Аккумулировать добро

Ольга Миронова, 
руководитель направления спонсорских и благотворительных проектов АО «ОМК»

4-5 марта 2016 года в Челябинске прошла межрегиональная конференция «Фандрайзинг в регионах Большого Урала». Организатором мероприятия стали Министерство социальных отношений Челябинской области, Челябинский региональный ресурсный центр поддержки и развития социально ориентированных некоммерческих организаций и благотворительный фонд «Созвездие сердец», а генеральным партнером конференции выступила Объединенная металлургическая компания (ОМК), широко известная своей благотворительной и социальной политикой и активной позицией в области развития социального партнерства. Конференция собрала на одной площадке экспертов в области благотворительности и фандрайзинга, представителей благотворительных фондов, некоммерческих организаций, бизнеса и волонтеров. 

НКО и общество
 
Несмотря на экономический кризис, некоммерческий сектор, казалось бы, обделенным субсидиями назвать не получается: так, по данным Министерства юстиции РФ в прошлом году господдержка НКО увеличена до 4,2 млрд рублей, а общий объем их финансирования составил более 6 млрд рублей. В 2016 году сокращать бюджетное финансирование НКО в правительстве не планируют.
 
Однако проблемы некоммерческого сектора существуют, и о них говорят. Это во многом и пробелы законодательства, которые восполняет специально созданная экспертная рабочая группа, и вопросы софинансирования со стороны бизнеса и регионов. Особенно много внимания этой проблеме уделяется в свете необходимости развивать социальное партнерство и активнее подключать к работе с некоммерческим сектором муниципалитеты и коммерческие организации. Важная роль в этой работе по налаживанию взаимодействия, отводится, конечно, и самим общественникам. 
 
Конференция по фандрайзингу в этом смысле — полезная площадка, где представители НКО и благотворительных фондов смогли получить опыт взаимодействия с разными типами доноров, научились выстраивать фандрайзинговую стратегию, эффективно использовать инструменты привлечения средств из разных источников, создавать, грамотно защищать и, что немаловажно, продвигать свои благотворительные проекты. 
 
— В период кризиса важно научить наш некоммерческий сектор использовать успешные практики привлечения ресурсов как со стороны ведущих российских фондов, так и со стороны частных жертвователей, — считает исполнительный директор Челябинского регионального ресурсного центра поддержки и развития социально ориентированных НКО, руководитель оргкомитета конференции Михаил Комиссаров. — Когда благотворительные бюджеты компаний сокращаются, особенно важно привлекать к благотворительности частных жертвователей — рядовых граждан. Именно на их взносы существуют как ведущие российские фонды, такие как «Подари жизнь», WWF, так и абсолютное большинство общественных зарубежных организаций. 
 
— В общественники идут люди, которых чаще всего подтолкнула к этой деятельности личная трагедия. У них есть огромное желание помочь и что-то изменить, но нет знаний и большого опыта, и они часто совершают ошибки и несут большие риски, в том числе и репутационные, — отметила председатель Правления Диабетического движения «ВМЕСТЕ», руководитель проекта «Диабет. Жизнь без границ» (конкурс «ОМК-Партнерство») Ирина Исакова. — Конференция открыла для нас механизмы взаимодействия с властью, обществом, партнерами, с населением, осветила большой круг вопросов, в том числе такие важные, как взаимодействие со СМИ. Нам часто говорят, что у нас в регионе проблема многих НКО в том, что они делают много, а рассказать об этом не умеют. Такую практику нужно обязательно продолжать и учиться системно, в том числе друг у друга.
 
НКО и бизнес 
 
Спикерами на конференции выступили специалисты ведущих фондов страны — WWF, AdVita и других, а также представители ОМК, которая в 2015 году запустила в шести российских регионах, где располагаются предприятия компании, грантовый конкурс для НКО, муниципальных учреждений и волонтеров-сотрудников «ОМК-Партнерство». 
 
