Интервью с И.Л. Ворониным: «Сейчас у нас в планах прежде всего – модернизация литейного производства и запуск новых линий»

Как создать дивизион

Благовещенский арматурный завод отметил круглую дату – ровно год с момента вхождения в состав дивизиона соединительных деталей трубопроводов и трубопроводной арматуры (СДТ и ТПА) ЗАО «ОМК». На вопросы ПТА Armtorg.ru и журнала Вестник Арматурщика о рынке, производстве и планах на 2014 год сегодня отвечает директор Дивизиона соединительных деталей трубопроводов и трубопроводной арматуры Игорь Леонидович Воронин:

ARMTORG: Здравствуйте, Игорь Леонидович! Расскажите, что сегодня представляет собой Объединенная металлургическая компания, какие предприятия в нее входят

И.В.: Здравствуйте, в состав ОМК входят семь крупных металлургических предприятий. Это Выксунский металлургический завод и Литейно-прокатный комплекс в Нижегородской области, Альметьевский трубный завод в Республике Татарстан, завод «Трубодеталь», находящийся в Челябинской области, Благовещенский арматурный завод (ОАО «БАЗ») в Республике Башкортостан, Чусовской металлургический завод в Пермском крае, завод OMK Tube в штате Техас на юге США. Основная производственная площадка ОМК находится городе Выкса Нижегородской области, где расположены два больших металлургических предприятия. В составе Выксунского металлургического завода имеется самый мощный в России комплекс по производству труб большого диаметра и самый мощный в Европе комплекс по выпуску цельнокатаных железнодорожных колес. Там работает стан-5000 по производству широкого стального листа для труб большого диметра. Рядом с Выксой расположено еще одно предприятие ОМК - Литейно-прокатный комплекс (ЛПК), выпускающий сталь и листовой прокат, который используется также для выпуска труб. Большие перспективы у чусовской площадки ОМК. С использованием инфраструктуры Чусовского метзавода (ЧМЗ) в городе начато строительство трубно-сталеплавильного комплекса. Это крупнейший инвестпроект в российской металлургии сегодня с объемом вложений около 60 млрд рублей. Комплекс будет производить из собственной стали особо прочные бесшовные трубы для строительства нефтегазовых месторождений. Кроме того, ЧМЗ остается крупнейшим производителем автомобильных рессор в Европе. С 2012 года ОМК перешла на дивизиональную структуру управления, при внедрении которой многие функции переданы от управляющей компании на места. Благовещенский арматурный завод, как и «Трубодеталь», вошел в дивизион соединительных деталей трубопроводов и трубопроводной арматуры. БАЗ работает в составе ОМК с начала 2013 года, сейчас продолжается процесс его интеграции в структуру компании. Это изменение структуры предприятия, переход на единые стандарты, принятые в компании, формирование бюджета. Завод переводится на единую систему снабжения, управления, сбыта, отчетности.

ARMTORG: С вхождением в ОМК изменилась ли система сбыта и дилерская политика Благовещенского арматурного завода?

И.В.: Система сбыта на заводе не претерпевает кардинальных изменений. В Москве с крупными клиентами работают сотрудники нашего дивизиона. Успешно функционирует управление по продажам и на самом заводе. Также продукция реализуется через официальных представителей, консигнационные склады и по прямым договорам. Мы провели оценку работы заводских дилеров и сохранили партнерские отношения почти со всеми, кроме тех, кто не справлялся с поставками и продавал маленькие объемы продукции, это всего пара компаний. В дальнейшем мы планируем развивать дилерскую сеть. Но предприятия, которые станут нашими дилерами в регионах, пройдут серьезный отбор.

ARMTORG: Что уже сделано на Благовещенском арматурном заводе с момента его интеграции в ОМК? Какие результаты уже достигнуты?

