Качество скажет само за себя. «Трубодеталь» укрепляет позиции на конкурентном рынке.

– Андрей Николаевич, по-видимому, прошедший год всерьез испытал на прочность ваше предприятие. Как вы справились с последствиями скачков валютных курсов, обвала нефтяных цен, введения секторальных санкций – словом, всех негативных событий, которые разом обрушились на экономику страны и затронули, в том числе, металлургическую отрасль?

– В нашей отрасли сложным можно назвать каждый период. Ежегодно мы сталкиваемся с новыми вызовами. На самом деле прошлый год был для нас вполне благоприятным. В целом мы нарастили объем произведенной продукции на 40% по сравнению с уровнем 2013 года. Выпустили 18 тыс. т изделий. Завершили поставку трубных узлов для компрессорной станции «Русская». В очередной раз вошли в число призеров конкурса «Сто лучших товаров России», а наши отводы для объектов атомной и тепловой энергетики удостоились звания «Новинка года». В течение года удалось реализовать ряд крупных проектов по модернизации производства. Мы обновили технический парк и смогли ускорить сроки поставки сырья на завод, что в конечном итоге позволило сократить сроки исполнения наших заказов. В ноябре заводу исполнилось 65 лет, и нам вдвойне приятно, что в юбилейный год мы показали неплохие производственные и финансовые результаты.

Лишь в конце года мы столкнулись с трудностями, связанными с падением курса рубля и другими экономическими проблемами. Пришлось несколько скорректировать прогнозные показатели на 2015 год. Но мы считаем, что при всех минусах кризис – это подходящее время для того, чтобы мобилизоваться. Именно в такие моменты нужно находить решения, направленные на существенное повышение эффективности производства, добиваясь увеличения производительности труда и сокращения затрат материальных ресурсов.

– Какие антикризисные меры предприняло руководство завода?

– Прежде всего, установили режим жесткой финансовой дисциплины, усилили экономию сырья и расходных материалов. В 2015 году делаем акцент на модернизацию оборудования, повышение его надежности и оптимизацию производственных процессов. Поскольку из-за снижения спроса объемы производства в этом году будут меньше, мы также ведем работу по оптимизации численности персонала. При этом наша принципиальная позиция состоит в том, что квалифицированные работники как основных, так и вспомогательных производств, безусловно, будут сохранены. Хотел бы особо подчеркнуть, что в условиях кризиса мы не снижаем уровень социальной ответственности и по-прежнему часть прибыли направляем на корпоративные программы для сотрудников. В рамках благотворитель-ной политики, в которую вовлечены все предприятия Объединенной металлургической компании, проводим конкурс «ОМК-Партнерство» с участием работников завода, некоммерческих организаций и государственных учреждений.

– Что делается для сохранения объема продаж продукции, а возможно, и для расширения сбыта?

– Наши традиционные клиенты – российские компании топливно-энергетического комплекса, которые строят магистральные трубопроводы для про-качки нефти и газа как в европейском, так и в азиатском направлении. И хотя нефтегазовая промышленность – это стабильный и весьма прибыльный рыночный сегмент, мы стараемся диверсифицировать производство, расширяя выпуск продукции для других отраслей экономики. Имея лицензию Ростехнадзора на поставку соединительных деталей трубопроводов для атомной энергетики, мы активно работаем с подразделениями корпорации «Росатом», поставляя продукцию для производственного объединения «Маяк», Белоярской АЭС (Свердловская область) и других предприятий отрасли. Планируем и дальше увеличивать объемы производства продукции для атомной и тепловой энергетики.

В развитии продуктовой линейки мы идем двумя путями. Во-первых, взаимодействуем с традиционными потребителями. При этом совершенствуем продукцию с тем, чтобы соответствовать их возрастающим требованиям. Во-вторых, ищем выходы на иные рыночные сегменты, что предполагает освоение принципиально новых для нас изделий с учетом современных тенденций рынка.

Создавать и осваивать новые виды продукции помогает организованный в прошлом году инженерно-технологический центр (ИТЦ) ОМК, который структурно входит в состав дивизиона соединительных деталей трубопроводов и трубопроводной арматуры (кроме «Трубодетали» в этом дивизионе представлен Благовещенский арматурный завод). Этот центр, расположенный в Уфе, уже второй в ОМК. Ранее аналогичное инженерно-технологическое подразделение появилось на базе Выксунского металлургического завода. Задача ИТЦ – разрабатывать и внедрять в производство новые виды продукции для освоения нефтяных и газовых месторождений, в том числе в рамках программы по импортозамещению.

– Есть ли среди продукции, выпускаемой вашим предприятием, такая, которую можно безоговорочно отнести к инновационной?

– В нашей продуктовой линейке постоянно появляются позиции, которые можно считать инновационными. К ним, безусловно, относятся изделия, рассчитанные на высокие давления. Мы одними из первых успешно освоили такие продукты для компрессорных станций проекта «Южный поток». В качестве другого примера назову также изделия с полиуретановым теплоизоляционным покрытием и с эффектом подогрева (так называемый «скин-эффект»).

– Как «Трубодеталь» выглядит на фоне предприятий-конкурентов?

– Конкуренция в нашей отрасли очень высокая и усиливается с каждым годом, потому что ежегодно открываются новые предприятия такого же профиля. Конкурентов много, но не все из них добросовестные, из-за этого на рынок выбрасывается много низкокачественной продукции и откровенных подделок.

На этом фоне наше главное конкурентное преимущество – стабильно высокое качество продукции «Трубодеталь». За весь минувший год к нам не поступило ни одной претензии от заказчиков по вопросу соблюдения технических условий. И второе наше преимущество – широчайший номенклатурный ряд выпускаемых изделий. Достаточно сказать, что «Трубодеталь» – единственное российское предприятие, которое смогло в рекордно короткий срок освоить выпуск деталей для оборудования трубопроводов, рассчитанных на особо высокое давление – 28,5 мегапаскалей.

С 2009 года ОМК вложила в развитие нашего предприятия более 3 млрд руб., за это время были введены в эксплуатацию несколько новых производственных участков. Мы неукоснительно следуем политике в области качества, принятой в ОМК, причем это касается не только основного и вспомогательного производства, но и всех процессов, сопутствующих им.

– Вы рассматриваете внешние рынки в качестве перспективного направления продаж? Какие регионы привлекают ваше внимание?

– Для расширения присутствия на зарубежных рынках мы обращаемся в соответствующие организации, где наша продукция проходит аттестацию по различным международным стандартам. В прошлом году мы получили сертификат соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества. Этот документ позволяет нам работать с заказчиками в Белоруссии и Казахстане. Мы уже производим поставки в страны ЕАЭС.

– Предусматривает ли стратегия развития предприятия расширение присутствия на российском рынке?

– Сегодня доля «Трубодетали» на рынке соединительных деталей трубопроводов составляет 20%. Основные направления стратегии предусматривают расширение присутствия в нефтегазовых проектах, освоение новых рынков и продуктов, в том числе в кооперации с другим предприятием нашего дивизиона – Благовещенским арматурным заводом.

Интервью подготовил Юрий Адно


Источник: журнал «Металлы Евразии», №2, 2015 год