В Челябинской области он прошел при поддержке Министерства социальных отношений региона и Челябинского регионального ресурсного центра поддержки и развития социально ориентированных некоммерческих организаций. Первый конкурс «ОМК-Партнерство» доказал что эффективность грантового подхода к благотворительности в разы выше, чем у адресных пожертвований. Об этом в рамках пленарной дискуссии о тенденциях фандрайзинга в регионах на конференции рассказала начальник отдела по связям с общественностью завода «Трубодеталь» (входит в состав ОМК) Ирина Скобелева. 
 
— К реализации проекта, получившего грант компании, привлекаются волонтеры, другие организации (как некоммерческие, так и бизнес), а совместными усилиями всегда получается сделать гораздо больше, — отметила Ирина Скобелева. — Кроме того, авторы такого проекта, подходят к его воплощению очень серьезно, иначе, чем к написанию письма с просьбой о помощи: тщательно разрабатывают план, смету, предоставляют отчет. Проработанные инициативы, как показывает опыт, не ограничиваются только одним проектом..
В 2015 и 2016 году ОМК и Челябинский региональный ресурсный центр поддержки и развития социально ориентированных некоммерческих организаций провели семинар по социальному проектированию, во время которого участники научились особенностям оформления заявок на получение грантов — такое обучение стало полезно им для участия в конкурсе «ОМК-Партнерство» и других грантовых программах, в том числе на федеральном уровне. Ну, и нельзя не отметить преимущества для региона присутствия: социальное партнерство позволяет значительно расширить рамки и увеличить направления благотворительной деятельности. 
 
— Есть компании, которые не рассматривают некоммерческий сектор в качестве социальных партнеров, — продолжает Ирина Скобелева. — В ОМК к этому иное отношение, и наш опыт показал, что это действительно работает. Конкурсом заинтересовались в других регионах России, и нам бы действительно хотелось, чтобы такая практика распространилась.
 
Одна из организаций, доказавших успешность конкурса, — Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ», реализовавшее в рамках «ОМК-Партнерства» проект «Диабет. Жизнь без границ». В ходе проекта больных обучали самоконтролю и поддержанию компенсации диабета. Опытные специалисты – эндокринологи и психолог — проводили с больными индивидуальные и групповые занятия. Каждый участвующий в программе по окончании получил в подарок глюкометр. Этот проект, кстати, является примером социального партнерства в связке «Бизнес — общество — бизнес». Организаторы в рамках реализации программы привлекли к помощи и другие компании: Johnson & Johnson (Джонсон и Джонсон) и Bayer (Байер). Партнеры предоставили высокоточные индивидуальные глюкометры для участников школы диабета.
 
Растить волонтеров
 
Опыт добровольческой деятельности имеют, пожалуй, подавляющее большинство тех, кто сейчас профессионально занимается благотворительностью и социальными проектами, а значит, развитие волонтерства — это важная инвестиция в формировании устойчивого социального партнерства. 
 
— На конференции мы познакомились с огромным количеством единомышленников, обменялись опытом с коллегами, — делится впечатлениями специалист по сопровождению продаж завода «Трубодеталь», руководитель творческой мастерской и автор проекта «Тепло в квадратике» в рамках конкурса «ОМК-Партнерство» в 2015 году Екатерина Ядрышникова. — Узнали, что существует институт социального предпринимательства, в рамках которого можно решать важные социальные проблемы и задействовать людей, нуждающихся в помощи и внимании. Для нас важно было научиться продвижению своих идей в социальных сетях и работе с потенциальными партнерами и благотворителями: во многом эти законы схожи с теми, что действуют и в бизнесе. Поэтому с учетом этих знаний мы несколько изменим формат нашего проекта, если выиграем грант в «ОМК-Партнерство» и надеемся привлечь больше участников, особенно среди молодежи.
Источник: портал «Бизнес и общество»