Стартовая площадка Чусового

В середине 20-х годов прошлого века, накануне эпохи советской индустриализации, Чусовской металлургический завод (ЧМЗ) ставил рекорды по объемам выпускаемой продукции среди предприятий страны. В последующие десятилетия производство частично модернизировалось, ЧМЗ расширял ассортимент. Но к концу ХХ века стало ясно: завод нуждается в глобальной реконструкции. В 2012 году было принято решение о том, что Объединенная металлургическая компания приступает к коренной модернизации, строительству на промплощадке ЧМЗ нового предприятия — трубно-сталеплавильного комплекса. На какие позиции в металлургической отрасли выйдет завод по итогам новой производственной революции? Как изменится жизнь чусовлян? На эти вопросы отвечает председатель Совета директоров ОАО «ЧМЗ» Анатолий Карпов.


Чусовой переживает сложное время. Чтобы запуститься в обновленном виде, градообразующее предприятие останавливается. Анатолий Александрович, можно ли было в такой ситуации обойтись более мягкими мерами?


Чусовской металлургический завод построен между реками Чусовая и Усьва, поэтому развиваться вширь здесь нельзя. Для того чтобы построить новое производство, не было иного выхода, кроме как убрать старое. Прошлым летом мы остановили выпуск чугуна, этой весной свернули выпуск стали. Сейчас продолжается демонтаж оборудования и зданий остановленных цехов завода. В этом году мы обязаны полностью подготовить строительную площадку для возведения трубно-сталеплавильного комплекса. Планируем, что в 2016-м завершим строительство его производственных объектов и монтаж нового оборудования. К 2018 году обновленный завод должен приступить к выпуску продукции.


Могло ли предприятие продолжать существование в прежнем виде?


Это очень важный вопрос. С точки зрения технологии производства стали завод пребывал на уровне первой половины прошлого века. Сталь плавили в мартеновских печах, разливали в слитки. При этом от жидкой стали до получения проката получали очень высокий расходный коэффициент. Четверть металла снова возвращалась в мартеновские печи. Между тем современные технологии уменьшают потери до уровня всего 6–7%. Естественно, в прежнем виде производство более существовать не могло. Нам жизненно необходимо было перейти на новые технологии, чтобы снизить затраты, поднять качество и сделать продукцию ЧМЗ конкурентоспособной.


Расскажите об истории завода, о том, что производили здесь в прошлом веке.


У нас предприятие с очень интересной историей. Основали его в 1879 году князь Сергей Голицын с российской стороны и акционеры из Франции. В те времена на Урале это был первый завод, созданный на базе внутреннего и внешнего капиталов. Построен он по проектам французских инженеров. Завод отличался от всех тогдашних уральских металлургических предприятий тем, что основной движущей силой его станков являлась не вода, как это было естественно в те годы (вода, колесо, привод), а электричество и пар. В конце XIX века Чусовской металлургический завод был самым высокотехнологичным предприятием уральской металлургии.


В конце XIX — начале XX веков ЧМЗ производил рельсы. Тогда повсюду строились железные дороги. На заводе работал листовой стан. В 1936 году первый советский феррованадий был получен именно у нас. Шли годы, строились другие производства. Расцвет ЧМЗ пришелся на 70–80-е годы прошлого века. Тогда предприятие с точки зрения объемов по современным меркам являлось мини-заводом, но с точки зрения структуры — комбинатом со своим горным производством, производством чугуна, стали, феррованадия, проката, автомобильных рессор. В 1973 году, когда запускали цех по производству автомобильной рессоры, завод был серьезно реконструирован. Мы выпускали достаточно широкий ассортимент фасонного и сортового проката, рессоры и колесные обода для автомобилей, а также феррованадий.


После начала мирового финансового кризиса 2008 года нам пришлось резко уменьшить объемы выпускаемой продукции. Это было связано все с тем же — неэффективным и дорогим производством стали. В 2009–2010 годах готовая арматура, к примеру, продавалась на рынке по цене 21–22 тысячи рублей за тонну, а заводу только производство тонны стального слитка обходилось в такую же сумму. В итоге мы сначала закрыли стан-250, где как раз производили арматуру. Потом резко упали объемы производства на стане-550, который занимался строительными и автомобильными видами проката. Уже несколько лет предприятие работало «в минус», на плаву оставалось лишь рессорное производство.


