Прикамские металлурги воспряли после затяжного кризиса

После нескольких «упадочных» лет пермские металлурги заявляют о начале «светлой полосы». За последние годы предприятия отрасли пережили множество пертурбаций: банкротство «Мотовилихи», отсечение от ЧМЗ «мартеновских» цехов и отказ от реализации проекта трубно-сталеплавильного комплекса, смены собственников и топ-менеджмента. Несмотря на то что и 2017 год был для металлургов непростым, они заявляют о положительной динамике: ЛМЗ после слияния с ММК увеличил выручку, ЧМЗ освоил производство рессор под новым брендом, «Мотовилихинские заводы» уменьшили убыток. В 2018 году представители отрасли также ожидают «умеренных улучшений».

Рост с ограничениями

По данным федеральных аналитиков, в 2017 году цена на продукцию металлургов на отечественном рынке и за рубежом выросла, начал восстанавливаться после длительного спада внутренний спрос. Однако при торговле на экспорт российские компании понесли потери из-за введения антидемпинговых пошлин в отдельных странах, и в целом темпы роста рынка остаются незначительными. В 2018 году ожидается дальнейший рост цен на продукцию металлургов и незначительный рост объёмов рынка.

Общероссийские тенденции сказались и на деятельности прикамских металлургов. Крупнейшими представителями металлургической отрасли в Пермском крае являются Чусовской металлургический завод (интегрирован в ОМК), Лысьвенский металлургический завод, в результате сделки слияния и поглощения в 2017 году вошедший в структуру Магнитогорского металлургического комбината (ММК), и ПАО «Мотовилихинские заводы», контролируемое «Ростехом».

В ПАО «Мотовилихинские заводы» отмечают, что цены на металлопродукцию в 2017 году находились на сравнительно высоком уровне, что позволило предприятию увеличить продажи на 30%. «По большей части рост достигнут за счёт увеличения продаж сортового проката — в 3,2 раза. По основному продукту предприятия — поковкам для российского рынка — продажи увеличились на 14%, заняв 12% рынка. Существенной точкой роста стало производство черновых железнодорожных осей — здесь прирост составил 41%. В 2018 году запланировано дальнейшее увеличение объёмов продаж этих видов продукции. Продажи штамповок, литья и полуфабрикатов увеличились в среднем на 15%, в этом году объёмы поставок останутся на сопоставимом уровне», — сообщили в пресс-службе ПАО «Мотовилихинские заводы».

В то же время с третьего квартала 2017 года на рынке стали действовать значимые для «Мотовилихи» факторы, несколько ухудшившие положение металлургов, в частности, выросли цены на сырьё. При этом рост цен на конечную продукцию не был столь же значительным, как издержки, следовательно, компенсировать возросшей выручкой затраты на сырьё не удалось.

Официальный комментарий пресс-службы ПАО «Мотовилихинские заводы»:

— Отрицательно на нашей работе сказываются непредсказуемые скачки цен на сырьё и материалы. Например, скачок цен на электроды, вызванный сильной зависимостью рынка от китайских производителей. При отсутствии возможности резко наращивать выпуск электродов в России или перейти на закупки в других странах резкое сокращение выпуска электродов в Китае привело к их дефициту и стремительному росту цен на рынке. Кроме того, в последнее время в связи со значительным скачком цен на топливо (рост за месяц 7—10%) подорожала доставка продукции до потребителей.

Также неблагоприятным фактором является зависимость цен на лом от мировых цен на рынках металлургического сырья. Резкое повышение цен на лом в 2017 году произошло в летний период, традиционно использовавшийся ранее для создания запасов с минимальными издержками. Сейчас мы работаем в условиях высокого спроса на заготовки для железнодорожных осей, что связано со списанием старого вагонного парка. Спрос на остальные продукты — поковки, штамповки, отливки и сортовой прокат — остаётся стабильным, что связано со сравнительно стабильными объёмами выпуска машиностроительной продукции из производимых нами заготовок. Рост цен на металлургическую продукцию и топливо, вероятно, приведёт к дальнейшему росту цен на сырьё — в нашем случае металлолом.

