ВМЗ - в автопробеге про Нижегородской области

Не только у человека бывает малая и большая родина, но и у автомобиля. Skoda Kodiaq - хороший тому пример. Большая родина у него, несомненно, Чехия. Там исторические корни, штаб-квартира и много чего еще, включая традиционное чешское искусство огранки хрусталя, которым постоянно вдохновляются дизайнеры марки. Ну а малая родина Kodiaq - это Нижний Новгород.

Ромодановский вокзал

Его начали строить в 1900 году для направления движения поездов Нижний Новгород - Казань. Возводить мост через Оку не стали, железнодорожные пути пустили вдоль берега. В 1974 году оползень перекрыл дорогу от станции Сыза до вокзала, а так как за пять лет до этого был построен железнодорожный мост через Оку, соединивший правобережные и левобережные железные дороги, то Ромодановский вокзал решили закрыть. Какое-то время в здании располагались подразделения Горьковской железной дороги, но, когда все организации съехали, величественная постройка постепенно стала приходить в упадок. Однако у этой истории все же хороший конец: в 2001 году Ромодановский вокзал выкупила компания "НоваКард" и восстановила согласно чертежам и старым фотографиям.

Продажи Skoda Kodiaq, произведенного на мощностях завода "Группы ГАЗ" в Нижнем Новгороде, стартовали как раз год назад - в апреле 2018-го. Преимущество локального производства в первую очередь в том, что для модели удалось расширить линейку двигателей, трансмиссий и комплектаций.
Благодаря этому российским покупателям стали доступны модификации с двигателем 1.4 TSI мощностью 125 л. с. в сочетании с шестиступенчатой механической коробкой передач, появилась возможность заказать автомобиль в базовой комплектации Active, а также приобрести переднеприводную версию внедорожника.
С появлением Skoda Kodiaq чешская марка начала осваивать новое для нее направление - сегмент внедорожников, в котором вслед за полноразмерной моделью были созданы более компактные Karoq и Kamiq. Владельцы же полноразмерного SUV от Skoda тоже могут осваивать новые для себя пространства - в любое время года и суток отправиться на Kodiaq в большое плавание. И малая родина в виде Нижнего и всей его разносторонней области - потрясающе интересное направление.

Ажурные пакгаузы на Стрелке

Это поистине новый архитектурный шедевр Нижнего Новгорода. Вернее, заново открытый. Самим складам бывшего речного порта больше 120 лет. Хотя изначально это были вовсе не склады, а часть павильонов 16-й Всероссийской промышленной и художественной выставки, которая проходила в Нижнем Новгороде летом 1896 года. Но и тут неточность - создавались эти конструкции для предыдущей, 15-й выставки, состоявшейся в Москве в 1882 году. Ажурные пакгаузы на Стрелке можно сравнить с парижской Эйфелевой башней, которая изначально тоже задумывалась как временное сооружение и служила входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. А сегодня это визитная достопримечательность французской столицы.
Кричащая башня

Можно спорить о том, какой город в России надо считать столицей уличного искусства. По нашему субъективному мнению, этот город - Нижний Новгород. И на наш выбор, несомненно, повлиял проект "Место", который и был организован для того, чтобы переосмысливать городскую среду и создавать новые уличные арт-объекты. Куратор фестиваля - художник Никита Nomerz. Его работы по праву можно назвать визитной карточкой Нижнего. Даже если вы никогда не интересовались стрит-артом, наверняка вам попадались в интернете фотографии его работы из серии "Живые стены", самая знаменитая из которых - "Большой брат", или "Кричащая башня". Будете неподалеку от Молитовского моста на берегу Оки - разыщите там эту постройку, часть заброшенной Куйбышевской водокачки.

Активный

В советское время, кто помнит, этот город был закрыт для иностранцев, даже экскурсионные теплоходы с зарубежными гостями проходили мимо живописного кремля ночью и без остановки. Открыли город для свободного посещения еще в начале девяностых, возможно, своего туристического апофеоза Нижний Новгород достиг во время проведения чемпионата мира по футболу, так как вошел в список городов, принимавших матчи. И надо признаться, было тем летом в городе людно и весело.
По большому счету, людно и весело может быть и в Skoda Kodiaq. Габариты позволяют - они, как говорится, находятся "в диапазоне значений, максимальных для сегмента компактных автомобилей": если ко всему подходить с линейкой - периметр машины составляет 4697 на 1882 миллиметра. Для дружной компании размером в пять человек хватит за глаза, и это не говоря о том, что в качестве опций покупателям доступен третий ряд сидений, где запас пространства перед коленями пассажиров составляет 104 миллиметра, то есть более чем достаточно.

