Юбилейный фестиваль «Выкса | Арт-Овраг» порадовал мировыми премьерами от именитых художников и жителей Выксы

На фото премьера музыкально-пространственного перформанса «Триоратория»
Скачать фото с первого уикенда Выкса-фестиваля

Первый уикенд Х юбилейного фестиваля «Выкса | Арт-Овраг» состоялся в Нижегородской области 27-29 августа, представив широкой публике результаты сотворчества российских и зарубежных художников, музыкантов и режиссеров с моногородом Выксой и его жителями. Такую возможность самовыражения выксунцам подарили организаторы фестиваля — благотворительный фонд «ОМК-Участие» и Объединенная металлургическая компания (ОМК).

Творческими партнерами горожан стали известный фотограф-бытописатель Дмитрий Марков, классик современной академической музыки Владимир Мартынов, молодой композитор Дмитрий Баженов, режиссер Андрей Маник, актриса и режиссер Алина Насибуллана, писательница Людмила Петрушевская*, актрисы Ирина Пегова и Роза Хайруллина, группы Zventa Sventana и АИГЕЛ, журналистка Мари Армас и многие другие. Программа уикенда, открывающего город-фестиваль, представила зрителям несколько мировых премьер: музыкально-пространственный перформанс «Триоратория»**, иммерсивный спектакль «Карамзин. Театр в деревне»*** и проект «Пустой пьедестал» Чарльза Ренфро****. Жители и гости фестиваля также смогли стать участниками трех променад-спектаклей, которые помогли раскрыть Выксу с новой стороны: не только через ее историю и памятные места, но и через быт местных жителей, местную кухню, историю выксунских прудов. Кроме этого, фестиваль порадовал премьерой спектакля «Он в Аргентине» и открытием первой настенной росписи в городе, сделанной по проекту детей, выставками Дмитрия Маркова и Людмилы Петрушевской и премьерой совместного трека Zventa Sventana и АИГЕЛ.

В подготовке событий фестиваля участвовали жители Выксы. Например, в шоу «Упсала-цирка» из Санкт-Петербурга вместе с профессиональными артистами выступили 40 выксунцев — спортсмены, байкеры, стритрейсеры, кузнецы, рэперы и участники хора ветеранов. Они соединили в своем шоу акробатику, кик-скутинг, трюки на BMX, автотюнинг, музыкальные биты и брейк-данс.

Спортивная программа фестиваля «Выкса | Арт-Овраг» была представлена не только привычными для горожан видами спорта, такими как ВМХ и скейтбординг, но и новыми проектами и дисциплинами — SUP-бординг и кик-скутер. Программа первого уик-энда была посвящена знакомству горожан с SUP-культурой во всех ее популярных проявлениях: от йоги и гонок на SUP-досках до SUP-экспедиции по Выксунским прудам. Одним из центральных событий спортивной программы фестиваля стал масштабный забег в рамках открытия трассы parkrun в городе Выксе. Для всех любителей скейтбординга, bmx и кик-скутеров прошли профессиональные соревнования, мастер-классы и живое общение с атлетами.

Важно, что в этом году в программе «Выкса | Арт-Овраг» были инклюзивные мероприятия, т.е. доступные для гостей с инвалидностью, в том числе детей. Это краеведческий променад-спектакль, цирковой и театральный перформансы, музыкальные события и мероприятия детской программы. Благодаря проекту фонда «ОМК-Участие» по социализации людей с инвалидностью «Выкса. Доступ есть» особое место в программе фестиваля заняли мероприятия с тифлокомментированием и переводом на русский жестовый язык.

«И выксунцы, и люди, приехавшие из других городов, остались этим фестивалем удивлены. Горожане — тем, что именно их таланты встали во главу угла. Гости – Выксой, где творится первоклассная новая культура. Удивление — очень важная энергия. Все эти три дня в городе было ощущение драйва, веселья, единения. Большинство людей, которых я встречал, опасались, что не успеют увидеть что-то из программы. Это ровно те чувства, которые мы с командой мечтали вызвать у гостей фестиваля», — рассказал директор Выкса-фестиваля Федор Павлов-Андреевич.