Производственные маяки.


Можно ли назвать связки «город-предприятие», которые послужили бы примером того, к чему в итоге должен прийти Чусовой? Какие производственные и социальные ориентиры существуют сегодня?


Далеко ходить за примерами не нужно: взять, допустим, опыт ОМК в Выксе. До того как компания начала всерьез заниматься этой площадкой, Выксунскому металлургическому заводу (ВМЗ, также входит в ОМК. — Ред.) приходилось довольно сложно, как сейчас нам. Объемы производства там были ниже номинальных в три-четыре раза. Выживал завод только за счет выпуска железнодорожных колес. И когда акционеры ОМК приняли решение освоить на нем выпуск самых современных труб большого диаметра, это стало настоящим прорывом не только для Выксы, но и для всей России. Впервые в стране началось производство одношовных прямошовных труб диаметром 1420 мм для магистральных газопроводов. Ранее такие трубы «Газпром» закупал за рубежом… Другие российские трубные компании последовали примеру ОМК и модернизировали свои мощности. Сегодня 99% потребляемых, например, «Газпромом» труб большого диаметра выпускается у нас в стране. Также в Выксе было реконструировано колесопрокатное производство, построен Литейно-прокатный комплекс (ЛПК), возведен широколистовой стан-5000 (МКС?5000). Надо видеть своими глазами, что там сделано! За десять лет инвестиции компании в Выксунский металлургический завод составили более 150 млрд. рублей. Модернизация ВМЗ обеспечила стабильную занятость тысячам его работников, налоговые платежи, развитие инфраструктуры. За десять лет зарплаты там выросли более чем втрое и значительно превосходят в среднем местные. Преобразился и город: 55?тысячная Выкса стала вторым по значимости промышленным центром Нижегородской области после Нижнего Новгорода. Так вот, в Чусовом ситуация похожа на ту, что была в свое время в Выксе, но технически наша задача более сложная. В Выксе «большая труба» влилась в действующее производство, ЛПК и МКС?5000 возводились «в чистом поле». В Чусовом же, чтобы построить новый завод, приходится демонтировать более 300 объектов старого производства.


Насколько востребована продукция, которую будет выпускать новое предприятие?


Предполагается, что трубно-сталеплавильный комплекс станет производить обсадные и насосно-компрессорные бесшовные трубы. Главные потребители — отечественные газовщики и нефтяники. В любом случае в следующие 30–50 лет нефть и газ останутся основой энергетики. Перспективы для нас очевидны. Тем более что ЧМЗ находится ближе к богатым углеводородами регионам, нежели заводы центральной России. Иными словами, еще минимум полвека жизнь ЧМЗ и Чусового продолжится. И важно отметить еще один момент. Когда предприятие начнет работать по современным технологиям, это не будет означать, что инвестиции в него замрут и развитие остановится. Нет, в процессе работы обязательно станет появляться что-то новое: технологии, продукция и так далее. Новый ЧМЗ не окажется «застывшим» заводом.


Опыт и знания.


В Чусовом накоплены уникальные традиции металлургического производства, передающиеся из поколения в поколение. Не будет ли это утеряно с появлением новых технологий?


Полагаю, эти традиции получат сильнейшую подпитку. Большинство чусовлян сегодня отождествляют себя с предприятием, у них такая уникальная, своя заводская ментальность. Подрастают дети, и они очень внимательно слушают то, о чем говорят родители. А если люди работают на предприятии, у них любая тема в разговоре всегда плавно переходит на заводскую. Завод на слуху, завод в каждой семье уже многие годы. Традиции и опыт не потеряются еще и потому, что период строительства будет достаточно коротким. Мы хотим запустить новое производство всего за три-четыре года.


Новое производство потребует новых навыков. Каким образом и где будет проходить обучение персонал созданных сталеплавильного и трубного цехов?


