Самые динамичные компании Челябинской области поделились секретом успеха

«Деловой квартал» представляет четыре истории компаний, которые смогли увеличить оборот в 2014 г. и попасть в рейтинг самых динамичных компаний региона. 

2014 г. стал самым непредсказуемым для бизнеса — санкции, обвал рубля и другие события разного масштаба стали испытанием для многих компаний. Однако те компании, о которых сегодня пойдет речь, не только выстояли под натиском наступающего кризиса, но и сумели существенно увеличить оборот. «Деловой квартал» решил узнать, как им это удалось. 

Настроиться на атом 
Дмитрий Марков, управляющий директор завода «Трубодеталь» 

Благодаря партнерству с ведущими российскими нефтегазовыми компаниями — в первую очередь, это «Газпром» и «Транснефть» — загрузка производства завода в прошлом году была стабильной. В конце 2014 г. мы выполнили хорошую поставку отводов, тройников и трубных узлов для компрессорных станций газопроводного проекта «Южный коридор». Освоили изготовление новых типоразмеров соединительных деталей на высокие давления, а также отводов в теплоизоляции с системой подогрева «скин-эффект». 

В этом году спрос на нашу продукцию несколько снизился, соответственно, упали и объемы производства. Но это было вполне ожидаемо с учетом экономической ситуации в целом. При этом мы продолжаем реализацию проектов, направленных, в том числе, на модернизацию оборудования, производственных процессов и освоение новой продукции. Наверное, сегодня нет в России таких компаний, на работу которых не повлияла ситуация в экономике. В данном случае наши объемы очень зависят от потребностей топливно-энергетического комплекса, который также переживает непростые времена, и здесь перенос или приостановка крупных газопроводных проектов оказывает существенное влияние. Поэтому в этом году нам приходилось оптимизировать численность персонала. Это связано, в первую очередь, с цикличностью загрузки нашего производства. Но даже в периоды спада загрузки, мы всегда стараемся сохранить квалифицированный персонал. Например, мы отправляем рабочих временно домой, выплачивая им во время такого вынужденного отдыха две трети их среднего ежемесячного заработка. Это позволяет сохранять коллектив специалистов, а самое главное, когда начитается рост спроса на детали для строительства трубопроводов, сразу же вызывать рабочих из «отпуска» и оперативно наращивать объемы производства, чтобы в срок и качественно производить необходимую клиентам продукцию и получать прибыль. 

Пул наших основных заказчиков не меняется — это крупнейшие российские предприятия нефтегазовой отрасли. Вместе с тем, мы стремимся выйти на другие рынки, находя там новых клиентов. Например, недавно мы освоили продукцию для отрасли атомной энергетики, в рамках этого направления совершили несколько поставок заказчикам, включая предприятия корпорации «Росатом». Сейчас работа по освоению новых видов продукции, выходу на альтернативные рынки и поиску новых заказчиков продолжается. Для этого в прошлом году в компании появился второй по счету инженерно-технологический центр. Его специалисты разрабатывают новые виды продукции для завода «Трубодеталь» и Благовещенского арматурного завода, которые входят в дивизион соединительных деталей трубопроводов и трубопроводной арматуры ОМК. 

В прошлом году завод получил сертификат соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением». Он позволяет производить изделия для паропроводов тепловых станций (ТЭС) с максимальным рабочим давлением до 25,01 Мпа на территории России, а также в Беларусь и Казахстан. Недавно «Трубодеталь» получила сертификат соответствия требованиям Американского института нефти, открывающий нам выход на зарубежные рынки. В этом направлении мы планируем развиваться и дальше. Получение сертификатов, освоение новой продукции и модернизация оборудования — все это шаги, направленные на долгосрочную перспективу. 

Шагнуть к технологиям 
Алла Лебедь, генеральный директор агрокомплекса «Чурилово»

Весной 2014 г. агрокомплекс приступил к строительству пятого блока тепличного хозяйства площадью 4,8 Га. В этом году теплицы введены в эксплуатацию. Общая сумма вложенных в проект средств составила порядка 4,6 млрд руб., из которых 3,3 млрд руб.- это кредиты, выданные банком, а 1,3 млрд — это собственные средства. Итого с 2012 по 2015 годы объем производства на площадке Чурилово был увеличен в несколько раз. 

Кроме того, в 2014 г. мы вывели на рынок новую продукцию — баклажаны и перцы, а также заключили соглашение с компанией «Ариант» по реализации нашей продукции в их розничных магазинах. Мы провели ребрендинг, теперь в магазины товары, выращенные в Чурилово, поставляются в фирменной упаковке под брендом «Витамины с грядки». В конце прошлого года начали развивать свою фирменную сеть небольших трейлеров по продаже свежих овощей. Сегодня в активной разработке такой формат розничной торговли, как павильоны у дома. Также мы сотрудничаем примерно со 150 компаниями по реализации нашей продукции. 

В 2013 г. правительством региона была принята программа «Развитие овощеводства в закрытом грунте в Челябинской области на 2013 — 2015 годы», благодаря которой в 2014 г. мы смогли получить субсидии на покупку высокотехнологичного оборудования. Работа агрокомплекса невозможна без современных технологий. В наших комплексах автоматически регулируется всё: от количества света и углекислого газа до наличия каждого микроэлемента в питательном растворе. Современные технологии помогают в пять раз увеличить сбор урожая, при этом трудоемкость снижается на 50 процентов. 