«Программа этого года построена на сотрудничестве выксунцев и наиболее ярких деятелей новой культуры, она открывает возможности для творчества и образования. Мы создаем в Выксе сообщество горожан, которые вместе с нами меняют город к лучшему», — отметила создатель фестиваля, председатель попечительского совета фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых.

Второй уикенд фестиваля состоится 24–26 сентября 2021.
Все обновления программы оперативно появляются на сайте фестиваля.
Там же можно приобрести фестивальный пасс. 

СПРАВКА:

* Сезон Людмилы Петрушевской в Выксе
Результатами резиденция живого классика современной литературы Людмилы Петрушевской в Выксе стали спектакли «Он в Аргентине» и «Карамзин. Театр в деревне», студия акварели «Мания розы», «Кабаре Поросенка Петра» и выставка ахиней «До завтра пять дней», где выксунцы и гости фестиваля увидели иллюстрации к знаменитым лингвистическим сказкам Петрушевской «Пуськи бятые», оригинальные комиксы о собаке Замурзике и ее семье, объявления «Ахинеи», а также поэму в картинках «По, Ли, Бо и Кюи».

** «Триоратория»
Музыкально-пространственный проект представляет из себя выступление нескольких хоров: возрожденного к фестивалю большого выксунского хора, московского «Хроноса» Евгения Скурата и выксунского детского хора.

Каждая из трех ораторий написана под впечатлением от архитектурных объектов. Первое произведение – мотет Nuper rosarum flores средневекового бельгийского композитора Гийома Дюфаи, написанный к торжественной церемонии освящения нового флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Вторая оратория «Без названия» создана классиком русской музыки Владимиром Мартыновым как ответ Дюфаи — под впечатлением от Шуховской башни. Третье произведение – пьеса «Из понятного». Ее написал композитор и математик Дмитрий Баженов. Она связана с впечатлениями автора от чертежей архитектора Чарльза Ренфро к его работе «Пустой пьедестал»,  созданной специально к фестивалю на Красной площади Выксы.

Акапельное пение выксунского хора усилили идиофоны — редкие инструменты, изготовленные из стали выксунского завода ОМК под руководством исследователя современной музыки Петра Айду. В его интерпретации металлический голос завода звучит на спроектированных специально для проекта акустических инструментах.

Художником и режиссером «Триоратории» выступила Катя Бочавар, хормейстером Андрей Котов, автор идеи — историк музыки Ксения Ануфриева.

*** Иммерсивный спектакль «Карамзин. Театр в деревне»
Спектакль по роману Людмилы Петрушевской «Карамзин. Деревенский дневник». Его поставили выпускница Мастерской Брусникина Алина Насибуллина и выпускница Мастерской Дмитрия Крымова Аня Гребенникова, пригласив в качестве актеров выксунских подростков, в том числе из социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Зрители тоже стали непосредственными участниками спектакля. Площадка и главный герой — дворец культуры поселка Досчатое, построенный в 1953 году. Неоклассицистическая легенда, здание-харизматик, в котором менялись судьбы и спасались жизни.

**** Открытие «Пустого пьедестала» Чарльза Ренфро
По приглашению Выкса-фестиваля гуру мировой архитектуры Чарльз Ренфро установил на выксунской Красной площади свой «Пустой пьедестал». Его проект — отправная точка для серии резиденций современных художников со всего мира. Ренфро вдохновлялся наследием Владимира Шухова, который разработал и первые российские нефтепроводы. Поэтому внешне пьедестал представляет собой раскрученную гигантскую стальную трубу. Помогли разработать и изготовить пьедестал сотрудники выксунского завода ОМК.

Открытие «Пустого пьедестала» сопровождал сводный детский хор Выксы, исполнив премьеру хорового произведения молодого композитора Дмитрия Баженова, написанного по чертежам Ренфро к «Пустому пьедесталу».

pdf Скачать