HeadHunter. Форум «Мы сами!», а какую профессию выберешь ты?

Форум профессиональной ориентации для старшеклассников «Мы сами!» прошел в ноябре в городе Выкса Нижегородской области. Он собрал 250 учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ. Перед участниками выступили более 40 специалистов Объединенной металлургической компании (ОМК), работников частных и государственных организаций, которые в интересной и запоминающейся форме рассказали об особенностях своей профессии и работы. 

Так, например, старшеклассники смогли познакомиться с такими профессиями как инженер-конструктор, инженер-технолог прокатного производства, переводчик, шеф-повар, менеджер по персоналу, бухгалтер, экономист, фотограф, летчик. Помимо мастер-классов участники форума смогли пройти профориентационное тестирование, поучаствовать в тренингах по управлению личным временем, развитию навыков общения и проектной деятельности. В работе форума приняли участие психологи, методисты, учители из Москвы, а также представители высших учебных учреждений и колледжей. Подробнее о Форуме и его перспективах расскажет один из организаторов мероприятия — директор по персоналу ОМК Светлана Николашина.

— Как пришла идея создать форум?

— Популярность технических профессий в последние годы стремительно падает. Выпускники школ, выбирая будущую специализацию, мало что о ней знают. Поэтому у нас родилась идея создать форум, который бы смог сориентировать школьников в мире профессий.

Первым шагом в реализации данного мероприятия стало проведение исследования и серии интервью со школьниками с целью выявления их интереса к определенным профессиям. Мы спрашивали их: «Кем бы Вы хотели стать? Какая профессия Вам интересна? Вы станете, например, инженером–технологом прокатного производства, знаете ли Вы ЧТО будете делать? Или Вы менеджер по персоналу, что Вы будете делать?» И на эти вопросы они по большей части отвечали: «Не знаю» «Родители посоветовали», «Престижно». Либо это были очень общие представления: «Я буду работать на заводе», «Я буду работать в цехе». Или, например: «Ну, наверное, буду с людьми», — в случае выбора позиции менеджера по персоналу. На основе полученных данных мы составили список мастер-классов по профессиям и тренингов, которые наиболее интересны и полезны школьникам. Это и стало основой для форума.

— В чем уникальность форума?

— Уникальность заключается в форме профориентационной работы, в длительном эффекте от мероприятия. Аналогов форуму в России нет. Он выполняет несколько задач. Первая — это рассказ о профессии и ее популяризация. Второе — социальная ориентированность. Школьников обучали тому, как разрабатывать общественно важные проекты для города. Третье — формирование гражданской позиции, так как в рамках форума проводилось много интерактивных мероприятий, связанных с жизнью в городе. Четвертое — в мероприятии принимают участие учителя и родители, для которых проводятся мастер–классы по психологии и профориентации ребенка.

При этом хотела бы отдельно отметить, что на форум приехали старшеклассники как из городских, так и из отдаленных сельских школ. И, наверное, изюминка форума еще в том, что мы очень тщательно отбирали специалистов, которые проводили мастер-классы. И, прежде чем они проводили свои мастер-классы, они сами проходили тренинги по передаче детям знаний и опыта в яркой, понятной и интересной форме. Иначе мастер-классы превратились бы в лекционный перечень функций.

— Почему форум называется «Мы сами!»?

— Потому что старшеклассники сами выбирают профессию, а на форуме участвуют в интересующих их мастер–классах. То есть одновременно проходит шесть — семь мастер–классов разных профессий, и подростки имеют право выбрать любой. Хочу — иду на директора завода или начальника цеха, хочу — иду на эколога — пожалуйста, хочу пойти на профессию менеджера по связям с общественностью — я иду туда, хочу на врача — иду на врача, шеф–повар — иду на шеф–повара. То есть форум «Мы сами!» — мы сами выбираем профессию, мы сами выбираем свое будущее.

— Будет ли расширяться география проведения мероприятия?

— Пока мы планируем совершенствовать форум в Выксе, но в дальнейшем мы бы хотели начать проводить это мероприятие в городе Чусовой Пермского края. Кстати, если вы живете в другом городе и хотите принять участие в форуме, то мы с радостью рассмотрим вашу заявку на сайте «МЫ САМИ!». Но, к сожалению, количество мест ограничено. Например, регистрация на деловую игру «Индустрия» для школьников проходила всего 1 сутки, за которые зарегистрировалось 120 требуемых участников. «Индустрия» — это еще один наш интересный проект, где ребята строят виртуальный металлургический завод, покупают и продают активы, подбирают персонал и расставляют его в технологической цепочке и, конечно, посещают завод и изучают профессии. Поэтому чем раньше вы это сделаете и чем подробнее распишете информацию о себе и своих предпочтениях в будущей специализации, тем выше шанс попасть на форум.

— А что вы можете предложить или посоветовать студентам?