Однако в дальнюю дорогу лучше взять с собой не пару лишних пассажиров - сколь бы компанейские они ни были. Лучше прихватить побольше полезных вещей - ведь их есть куда класть: объем багажника в зависимости от "населенности" второго ряда сидений варьируется от 635 до 1980 литров. И есть куда этот багаж применить со смыслом - в Нижегородской области полно вариантов, где можно живописно разбить палатку и затем найти занятия по интересу. Сплавиться по реке Пьяна, спуститься в Борнуковскую пещеру - рекомендуется, правда, делать это в составе группы и с проводником. Или заняться рыбалкой на лесных озерах неподалеку от поселка Фролищи. Любой активный вид отдыха доступен владельцу Skoda Kodiaq, недаром базовая комплектация внедорожника носит название Active. И в эту версию автомобиля локального производства уже входит трехспицевое кожаное рулевое колесо, передние сиденья с подогревом, задние светодиодные фонари, двухзонный климат-контроль и многофункциональный дисплей Maxi Dot.

Дом-коммуна "Культурная революция"

Нижний Новгород может гордиться своей исторической застройкой - Кремль, Нижегородская ярмарка, Государственный банк... Жаль, что в официальных путеводителях не упоминается такая выдающаяся постройка в стиле конструктивизма, как дом-коммуна "Культурная революция". Здание было построено в 1929-1932 годах согласно популярной в те годы идее создания нового, частично обобществленного быта. Оно состоит из нескольких корпусов, соединенных подвесными переходами на уровне второго и пятого этажей, и коммунальных блоков. Среди помещений общего пользования, которые были доступны всем жильцам, - столовая, душевые, библиотека, медпункт, зал для общих собраний. Этот дом был первым шестиэтажным зданием в Нижнем, и здесь был установлен первый в городе лифт.

Городская роспись

На территории Нижегородской области находится много интересных городов, которые стоит посетить. В их числе - Городец, одно из древнейших русских поселений на Средней Волге, основанное во второй половине XII века. Его сжигал Батый, здесь умер Александр Невский и родился наставник Андрея Рублева - старец Прохор с Городца. Но знаменит город стал благодаря народному художественному промыслу - городецкой росписи, которая не такая уж и древняя - существует с середины XIX века. А родилась эта роспись благодаря резным городецким прялкам: одни умельцы вырезали фигурки из дерева другой породы и вставляли в соответствующее по форме углубление, а другие - уже превращали эту поверхность в настоящую картину.

В Skoda Kodiaq может быть людно и весело. Габариты находятся "в диапазоне значений, максимальных для сегмента компактных автомобилей".

Амбициозный

Следующий уровень комплектации - Ambition, и здесь еще больше перекличек с Нижегородской областью, индустриализацию которой в 1930-е годы вполне можно назвать амбициозным проектом. Тогда здесь были построены крупные машиностроительные предприятия, в том числе и Горьковский автомобильный завод. В те времена город, переименованный в Горький, порой называли "русским Детройтом".
Комплектация Ambition в качестве базового оборудования предлагает такие важные для управления автомобилем системы, как контроль дистанции Front Assist, передние и задние датчики парковки, датчик света и дождя.

Вообще, упоминание об индустриализации наводит на тему технической начинки Skoda Kodiaq, которая именно благодаря локализации производства предлагает максимально возможный выбор параметров под самые разные запросы. Бензиновые двигатели 1.4 TSI и 2.0 TSI - это выбор мощности 125, 150. или 180 л. с., доступен также дизельный мотор 2.0 TDI мощностью 150 л. с. Из коробок передач - шестиступенчатая "механика", DSG-6 и DSG-7. Привод может быть как полным, так и передним.
Одна из полезных опций в автомобиле - функция выбора режима движения. Driving Mode Select для полноприводных версий предлагает режим Off-road, который включается одной кнопкой. Система управления двигателем и тормоза переходят на особый режим езды, помогающий автомобилю уверенно двигаться по пересеченной местности. А в нижегородской местности есть где не просто съехать с асфальта, а даже поплутать где-нибудь в Заволжской тайге.

Озеро Светлояр

Известно оно прежде всего благодаря легенде о затонувшем граде Китеже. Есть люди, которые до сих порт утверждают, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, раздающееся из-под вод озера Светлояр. Впрочем, это не единственная загадка "Русской Атлантиды". В первую очередь стоит сказать, что происхождение озера до сих пор однозначно не определено. Есть гипотезы о его ледниковом, карстовом, вулканическом, неотектоническом, солянокупольном и даже космическом происхождении. Последняя теория сегодня наиболее популярна, кроме того, метеоритное происхождение подтверждает ряд полевых исследований. В эту пользу свидетельствует и правильная форма водоема, его глубина, геологическая структура окружающих холмов и т.п.

Карстовые пещеры Ичалковского бора

Именно благодаря этим пещерам Ичалковскому бору был придан статус охраняемой природной территории. Уникальность ландшафта этой местности - многочисленные провалы, воронки разного размера, гроты, пещеры и скалы. Дно карстовых провалов часто усеяно глыбами доломитизированных известняков, а иногда дна и не видно - из-за того, что оно скрыто озером. Зачастую воронки так близко располагаются друг к другу, что разделяются только тонкими перемычками. Еще здесь много пещер, в некоторых даже летом так холодно, что вода в них покрыта льдом. Прохладный воздух летом и теплый - зимой создает в пещерах и гротах особые микроклиматические условия, что приводит к выравниванию летне-зимних температур.