И.В.: Была осуществлена смена руководства, изменились подходы к организации всех процессов на заводе. Перед нами стояла задача сохранить объемы продаж продукции, запланированные в начале 2013 года, и нам удалось это сделать. Мы сохранили и клиентскую базу, всех основных заказчиков, которые работали с заводом. Кроме того, утверждена и реализуется инвестиционная программа, направленная на развитие продуктовой линейки БАЗа. Мы пересмотрели программу освоения новых видов продуктов и собираемся освоить ряд новых видов арматуры. Например, в ноябре прошлого года на предприятии был изготовлен опытный образец задвижки шиберной DN 65 PN 21 Мпа. В начале этого года прошел испытания экспериментальный экземпляр арматуры фонтанной АФК 65х21 диаметром стволового прохода и отводов 65 мм на давление 21 МПа, предназначенной для распределения и регулирования потоков нефтегазовой продукции из скважины. Техническая документация уже имеется, на данный момент готовится получение подтверждения ее соответствия техническому регламенту Таможенного союза. Также на заводе проделана большая работа для повышения качества производимой арматуры, утверждена отдельная программа повышения качества. В течение этого года мы планируем значительно расширить диапазон выпускаемых типоразмеров.

ARMTORG: Каким образом вы согласовываете технические условия по выпуску арматуры? Как проходит конструкторская деятельность?

И.В.: Технические условия разрабатываем сами и обязательно согласовываем с заказчиками и профильными институтами. К выпуску новой продукции подходим разными путями: часть делаем своими силами, часто привлекаем к сотрудничеству конструкторские и исследовательские организации, которые могут разработать новое изделие и помочь нам его освоить, либо нанимаем специалистов с рынка, которые приходят к нам уже со знанием, как производить нужную продукцию лучше и быстрее. У нас есть давние связи со всеми организациями, работающими на рынке. В частности, успешно сотрудничаем с научно-производственной фирмой «Центральное конструкторское бюро арматуростроения». В 2012 году мы с ними на «Трубодетали» успешно изготовили и провели все испытания штампосварного корпуса шиберной задвижки.

ARMTORG: Каков на предприятии инженерно-технический состав, специалисты-проектанты?

И.В.: На БАЗе сильные конструкторско-технические отделы. На предприятии практикуется набор специалистов из местных институтов, причем их подготовка для работы на заводе начинается заранее - с третьего-четвертого курса. Плюс привлекаются высококвалифицированные специалисты из других компаний. Во многом именно благодаря людям БАЗ сегодня – одно из ведущих предприятий в отрасли.

ARMTORG: Нефтяники - основные потребители вашей продукции. А планируете ли вы работать с представителями других отраслей?

И.В.: Не только нефтегазовые компании предпочитают нашу продукцию. Сейчас мы начали работать и с энергетиками. Аттестовались, в том числе, и для «Росатома» – в прошлом году получили лицензию на производство соединительных деталей трубопроводов для АЭС, в данное время получаем вторую лицензию на конструирование для АЭС. Ведем подготовку к лицензированию продукции БАЗа для атомных станций.

ARMTORG: Сотрудничаете ли вы с теплоэнергетическими институтами, и инжиниринговыи фирмами, как ОРГРЭС?

И.В.: Институтов, с которыми мы работаем, около 150. Сферы их деятельности различны: нефть, газ, энергетика. Каждый месяц наши технические специалисты выезжают туда на 2-3 дня, обсуждают актуальные вопросы. Также мы проводим конференции, на которые приглашаются проектировщики и заказчики. Там мы рассказываем о том, что сделали в плане улучшения качества продукции, расширения ассортимента, обсуждаем перспективные разработки, собираем пожелания или критику от наших партнеров. На основании этого строим планы по разработке новых видов продукции, НИОКР, совместным научно-техническим программам (например, с «Газпромом»). С рядом нефтяных компаний, например, проводим байпасные испытания наших изделий.

ARMTORG: Сегодня существует острая потребность в тройниках на высокие давления, толстостенных отводах. Это узкоспециализированный сегмент продукции. Какие марки стали и какие диаметры у вас сегодня представлены?

И.В.: «Трубодеталь» производит несколько видов отводов, у нас освоено четыре технологии их изготовления. В дополнение к имеющемуся оборудованию мы в 2012 году приобрели новый стан немецкой фирмы AWS Schäfer, который может гнуть трубы диаметром от 57 до 1420 мм. Это современный мощный стан, обрабатывающий широкую линейку диаметров. Марки стали – низколегированные, нержавеющие, жаропрочные.

ARMTORG: По нашей информации, на конкурирующем заводе «Трубостан», проходили проверку и гнули, если не ошибаюсь, 1200 трубы со стенкой 40 мм. Может ли «Трубодеталь» изготовлять подобные гибы?

