиться с книгами о металлургической отрасли, издание которых поддержала ОМК.

На нашем стенде состоялась презентация книги «Железная логика России». В очерках, размещенных в ней, рассказывается об истории страны и отечественной металлургии за последние 260 лет, а также заводов, входящих в состав компании. Книга выпущена небольшим тиражом, на выставке ее впервые представили профессиональному сообществу.

На экранах, установленных на площадке, любой желающий мог полистать уже знакомую большому количеству людей многотомную энциклопедию «Металлургия и время», изданную нами и Московским институтом стали и сплавов. Бумажные экземпляры шеститомника стали книжной редкостью, поэтому, идя в ногу со временем, мы создали полноценную онлайн-версию. В энциклопедии изложена история зарождения и развития металлургии с эпохи открытия железа до наших дней, представлено большое количество уникальных материалов и редких фактов.

Вы же, как и председатель совета директоров ОМК А. Седых, тоже выпускник МИСиСа, не так ли? Помогают ли знания, полученные в этом вузе, руководить компанией?
Конечно! МИСиС — ведущий металлургический институт. Там много хороших преподавателей, спасибо им большое за те знания, которые они дали. С другой стороны, помогают бывшие однокашники. Куда ни поедешь — в город ли, на завод, всегда встретишь выпускников МИСиСа. В этом сообществе все с уважением относятся друг к другу, что очень помогает в проектах.

А помните ли вы те далекие времена, когда трубы «русского размера» в России вообще не выпускались и их импортировали?
Помню. Начало нулевых годов. И не было никаких гарантий, что такие трубы потребуются, но мы верили, что большие трубопроводные стройки появятся. ОМК пошла на риск, самостоятельно построила новый стан 1420. И мы не прогадали.

Важно, что мы поставили стан с расширенными характеристиками и возможностями, которые очень пригодились в дальнейшем. Например, в то время толщина стенки ходовой трубы равнялась 15—18 мм, максимум 21 мм. А мы, когда начали строить стан, заложили возможность выпускать трубу с толщиной стенки до 48 мм. У нас совет директоров спрашивал: «А зачем вы такую стенку закладываете? Вы получите слишком дорогое оборудование». Но мы убедили наших акционеров, что труба с подобными характеристиками непременно понадобится.

И действительно, уже в 2005 г. мы начали поставлять трубы Газпрому на «Североевропейский газопровод». А дальше был газопровод «Бованенково — Ухта», сложный проект в Сибири. Толщина стенки там уже достигала 32 мм. Когда подошли к подводным проектам, там потребовалась стенка 41 мм. Поэтому правильный выбор оборудования позволил нам, как говорится, быстро войти в рынок и начать осуществлять такие поставки. Мы действительно первые попали в международные проекты подводных переходов.

Владимир Степанович, вы в ОМК работаете с момента основания компании, все 25 лет?
Я начал работать на Выксунском металлургическом заводе в 1981 г. после окончания института и пришел в компанию вместе с заводом.

А можете вспомнить за эти четверть века самые первые, самые сложные проекты?
Самый первый проект у нас был небольшой. Когда ВМЗ вошел в состав ОМК, организовали участок наружного покрытия на Выксунском заводе. Очень требовалось заводское защитное покрытие, потому что покрывать трубы в условиях трассы весьма трудоемко и менее качественно.

Потом реализовали проект «печь-ковш-вакууматор»: организовали вакуумную обработку мартеновской стали для железнодорожных колес, она стала лучшего качества.

Но самый, наверное, запомнившийся проект — освоение выпуска труб большого диаметра. Попадание в яблочко с самого начала.

Потом построили литейно-прокатный комплекс и свой стан 5000, благодаря профессионализму коллектива ВМЗ освоили выпуск самого сложного листа для трубопроводов и сертифицировали его.

Вот эта цепочка, которую мы уже завершили, сегодня представляет собой самый значительный проект, объединяющий выпуск труб большого диаметра на одной площадке в комплексе со станом 5000.

Смотрите, как с названием компании-то угадали! Ведь тогда ничто не предвещало того, что вы, трубники, станете металлургами, тем не менее выбрали название, которое сейчас целиком и полностью соответствует сфере деятельности.

Мы всегда относили себя, трубников, к металлургам, потому что и пятый передел — это тоже металлургия.

Удивительно, как закольцовывается история в случае с ОМК. Первый завод Баташева, еще до того как он ушел в Тулу, в Выксу, размещался на Озерковской набережной. И фактически спустя 250 лет центральный офис компании вернулся сюда, в Москву, на Озерковскую набережную — туда, где начинал Баташев. Фантастика просто! Владимир Степанович, спасибо большое, что нашли время для разговора. Удачной вам дальнейшей работы!
Павел Таран
Павел Таран
руководитель направления по стратегическим коммуникациям
press@omk.ru
Читайте еще
04.07.2023
Демография в маленьком городе
Журнал «Эксперт»
02.09.2022
Культурный центр «Волна» в Выксе
Elle Decoration
02.09.2022
Выксе всех: чему учит культурный опыт города металлургов
«Известия»
18.02.2022
Чусовской метзавод ОМК купил испытательный стенд для рессорной продукции за 65 млн руб
ИА "Интерфакс" (Поволжье)
16.02.2022
Президент ОМК Наталья Еремина: «На всех предприятиях ОМК есть потенциал развития проектов декарбонизации»
Газета "Ведомости"
16.02.2022
Белэнергомаш-БЗЭМ изготовил нетиповые высотные опоры для перехода ЛЭП через Печору
ИА "Интерфакс" (Центр)