По мнению специалистов «Мотовилихинских заводов», для компенсации резко выросших издержек в 2018 году металлургам просто необходимо повышение цен на конечную продукцию: «В летний период мы прогнозируем стабилизацию цен, что благоприятным образом отразится на работе с заказчиками», — отмечают в пресс-службе завода. В 2019 же году соотношение цен на конечную продукцию и исходные материалы может несколько выровняться благодаря снижению цен на применяемые металлургами электроды. «К положительным факторам можно отнести ожидаемое в следующем году снижение цен на графитированные электроды, выросших за 2017 год в 10 раз. С начала 2019 года ожидается увеличение выпуска электродов в Китае, которое уже на первом этапе может удвоить производство в стране. Данный фактор, возможно, приведёт к обвалу цен на мировом рынке. Нарастить мощности по выпуску графитированных электродов планирует и крупнейший российский производитель», — сообщают в пресс-службе ПАО «Мотовилихинские заводы».

Напомним, ПАО «Мотовилихинские заводы» в 2017 году вошло в процедуру банкротства, а в 2018 году в отношении «Мотовилихи» было инициировано конкурсное производство. Согласно финансовой отчётности предприятия, выручка ПАО «Мотовилихинские заводы» по итогам I квартала 2018 года составила 1,16 млрд руб., что меньше выручки за аналогичный период прошлого года на 550 млн руб. (—32%). Чистый убыток предприятия по итогам квартала составил 254,8 млн руб., что почти в два раза меньше, чем убыток предприятия за аналогичный период прошлого года (498,4 млн руб.). Отметим, что металлургия не является единственным направлением деятельности предприятия. ПАО «Мотовилихинские заводы» объединяет заводы, специализирующиеся на производстве металлургической продукции (специальные марки стали, сортовой и листовой прокат, блюмсы, поковки, штамповки, литьё), нефтепромыслового и бурильного оборудования и артиллерийских систем различных классов.

Эксперты «Мотовилихи» отмечают, что рост потребления металлургической заготовки в России в 2018—2019 годах, по прогнозам аналитиков, составит порядка 2—3% в год. «На мировых рынках, за исключением Китая, также ожидается увеличение потребления стали, но рост будет умеренным. Заградительные пошлины на сталь, введённые США в мае 2018 года, будут осложнять ситуацию, вероятен демпинг отдельных производителей в борьбе за рынки сбыта», — сообщают на заводе. В целом, по информации аналитиков «Мотовилихи», прогнозируется падение мировых цен на сталь на фоне замедления активности китайской экономики.

Слияние не поглотило

В пресс-службе ЛМЗ (с 2017 года принадлежит ММК) на официальный запрос «Нового компаньона» сообщили, что российский рынок проката с полимерными покрытиями в 2018 году держится на уровне 2017 года. Как положительные факторы, влияющие на деятельность отрасли и завода, специалисты ЛМЗ отмечают рост стоимости валюты, ограничивающий приток импорта в Российскую Федерацию, а также «усилия России по антидемпинговой защите отечественных производителей».

Говоря о финансовых результатах года, эксперты ЛМЗ сообщают, что 2017 год был непростым: выручка снизилась на 22% по сравнению с 2016 годом, прибыли у Лысьвенского металлургического завода по итогам 2017 года не было. Однако уже в I квартале 2018 года выручка составила порядка 1,75 млрд руб., что на 62% выше соответствующего показателя 2017 года, более того, по итогам первого квартала зафиксирована прибыль. Как заявляют в ЛМЗ, сделка слияния-поглощения с ММК повлияла на судьбу завода положительно: «После того как ЛМЗ вошёл в Группу ММК, мы нарастили объёмы производства более чем в два раза, что положительно скажется на нашей выручке».