И.В.: У нас безусловно есть возможность изготавливать отводы из труб такого диаметра и стенки. Для «Трубодетали» это совершенно стандартная продукция. В целом мы можем согнуть трубу до условного прохода 1400 мм со стенкой до 100 мм, а трубы условным проходом 1200 мм – до стенки 72 мм, но таких труб просто пока нет.

ARMTORG: В последнее время нефтехимические компании закупают очень много иностранного оборудования. Соответственно, появляется потребность в таких деталях, как отводы 17 375 по ГОСТу дюймого ряда из специальных марок сталей. В России они в большом дефиците. Ведет ли «Трубодеталь» какие-то разработки в этом направлении?

И.В.: Это вопрос маркетинга, все зависит от необходимых объемов выпуска. Если поймем, что такие отводы будут стабильно реализовываться на рынке, то нам лишь нужно будет заказать оснастку, так как оборудование для их производства у нас есть. Чтобы изготавливать подобные детали, мы специально приобрели пресс холодного проталкивания. Сейчас как раз проходит его опытная эксплуатация - выпущено несколько партий товарной продукции. На этом прессе можно производить даже по одной детали за раз. Среди освоенной продукции у нас есть дюймовый ряд штампосварных деталей, например, 1067, 812, 508, 406 мм. Мы участвуем в проектах, где используется импортное оборудование дюймового ряда – запорная арматура, агрегаты, создающие давление. Мы ориентируемся на тенденции и делаем детали дюймового ряда для тех сегментов рынка, где это требуется. А также мы проходим аттестацию своих деталей на соответствие зарубежным стандартам.

ARMTORG: Участвуете ли вы в программе импортозамещения?

И.В.: Совместно с «Газпромом» мы реализуем научно-техническую программу, в рамках которой изготавливаем и поставляем детали взамен импортных. Последний опыт – изготовление продукции для компрессорной станции «Русская» проекта «Южный коридор».

ARMTORG: Были ли идеи в литейной промышленности сделать замену сталям по зарубежным стандартам?

И.В.: Сейчас у нас в планах – модернизация литейного производства, запуск новых линий. Есть старая разливочная линия, на которой используются песчаные формы и горячетвердеющие смеси. Ее мы, скорее всего, будем полностью останавливать и переходить на более качественные и экологичные технологии. Кроме того, нужно наладить и довести до ума японскую линию вакуумно-пленочного литья. Сейчас требования заводов к качеству повышаются, нам нужно им соответствовать. В прошлом году на Благовещенском арматурном заводе началась реализация новых инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций в 600 млн рублей. Они включают приобретение, монтаж и запуск нового оборудования и направлены на повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции.

ARMTORG: Каким образом вы защищаете продукцию от подделок? Как можно определить подлинность вашей продукции?

И.В.: На «Трубодетали» с 2011 года введены паспорта на специальной бумаге Гознака с идентификационным номером и шестью степенями защиты. С 2011 года только однажды была выявлена попытка подделать такой паспорт. Никакой маркировки от руки через трафарет на наших изделиях не производится, все делается автоматическими маркираторами. Образец паспорта на продукцию вы можете увидеть на нашем сайте. Проконсультироваться по вопросам подлинности нашей продукции, проверить подлинность паспортов можно в отделе по техническому контролю завода, ответ будет дан в день обращения. Маркировка БАЗа приводится в порядок. У всех предприятий, входящих в ОМК, общий фирменный стиль и товарный знак. В этом году мы начинаем маркировать им изделия благовещенских арматурщиков. В течение трех лет старый и новый товарные знаки БАЗа будут равнозначными. А с 2017 года единственно верным будет считаться новый. Будут введены и новые паспорта на бланках Гознака с высокой степенью защиты. С того момента новую арматуру со старой маркировкой, которую вам будут предлагать, можно считать подделкой. Исключение будет только в тех случаях, когда изделия будут грузиться напрямую с завода из остатков продукции со старым товарным знаком.

ARMTORG: Спасибо большое за беседу! В заключение – ваши пожелания коллективу и партнерам.

И.В.: Прежде всего, хочется пожелать нашему коллективу – новых и стабильных заказов. Клиентам и коллегам-производителям я тоже желаю стабильности в это неспокойное время, хороших заказов и новых проектов.


Источник: портал трубопроводной арматуры Armtorg.ru