Кто формирует цены на колесные пары

Алексей Долгов, директор по продажам железнодорожных колёс АО «Выксунский металлургический завод» (ВМЗ)

– Федеральная антимонопольная служба РФ в начале июня в своём пресс-релизе сообщила, что ВМЗ разрывает в одностороннем порядке долгосрочные контракты с покупателями цельнокатаных колёс. В чём заключаются претензии ФАС к компании?
– Основные производители железнодорожных колёс и ситуация на рынке находятся в фокусе внимания антимонопольной службы. В частности, с октября 2018 года ФАС России мониторит цены на цельнокатаные колёса ВМЗ и АО «Евраз НТМК». Как следует из комментариев антимонопольного ведомства, рост цен на любую продукцию доминирующего субъекта в случае, если он вызван объективными, не зависящими от занимающей монопольное положение компании факторами, не может являться монопольным ценообразованием. ФАС также ведёт мониторинг ситуации на рынке железнодорожных колёс в связи с дисбалансом спроса и предложения.

– Случаи разрыва долгосрочных договоров, заключённых по ценам ниже текущих, имели место?
– Все долгосрочные соглашения исполняются. Есть только два случая, когда договоры с контрагентами были прекращены. Один контрагент – вагоноремонтное предприятие, второй – вагоностроительный завод. Связано это с неисполнением покупателями условий платежа по договору. В данной ситуации мы руководствовались исключительно действующим законодательством. Но отказ от долгосрочного договора не отразился на поставках им, они продолжаются в адрес обоих клиентов, но идут на более жёстких условиях оплаты. Параллельно ведутся переговоры с целью определения новых условий в интересах обеих сторон.

– Как изменились рыночные цены на колёса после заключения «длинных» контрактов с клиентами трёх-, пятилетней давности?
– ВМЗ около 99% от объёма выпущенных колёс продаёт по долгосрочным и рамочным контрактам. Это соответствует условиям подписанных соглашений. Средняя цена по ним в мае 2019 года была менее 50 тыс. руб. за диск. Однако ажиотажный спрос породил дефицит и создал условия для развития вторичного рынка колёс, где они перепродаются вдвое дороже цены производителей.
Формирование колёсных пар СОНК (старая ось – новые колёса) производится на вагоноремонтных предприятиях, а также в специализированных вагонно-колёсных мастерских. Все они имеют контракты на поставку СОНК операторам и контракты на поставку колёс от производителей. Они же формируют цену на колёсные пары СОНК, ориентируясь на рыночный спрос на них в моменте. Некоторые потребители, которые получили доступ к дефицитному товару, используют рыночную ситуацию, повышая цены на пары. К примеру, в конце 2016 года цена пары новых колёс, поставляемых ВМЗ по долгосрочному контракту, в цене СОНК составляла 42,5 тыс. руб., при этом цена самого комплекта СОНК составляла тогда 68 тыс. руб. В мае 2019 года цена СОНК перешагнула цену уже в 230 тыс. руб., в которой в среднем цена двух новых колёс ВМЗ не превышает 100 тыс. руб. Таким образом, два колеса ВМЗ за этот период выросли в цене в среднем на 57 тыс. руб., а цена на саму колёсную пару выросла на 160 тыс. руб. При этом цена пары сильно опережала рост цен на диск как по времени, так и по размеру.
Потери участников рынка связаны с дисбалансом спроса и предложения. Скорее всего, отсутствие надлежащего планирования потребностей, отсутствие запаса колёс со стороны потребителей колёсных пар позволили и позволяют, например, ремонтным предприятиям продавать пары СОНК по высоким ценам, опережающим цены на колёса у производителей.
Источник:«Гудок»