Лего из Челябинска

Завод «Трубодеталь» освоил и готовится к опытным испытаниям перспективного блочно-модульного оборудования для газовой отрасли.
По запасам газа Россия уверенно занимает первое место в мире, поэтому газовая промышленность — важнейшая отрасль, определяющая состояние отечественной экономики. Новые интересные и перспективные проекты по добыче, транспортировке, хранению голубого топлива появляются регулярно в самых разных регионах нашей страны – от Южного Урала до Арктики и от Калининграда до Дальнего Востока. С каждым годом они требуют все более высокого качества инжиниринга и комплектующих, да и устойчивое развитие индустрии в целом невозможно без повышения эффективности процессов и инновационного оборудования.
В этой связи большой потенциал эксперты видят в блочно-модульном оборудовании (БМО). Оно позволяет оптимизировать реализацию проектов за счет ряда факторов. БМО выпускается на специализированных площадках и доставляется на место установки фактически в готовом виде – остается лишь монтировать его как конструктор-лего. Оно мобильно, для него не требуется капитальное строительство, а это экономит расходы, время, ресурсы заказчика. При этом оно качественно и надежно, соответствует самым жестким требованиям.

Производство блочно-модульного оборудования для газовой отрасли – молодая отрасль. Фактически она была создана в начале 2010-х годов, когда Департамент транспорта газа компании «Газпром» обозначил необходимость разработки БМO и их освоения отечественными производителями в целях импортозамещения. За прошедшие годы на этот узкоспециализированный рынок вышли менее десяти предприятий. Одним из них является АО «Трубодеталь» (Челябинск), входящее в состав Объединенной металлургической компании (ОМК). Это современное предприятие, одно из крупнейших в России и странах СНГ по производству соединительных деталей для трубопроводов и нестандартного оборудования – это его основная специализация. Предприятие является ключевым поставщиком продукции для строительства нефтяных и газовых коммуникаций, а также магистральных сетей. Его производственные мощности рассчитаны на выпуск 30 тыс. тонн деталей в год с номенклатурой более 1000 типоразмеров в бесшовном, шовном и штампосварном исполнении.

На базе АО «Трубодеталь» организовано производство блочно-модульного оборудования для нефтегазовых месторождений и месторождений с нефтяными оторочками. Для обеспечения качества продукции проведены все необходимые аттестации – по стандартам ISO 9001 и ГАЗСЕРТ. Одним из первых продуктов, который предприятие освоило в интересах компании «Газпром», стала инновационная автоматизированная газораспределительная станция нового поколения (АГРС-НП). Эксперты признают, что типовые решения ГРС с фиксированной мощностью – неэффективны. Поэтому сейчас предпочтение отдается модульным конструкциям, в том числе в силу обозначенных ранее причин. Также с их помощью можно легко регулировать пропускную способность станции в зависимости от загруженности оборудования. По мере роста потребления к станции можно добавлять дополнительные блоки, наращивая мощность. И уменьшать их количество – в случае падения спроса. Это позволяет сэкономить значительные средства и упрощает обслуживание станции.

АО «Трубодеталь» — одно из первых российских предприятий, которое выводит это решение в промышленную эксплуатацию. Сейчас параллельно с разработкой оборудования оформляется необходимая техническая документация. Так, недавно компания «Газпром» провела аудит производственной площадки завода. По результатам было признано, что АО «Трубодеталь» располагает технической возможностью разработки конструкторской и технической документации и изготовления газораспределительных станций (производительность Q от 1 до 500 тыс. нм3/ч, давление до 10,0 МПа) в блочно-модульном исполнении и по индивидуальным проектам. В том числе отмечается, что предприятие освоило технологии производства отдельных блоков и узлов — очистки, подогрева, подготовки теплоносителя, редуцирования, одоризации газа, измерения его расхода. Специалисты АО «Трубодеталь» проработали альбом технологических и конструктивных решений, произвели расчет технологического оборудования и трубопроводной обвязки на типовой ряд АГРС-НП «Прогресс» в вариантах на 1, 3, 5, 10, 20, 30, 50, 80, 100 тыс. нм3/час в блочно-модульном исполнении полной заводской готовности.

И самое главное — аудиторы дали разрешение на проведение тестовых испытаний. Производство первой АГРС-НП на «Трубодетали» завершено, оборудование будет проходить испытания на специальном полигоне в Саратове. В случае успешного прохождения тестов продукция будет внесена в Реестр поставщиков «Газпрома». Еще до их завершения очевидно, что блочно-модульное оборудование (БМО) востребовано и в локальных организациях. В частности, интерес к использованию АГРС-НП «Трубодетали» на своих производственных объектах выразила компания «Газпром трансгаз Уфа».
Планируется, что официальная презентация челябинской АГРС-НП пройдет в рамках Петербургского международного газового форума 3-6 октября 2017 года. Форум в этом году ориентирован на импортозамещающие решения в области сжиженного природного газа, а АГРС-НП «Трубодетали» как раз может быть использовано в том числе для работы с СПГ.

Кроме челябинской площадки, все основные разработки ОМК в области БМО происходят в собственном Инженерно-технологическом центре компании в Уфе. Здесь команда конструкторов и технологов (в общей сложности более 25 человек для топливно-энергетического комплекса, в том числе порядка 10 для газовой отрасли) работает над созданием блочно-модульных решений и проектов по производству специального оборудования для обустройства месторождений. В том числе ИТЦ ОМК в Уфе занимается расчетом параметров течения газа в трубопроводах и емкостях, решениями по реконструкции и переоборудованию существующих объектов, расчетом регулирующей и предохранительной арматуры, моделированием горения газообразных и жидких топлив в горелках и так далее.

В то же время «Трубодеталь» не стоит на месте и двигается дальше. Предприятие уже разработало еще одно перспективное оборудование – блок сепаратора-пробкоуловителя. Оно уже было представлено в Департаменте транспорта газа «Газпрома», в настоящий момент производится разработка технического задания и первого образца.
Источник:Журнал «Газовая промышленность»
Яндекс.Метрика