Один из самых важных проектов, который мы хотим реализовать в будущем — это строительство на территории Казахстана совместного сельскохозяйственного предприятия площадью 30 Га. Меморандум между нашей компанией и костанайской инвесткомпанией «Тобол» был подписан в сентябре на сочинском форуме сотрудничества России и Казахстана. Мы поставили задачу реализовать наш проект за три года. Предстоящей весной начнем строительство — это будут блочные теплицы, оснащенные таким же, как у нас, оборудованием и системой автоматизации производственных процессов. Рынок Казахстана емкий, сегодня там наблюдается дефицит всесезонных овощей, мы хотим закрыть потребность населения в свежих овощах. 

Наша компания постоянно ищет способы повысить урожайность. Сейчас на предприятии мы используем интерплантинг. Это совместное выращивание старых и молодых растений в одно время в одной теплице. Интерплантинг позволяет увеличить урожайность, а также рационально использовать тепличные площади и повысить рентабельность производства. А с начала 2015 г. мы внедряем ноу-хау — межкультурный интерплантинг, когда огурцы и томаты выращиваются вместе. Кроме того, компания использует качественные голландские семена, обеспечивающие высокую урожайность. У нас есть планы по частичному импортозамещению — мы хотим снизить зависимость от иностранных поставщиков семян. Это делается для того, чтобы поддерживать конкурентную себестоимость продукции. Сейчас на предприятии прорабатывается проект по микроклонированию семян на основе голландской продукции.

Накормить по-новому 
Владимир Данилов, генеральный директор ОАО Ордена Трудового Красного Знамени племенного завода «Россия» 

Увеличение выручки обусловлено ростом производства молока — в 2014 г. по отношению к 2013 г. этот показатель увеличился на 35%. Такой результат был получен за счет оптимизации процессов кормления и содержания животных. По итогам прошлого года на каждую корову произведено по 6,5 тыс. литров молока. 

Из негативных факторов на работу предприятия больше всего влияет падение курса российского рубля, так как часть техники, которая используется на предприятии, импортного производства. Соответственно, выросли затраты на обслуживание, на запчасти. Помимо этого, с ростом курса доллара изменились и цены на удобрения и средства защиты растений, которые используются в сельском хозяйстве, потому что они привязаны к мировым ценам. Противодействовать этим негативным факторам с целью предотвратить падение экономических показателей мы можем единственным способом — повысить эффективность своей работы. Сокращение работающего персонала как путь решения этой задачи не рассматривался. У нас давно нет лишний людей, количество персонала оптимальное, необходимое для достижения поставленных задач. Не изменились и наши партнеры по бизнесу. Покупателем всего нашего молока является Челябинский городской молочный комбинат, с которым мы сотрудничаем уже более пятнадцати лет. 

В этом году мы продолжаем повышать эффективность работы хозяйства, к концу года планируем выйти на показатели 7 тыс. литров молока от каждой коровы. Методы достижения этих целей останутся прежними — оптимизации процессов кормления и содержания животных. 

Кроме этого, в этом году мы запустили в производство новый продукт — установили автоматизированную линию и начали выпуск пельменей из собственного сырья. Объем производства 3 тонны в смену. Пельмени продаются под торговой маркой «Сделано в России». Продукция продается в розничной сети «Первый вкус», в сетях «Проспект» и «Молния», ведется работа по размещению продукции и в других продуктовых сетях Челябинска. 

Вложиться в модернизацию
Анна Чернова, директор компании «Техноавиа-Челябинск»

Ежегодно мы предлагаем рынку новые разработки одежды и обуви, модифицируем существующий ряд моделей, расширяем ассортимент современных средств защиты, увеличиваем производственные мощности. Под маркой «Техноавиа» выпускается более 3,3 млн швейных изделий и 800 тыс. пар защитной обуви в год. Наш собственный производственный потенциал включает восемь швейных фабрик и одну обувную, оснащенные современным оборудованием. На швейных фабриках работа выполняется на высокопроизводительных японских швейных машинах Juki, проектирование одежды осуществляется с помощью программы автоматизированного проектирования и конструирования лекал и раскладки Assyst, на Йошкар-Олинской обувной фабрике установлены три немецкие литьевые машины DESMA. 

Мы вкладываем много сил и средств в модернизацию собственного производства и обучение персонала, всегда находимся в поиске чего-то нового, будь то новая коллекция одежды и обуви, или система организации работы на складе и в офисе. Отдельного внимания заслуживает корпоративное обучение — регулярно обучаем сотрудников новым приемам работы, организации труда, изучаем с ними вопросы охраны и безопасности труда. Сотрудники, в свою очередь, обучают заказчиков, чтобы на предприятиях соблюдались условия охраны и труда. 

Сотрудничаем мы как с крупными корпорациями федерального масштаба, так и компаниями среднего и малого бизнеса, а также работаем с розничными покупателями. Чтобы укрепить позицию на рынке, стараемся предложить полный комплекс услуг — изготовление одежды по спецзаказу, разработка фирменного стиля, нанесение логотипов, консультации по вопросам охраны труда, аренда спецодежды. Это позволяет нацелиться именно на долгосрочные отношения с клиентом. Кроме того, недавно мы начали предлагать новую услугу — обеспечение предприятий средствами индивидуальной защиты на условиях аутсорсинга — мы занимаемся подгонкой одежды по размеру, ремонтом и стиркой.


Наталья ГОРЮНОВА

Источник: «Деловой квартал»