Путь стали

Свой профессиональный праздник многие выксунские металлурги встретили на рабочих местах. Все дело в ответственном заказе на производство труб большого диаметра для морского участка газопровода «Южный поток».

Мы отправились на Выксунский металлургический завод, чтобы узнать, кто и как делает трубы, по которым скоро через Черное море в Европу пойдёт российский газ.

Насколько велика территория завода, понимаешь только, оказавшись на месте. Поэтому до нужного цеха мы добирались на заводском транспорте. На производстве нельзя быть без спецодежды – ботинок с металлическим носком, плотных брюк, куртки и каски. В полной экипировке себя в зеркале не узнать, но таковы требования безопасности.

В цехе всё шумит и пышет жаром. За пультами управления работники производства. Они проводят в цехе не меньше чем по 12 часов в сутки – столько продолжается смена.

- Работа у нас, конечно, напряжённая. От людей требуются знания, предельная сосредоточенность и ответственность, - объясняет Иван Аксенов, инженер-технолог. – Но и о человеке на производстве заботятся: есть где перекусить, передохнуть в прохладе, на каждом шагу - «фонтанчики» с питьевой водой.

В цехе одновременно работают две производственные линии. Все оборудование немецкое. Именно на нем производят трубы «русского» размера – диаметром до 1,42 м и толщиной стенки до 48 мм. Здесь выпускали трубы для подводной части «Северного потока» – газопровода, проходящего по дну Балтики. Теперь делают трубы для морского участка «Южного потока».

Первое, что видишь при входе в цех, – платформы с огромными стальными листами. По площадке их перемещают магнитные краны. Перед началом работы каждый лист осматривают и маркируют, а информацию заносят в сенсорный компьютер. Они здесь буквально на каждом шагу. С их помощью рабочие вносят в систему данные о выполненных с каждым из листов операциях. Электронный «паспорт» будущей трубы следует за ней по всем этапам производства.

Чтобы стальной лист обрел форму трубы, первым делом его отправляют на пресс шаговой формовки. Металл покоряется машине, хотя и с раскатистым скрежетом. На выходе получается заготовка – по виду скрученный в цилиндр лист. Следующий этап – сварка продольного шва, который соединит края листа. Готово! Можно передавать на сварку.

Сварка, пожалуй, - один из самых ответственных этапов. Ведь трубы будут испытывать на себе колоссальное давление как снаружи (прокладывать «Южный поток» будут на глубинах до 2200 м), так и внутри (газ по ним будут транспортировать под давлением до 290 атмосфер). Потому к надежности сварного соединения предъявляются повышенные требования. Чтобы обеспечить необходимую прочность шва, сварку проводят в три этапа – сначала делают технологическую сварку, которая соединяет края листа, затем внутреннюю. В конце наносится внешний шов.

- Он переплавляет технологический, и образует единое целое с внутренним швом. Получается крепкое соединение, - поясняет Борис Баландин, сварщик труб на стане.

На наших глазах рабочий вносит информацию в карточку трубы. К этому времени в ней уже приличный список операций. Рабочее место у специалиста - в таком же идеальном порядке, как и электронный документ…

Качество шва тщательно проверяют – тут рабочим в помощь ультразвук и рентген. Только на просвет видно, удалась ли сварка. Дальше дело за малым – при помощи специального оборудования придать трубе форму в соответствии с необходимыми геометрическими параметрами по окружности, а затем протестировать на прочность.

Всё! Труба почти готова. Осталось её почистить и нанести внутреннее и внешнее антикоррозионное покрытие. В качестве внешнего покрытия для защиты труб от коррозии используется полипропилен. Он должен обеспечить сохранность трубы на срок до 30 лет! На выходе получаются идеальные белоснежные цилиндры. И не скажешь, что внутри сталь.

- На одну трубу уходит примерно 15 часов работы, - подытожил Иван Аксёнов. – Готовые изделия грузят в вагоны и доставляют заказчикам. Их можно сразу монтировать на трассе – собирать и укладывать в «Южный поток». За качество отвечаем!

Газета «Аргументы и факты» (Нижний Новгород), 23.07.2014