Интервью И.Л. Воронина: «На фоне конкурентов мы выглядим выигрышно»

Как выстроить эффективную стратегию развития предприятия на конкурентном рынке? Какие принципы помогают в управлении производством современному руководителю? За счет чего можно обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции? Об этом идет речь в интервью с исполнительным директором ОАО «Трубодеталь» Игорем Ворониным.

— Что, на ваш взгляд, определяет динамичный рост компании?

— Мы работаем прежде всего на рынке нефти и газа. Львиная доля заказов приходит к нам из этих отраслей. Как известно, до последнего времени наблюдался значительный рост строительства новых нефтегазовых объектов, повышение уровня потребления данных природных ресурсов. И мы заранее к этому готовились. Провели модернизацию оборудования на всем предприятии, увеличили имеющиеся мощности, приняли правильные и взвешенные стратегические решения.

— За счет чего предприятию удалось сохранить положительную динамику?

— Прежде всего за счет правильно выбранной концепции развития. Мы сумели вовремя составить прогноз новых требований к нашей продукции со стороны заказчиков. Сумели предвидеть повышение спроса на нашу продукцию, связанное с началом активного строительства новых трубопроводных объектов — например, северного европейского газопровода, газопровода «Бованенково — Ухта», а также ряда проектов, связанных с ОАО «АК» «Транснефть», и реконструкцией старых трубопроводов.

Изучив списки крупных проектов, составленные нашими основными заказчиками, мы сформировали стратегическую программу развития на пять лет. В рамках этой программы и реализовывались различные проекты, которые позволили увеличить производственные показатели.

При этом главную роль сыграли проекты по освоению новых видов продукции (НВП). Основной акцент мы сделали на разработку продукции, связанной с северными проектами: деталей, используемых при низких температурах, а также толстостенных соединительных деталей, предназначенных для газопроводов с высоким давлением. Кроме того, мы втрое увеличили мощности по изготовлению монтажных узлов. Все это привело в конечном счете к созданию новых производственных площадей и увеличению числа рабочих мест. Численность работников завода за это время увеличилась вдвое.

— Какие проекты, реализованные в 2011–2012 годах, позволили достичь таких результатов?

— Некоторые из них я только что назвал: увеличение мощностей по производству монтажных узлов, создание участка по изготовлению соединительных деталей трубопроводов (СДТ), рассчитанных на высокие давления. Кроме того, нами был приобретен уникальный стан для изготовления отводов гнутых при помощи токов высокой частоты, сформирован участок по нанесению на соединительные детали трубопроводов термоизоляции (пенополиуретановой оболочки). Помимо этого, мы увеличили мощност сварочного производства, механическо обработки и многое другое…

— Участвует ли «Трубодеталь» в крупных российских инфраструктурных проектах?

— Конечно. Мы участвуем во всех крупных проектах, инициаторами которых явились ОАО «Газпром» и ОАО «АК «Транснефть».

— Какие новые направления осваивало предприятие в 2012 году?

— Уже упоминалось производство соединительных деталей на высокие давления. Работа в этом направлении ведется у нас очень активно и давно. В настоящее время мы готовимся к вхождению со своей продукцией в атомную промышленность. И уже сделан первый шаг в этом направлении: в 2011 году мы получили лицензию на изготовление СДТ для нужд атомной энергетики. Кроме того, нами ведутся работы по созданию новых видов соединительных деталей, которые отвечали бы требованиям такой сферы, как теплоэнергетика. Также мы ведем работу по расширению производства трубных и опорных конструкций.

— Придерживаетесь ли вы консервативных принципов управления или у вас есть собственные методы?

— Интересный вопрос… Какие принципы следует считать консервативными, а какие инновационными? Каких-то кардинально отличающихся от общепринятых принципов нет. Просто необходимо принимать взвешенные решения на основании разумных доводов. И не делать поспешных шагов, о которых потом придется сожалеть….

— На чем вы акцентируете внимание при управлении предприятием в первую очередь?

— Думаю, что в данном вопросе не должно быть приоритетов. Важно все: обучение персонала, подготовка резервов, создание команды, подбор квалифицированных кадров, выстраивание новых технологий, повышение качества продукции, выполнение заказов в срок. Кроме того, сейчас для потребителя самое важное — это сокращение времени между размещением заказа и его реализацией.

— Прислушиваетесь ли к советам коллег или подчиненных?

— Всегда прислушиваюсь к советам. Чтобы принять взвешенное решение, необходимо знать мнения различных сотрудников: и производственников, и технических работников, и других специалистов. Не должно быть авторитарных методов управления. Но если нужно принять решение, то я его приму.

— Следите за конкурентами?

— Да. Отслеживаем постоянно. Производится мониторинг рынка; всех своих конкурентов хорошо знаем, имеем представление о производственной ситуации на их предприятиях. Кто как развивается, куда идет. Без этого нельзя, потому что и свои планы мы строим исходя из того, как ведут себя на рынке наши конкуренты.

— За счет чего предприятию удается успешно конкурировать в непростой рыночной ситуации?

— Нужно признать, что в последние годы у нас появилось достаточно много соперников, и с каждым годом конкуренция становится все острее. Чтобы занимать какие-то лидирующие позиции в новой рыночной ситуации, нужно предпринимать достаточно серьезные усилия. Поэтому и «Трубодеталь» не стоит на месте. Мы стараемся развиваться во всех секторах: по многим позициям улучшаем качество продукции, расширяем ассортимент — реализуется более 10 проектов по новым видам продукции, что позволяет нам претендовать на новые рынки. Этому в том числе помогла модернизация производства, которая закончилась, прямо скажем, вовремя: как раз к моменту запуска новых больших проектов. Располагая новым, в некоторых случаях — уникальным для России оборудованием, выпуская новые виды продукции — некоторые из них может предложить только наше предприятие, «Трубодеталь» выглядит на фоне конкурентов достаточно выигрышно. А если к этому добавить профессиональный, слаженный коллектив и авторитет, которым завод сегодня пользуется у своих партнеров, можно сказать, что интерес сохраняется. Так что уверенность в будущем завода есть.

— Как вы мотивируете команду?

— У нас на предприятии выстроена четкая система как материального, так и нематериального стимулирования. Если говорить о материальном стимулировании, то все завязано на цели компании и стратегическую программу. При этом существует и некая внутрикорпоративная культура, позволяющая реализовывать в том числе и нематериальное стимулирование персонала. Это и различные корпоративные мероприятия, и реализация социальных проектов. Мы используем разнообразные методы мотивации.

— Что мотивирует лично вас на достижение высоких результатов?

— Наверно, любой руководитель, который отвечает за предприятие, за людей, просто обязан, не считаясь со своим личным временем, работать столько, сколько необходимо для дела. И насколько хватает сил. Особенно если в твои обязанности входит такой широкий круг задач.

Мне очень нравится моя работа, наш завод. У нас очень интересная продукция, есть куда развиваться, есть чем удивлять заказчиков. Думать о совершенствовании предприятия, о новых рынках сбыта продукции — это процесс творческий и приятный. Ну и, конечно, хочется, чтобы люди, давая оценку моей деятельности, говорили, что я работал не зря… Вот, в принципе, это и стимулирует к работе.

Стараюсь разнообразить и поддерживать очень активный ритм. Ну а что касается отдыха, я не могу представить себя лежащего целый день на диване или на пляже. Люблю путешествия и активный отдых


Источник: журнал «Генеральный директор. Управление промышленным предприятием» №4 от 28.05.2013