Напомним, в 2014 году на ЛМЗ началась реализация проекта строительства листопрокатного комплекса, который предполагалось строить в две очереди. В ходе первого этапа первой очереди в действующем цехе полимерных покрытий была установлена линия нанесения покрытий с технологией Printech производительностью 110 тыс. т в год. На втором этапе первой очереди в конце 2016 года должно было быть завершено строительство цеха холодного проката с годовым объёмом производства 820 тыс. т в год. В рамках второй очереди проекта к 2020 году планировалось ввести в эксплуатацию второй прокатный цех. Однако в 2017 году стало известно, что строительство второй очереди инвестпроекта заморожено. Как пояснило руководство предприятия, из-за недостатка финансирования.

На вопрос о том, будет ли реализована вторая очередь инвестпроекта ЛМЗ новыми собственниками, в пресс-службе компании сообщают: «Вопрос о реализации второй очереди инвестпроекта находится пока в той же стадии — строительство приостановлено. Установленное же в ходе реализации проекта оборудование успешно работает: ещё в 2016 году ЛМЗ запустил агрегат полимерного декоративного покрытия по технологии Printech».

Как отмечают на заводе, «после вхождения в Группу ММК ЛМЗ загрузил свои производственные мощности, завод работает стабильно, значительно увеличился объём выпускаемой продукции». «Мы теперь часть общей технологической и продуктовой цепочки. Продукция ЛМЗ не пересекается с продукцией ММК, а дополняет его номенклатуру, поэтому мы сосредоточили усилия на развитии продаж и выпуске существующей линейки», — сообщают в пресс-службе Лысьвенского металлургического завода.

Восставший из мартена

Чусовской металлургический завод пережил несколько трудных лет после отказа от реализации проекта строительства трубно-сталеплавильного комплекса и «зачистки» площадки от старых мощностей. Сейчас в пресс-службе компании заявляют, что 2017 год стал для ЧМЗ переломным. Так, управляющий директор предприятия Владимир Кирзнер в октябре 2017 года заявил о создании на ЧМЗ нового бренда рессор «Спрингер», предназначенного для использования на импортных моделях грузовой техники.

Как сообщили «Новому компаньону» в пресс-службе ЧМЗ, в 2017 году уже начались поставки рессорной продукции «Спрингер» на завод по производству грузовых автомобилей Volvo Group в Калуге. При этом, ссылаясь на информацию аналитического агентства «Автостат», пресс-служба ЧМЗ заявляет, что объём рынка новых грузовых автомобилей в России в 2017 году увеличился на 28%. Соответственно, растёт потребность в рессорах для грузовых автомобилей. На данный момент ЧМЗ обеспечивает рессорной продукцией КАМАЗ, ГАЗ, УАЗ, НЕФАЗ, «УРАЛ» и другие автозаводы РФ. Метзавод также производит спортивные рессоры, которые используются командой «КАМАЗ-мастер» в ралли «Дакар».

Как заявляют на заводе, бренд «Спрингер» был создан в результате реализации программы импортозамещения, которую ЧМЗ реализует с 2015 года. В данный момент предприятием освоено порядка 100 видов рессорной продукции для иностранных автомобилей. Поскольку цены на зарубежную продукцию из-за роста курса доллара и евро поднялись, это позволило ЧМЗ укрепить свои позиции на российском рынке, отмечают в пресс-службе предприятия.

По данным ЧМЗ, с 2015 года в капитальные ремонты и реконструкцию зданий и сооружений предприятия инвестировано более 500 млн руб. В 2019 году завод планирует ввести в эксплуатацию новый прокатный стан для производства малолистовых рессор. Это позволит увеличить почти в два раза выпуск рессор для иномарок и новейших моделей отечественных автомобилей. Объём инвестиций оценивается в 300 млн руб.

Ещё один инвестпроект модернизации ЧМЗ — приобретение и установка нового дробеструйного оборудования — также предполагается завершить в 2019 году. Его реализация позволит увеличить долговечность рессор и улучшить качество их поверхности.

Несмотря на просто феерический рост, о котором сообщает пресс-служба компании, отчётность ЧМЗ не декларирует. Однако, как заявляют на предприятии, «ситуация с убытками осталась далеко в прошлом, с 2015 года завод работает с прибылью».