Водопад на реке Кудьма

В нижегородской области есть свой водопад. Пусть и небольшой, но достаточно интересный, чтобы в хорошую погоду сюда приезжало много отдыхающих. Речь о водопаде на речке Кудьме в Кстовском районе недалеко от поселка с прекрасным экологическим названием Зеленый город. Это не природный, а рукотворный водопад. Точная история его создания неизвестна. Говорят, этот водопад - часть недостроенной малой ГЭС, подобной уже не эксплуатируемой Ичаалковской гидроэлектростаанции. Есть и другая версия, согласно которой Кудьму перегородили бетонными плитами для создания автомобильной переправы, надобность в которой вскоре отпала. На водопаде нужно быть осторожным - напор воды здесь сильный и легко может сбить человека с ног.

Техническая начинка Skoda Kodiaq благодаря локализации производства предлагает максимально возможный выбор параметров.

Стильный

К слову, режимы Driving Mode Select и Off-road для следующего уровня комплектации, Style, идут по умолчанию. Как и полностью светодиодная оптика, атмосферная светодиодная подсветка салона, камера заднего вида и передние противотуманные фары с системой освещения поворотов Corner, а также сиденье водителя с электроприводом и памятью настроек.
Разнообразие опций версии Style перекликается со стилевым разнообразием города, где производят Skoda Kodiaq. Здесь есть и потрясающей красоты каменный кремль начала XVI века, и прогрессивные здания в стиле конструктивизм 1930-годов, крупные промышленные предприятия и деревянная малоэтажная застройка... И кроме того, не будем забывать, что главными композиционными осями Нижнего Новгорода являются реки - Волга и Ока, которые пересекают девять больших мостов, и три из них - через Волгу. Будто специально по количеству лет гарантийного обслуживания произведенного в Нижнем Kodiaq! А через Оку - шесть мостов. Почти столько же, сколько предлагается цветов кузова на локально произведенный внедорожник Skoda. Их, правда, больше - семь. Отличный выбор для тех, кто покупает SUV не потому, что он "утилити", а потому, что большой и красивый. И немного медведь. Кадьяки, правда, водятся только на Аляске. Но в окрестностях Нижнего Новгорода наши бурые медведи чувствуют себя как дома. Желаем вам их не встретить во время своего вояжа. Ну, или если только посмотреть на них издалека.

Выксунский металлургический завод

Этот завод - градообразующее предприятие города Выкса, один из старейших центров российской металлургии, основан в 1757 году. Здесь хотят развивать туризм и потому разработали три экскурсионных маршрута: "Рождение труб большого диаметра", "Удивительные превращения стали" и "Мир горячих колес". Таким образом, в Выксе можно увидеть полный цикл стального проката и процесс изготовления труб "русского" размера, из которых строят магистральные газопроводы, например "Северный поток". Также здесь можно наблюдать, как делают колеса для железнодорожных составов и поездов метро. Еще одна особенность завода - на одном из его корпусов размещен самый большой мурал в мире. Монументальная роспись "Выкса 10 000" выполнена художником Мишей Most и занимает площадь 10 800 квадратных метров.

Шуховская башня на Оке

Все знают знаменитую Шуховскую башню на Шаболовке. Но не все знают, что сохранилась еще одна подобная башня, и расположена она чуть больше чем в десяти километрах от Дзержинска на берегу Оки. Это единственная в мире гиперболоидная многосекционная опора линии электропередачи, выполненная в виде несущей сетчатой оболочки. Ее высота - 128 метров. В конце 1920-х здесь были построены три пары многосекционных стальных гиперболоидных башен-опор. После изменения маршрута ЛЭП четыре башни, самые низкие из трех пар, демонтировали на металлолом. Две оставшиеся так и остались стоять, а в 1997 году они были признаны памятниками культурного наследия, охраняемыми государством. И тем не менее весной 2005 года одна из них была незаконно разрушена - разобрана на металлолом.

Мемориальный музей Чкалова

Чкаловская лестница - 560 ступеней - одна из самых узнаваемых достопримечательностей Нижнего Новгорода. К советскому летчику-испытателю она особого отношения не имеет, назвали ее так, потому что она начинается от смотровой площадки у памятника Чкалову. Другое дело - город Чкаловск, до 1937 года носивший название Василево, где и родился Валерий Павлович. Музей Чкалова представляет собой мемориальный дом, где представлены предметы быта, личные вещи, документы и фотографии одного из лучших летчиков 1930-х годов. А вот в павильоне-ангаре находятся уникальные самолеты. Среди них АНТ-25, на котором были совершены дальние беспосадочные перелеты на Дальний Восток и в США, истребители И-16 и И-17, а также личный самолет Чкалова ПО-2