— Наша компания активно сотрудничает с Национальным исследовательским технологическим университетом МИСиС, а также принимает студентов на практику и стажировки по различным специальностям. Что касается МИСиС, то совместными усилиями мы организовали подготовку металлургов высшей квалификации — это проект «ОМК Кампус — магистратура МИСиС». Любой выпускник или молодой специалист может поступить в нашу магистратуру. Для этого необходимо пройти собеседование в ОМК с нашими техническими специалистами из инженерно–технологического центра, а также сдать экзамены в магистратуру МИСиС. В этом году открыто две специализации — это прокатное и сталеплавильное производство. При этом одно из главных условий — это желание работать на металлургическом предприятии и связывать свою жизнь с металлургическим предприятием. У нас есть магистры из Москвы, Новокузнецка, Волгограда, Нижнего Тагила, ну и прежде всего, из Нижегородской области. В рамках обучения в магистратуре студенты три месяца слушают лекции, участвуют в семинарах, проводят лабораторные в Москве, а три месяца работают на производстве — на Выксунском металлургическом заводе или на Литейно-прокатном комплексе (г. Выкса). На производстве начинается процесс написания магистерской диссертации. Далее студенты на три месяца возвращаются в Москву, а потом опять приезжают на тот же срок в Выксу.

— Студентам «ОМК-Кампуса» выплачивается стипендия или зарплата?

— Как только приходит приказ о поступлении в магистратуру они сразу принимаются в штат компании и им платится заработная плата.

— А как проходит процесс обучения?

— На время обучения назначаются два руководителя – научный руководитель из МИСиС и технический эксперт из ОМК. Тем самым тема диссертации — это актуальная проблематика для предприятия. Далее студент проводит исследования, лабораторные испытания и пишет научную работу. Кстати студенты из первого выпуска «ОМК-Кампус» получили на Международной конференции по магистерским диссертациям призы за качество и глубину исследований.

— Светлана, как студенту попасть к вам на практику?

— Любой желающий может направить к нам заявку от института, что хочет пройти стажировку в ОМК. Мы также принимаем участие в днях открытых дверей в технических ВУЗах, где можно лично обсудить все возможные варианты обучения или работы в ОМК. Кстати, у нас был успешный опыт, когда студенты из Москвы приезжали на оплачиваемую практику в Выксу, при этом им компенсировались затраты на переезд и проживание. В Выксе у них был руководитель практики от завода.

— Какие виды практик может пройти у вас студент?

— Зачастую к нам приезжают для прохождения ознакомительных и преддипломных практик, которые занимают от 2х недель до двух месяцев.

— А теперь хотелось бы перейти от студентов к молодым специалистам. Как строится в ОМК работа с сотрудниками без опыта работы?

— Когда молодой специалист начинает работать в компании, он сразу же включается в программу адаптации. За ним закрепляется наставник – человек, который вводит в будущую профессиональную деятельность, рассказывает о специфике должности и функционале, адаптирует в Компании, рассказывает о ее традициях, культуре.

– Сколько длится программа наставничества? Есть ли в этот период процесс оценки?

– Программа наставничества рассчитана на период от 3х месяцев до полугода. Первые месяцы работы — это, по сути, учеба, поэтому новичку в это время дают обратную связь скорее с точки зрения направляющих, которые позволят ему реализовать весь свой потенциал. 

Кстати, у нас есть конкурс «Баташевская премия», где одна из номинаций «Лучший молодой специалист». Это, по сути, оценка молодого специалиста и его работы. Когда все предприятия, все цеха, все дирекции и службы выделяют лучших по единым критериям. Это может быть и экономист, и специалист по персоналу, и юрист. Далее по результатам деятельности кандидатуры лучших специалистов направляют на рассмотрение конкурсной комиссии. В результате отбираются три номинанта, а затем на сцене в торжественной волнительной атмосфере вскрывается конверт и объявляется 1 лауреат — «Лучший молодой специалист года». Все трое получают денежное вознаграждение, но главное — это драйв, успех, публичная оценка твоих достижений.

Есть у нас еще ежегодная «Научно-практическая конференция молодых специалистов ОМК». Более 100 участников со всех предприятий ОМК, 8 секций. Это интересные актуальные доклады, практические идеи, реализованные проекты, дискуссии и профессиональное общение молодых специалистов. Уже прошло 5 конференций, и тот молодой специалист, кто выступал с докладами в течение всех пяти лет, получает возможность стажировки на зарубежном предприятии. В 2013 году — поедут первые трое.

— И все же, в чем уникальность работы в ОМК?

— ОМК — это компания передовых технологий, как в производстве, так например, в управлении персоналом, в информационных технологиях. Мы построили суперсовременные производства, которые выпускают уникальные трубы и железнодорожные колеса. ОМК — это уникальная корпоративная культура и атмосфера. В компании сотруднику предоставляются все шансы, чтобы он раскрыл свой потенциал. Мы не отвергаем идеи и предложения, мы стремимся, чтобы человек смог реализовать себя.