Подготовка персонала, обучение его новым технологиям — одна из самых сложных задач любого предприятия. Построить завод — это только полдела, без квалифицированных кадров не обойтись. Первое, чем мы занялись, это выработали критерии, по которым будем отбирать людей на новое производство: квалификация и опыт, желание работать и учиться. Отрадно, что практически весь персонал ЧМЗ по этим критериям подходит. Программа обучения уже действует. Первая группа специалистов из 39 человек учится и работает сейчас на Выксунском металлургическом заводе. В июне к ним должны присоединиться еще 60 чусовлян. Планируем, что эти люди вернутся на завод специалистами более высокой квалификации и будут участвовать в монтаже оборудования и освоении производства. Кроме того, сейчас ведем переговоры и с другими предприятиями по поводу обучения наших работников. Нам нужны люди технических специальностей: инженеры, металлурги, прокатчики, электрики, энергетики. Мы планируем со временем построить и свой учебный центр. Он будет нацелен на повышение квалификации трубопрокатчиков, сталеплавильщиков, электросталеплавильщиков, гидравликов. Если почувствуем, что необходимо отправить кого-то на обучение за рубеж, — отправим.


Образование будущих заводчан нужно начинать еще со школы. В Выксе давно уже так делают. К сожалению, в Чусовом население идет на убыль. Молодежь при первой возможности старается отсюда уехать. Картинка из жизни: недавно на встрече со школьниками мы спросили, кто из них хотел бы остаться в Чусовом, продолжить здесь работать и жить? На весь зал — одна рука… Понятно, что молодые люди стремятся уехать в мегаполис, где у них больше шансов, как им думается, реализовать свой потенциал. Надеюсь, что новый завод нам поможет переломить эту ситуацию. При наличии стабильной работы жить в небольшом городе значительно комфортнее, чем в большом. К примеру, у нас все в шаговой доступности: вот оно родное предприятие, вот школы и детские сады, вот лыжная база, горнолыжные спуски, реки и леса. Как только начнется серьезное строительство, все вокруг начнет меняться, многие не захотят уезжать из Чусового, я уверен в этом. К тому же новые рабочие места станут в основном совсем другими — современными, автоматизированными, где молодежи будет интересно и престижно работать.


Горожане помнят ранние планы реконструкции предприятия. К сожалению, по причинам, не зависящим от нас, они не были осуществлены. Из-за этого и кредит доверия чусовлян почти закончился. Но сегодня другая ситуация — есть четкая задача строить, задействованы колоссальные движущие силы: целевое финансирование от Сбербанка России с государственной гарантией, соглашение с правительством Пермского края, большие контракты с подрядчиками. Руководством ОМК принято стратегическое решение о строительстве нового производства, и это решение будет реализовано. Опыт у компании огромный: в последние десять лет она инвестировала в свое развитие более 150 млрд. рублей. И ОМК нужна продукция Чусового. Отступать нельзя. Разумеется, чусовляне это понимают. Но все же пока люди не увидят корпуса новых цехов, очень сложно убедить горожан не уезжать.


Социальные гарантии.


Вместе с запуском нового производства предполагается ли осуществление социальных и культурных проектов, в том числе интересных именно молодежи, как это происходит в той же Выксе? Взять, например, известный далеко за пределами Нижегородской области молодежный фестиваль новой культуры «Арт-Овраг», а также благотворительные и образовательные программы ОМК.


Понятно, что подобные проекты нужны в любом городе. Однако такие вещи не появляются на пустом месте: необходимо финансирование. Выксунская производственная площадка прибыльна. Соответственно, есть возможность вкладывать средства и в развитие производства, и в развитие персонала, и в реализацию культурных, благотворительных проектов. ЧМЗ сегодня приносит убытки, и у нас нет финансовых рычагов, чтобы такие программы реализовать. При этом я хотел бы подчеркнуть, что основные социальные обязательства наш завод продолжает выполнять. Мы содержим профилакторий, лыжную базу, проводим социальные конкурсы, спортивные состязания международного уровня, вручаем Голицынские премии лучшим работникам ЧМЗ, участвуем в корпоративной жизни ОМК. Но в этом мы пока очень ограничены, потому что денег еще не зарабатываем. С запуском ТСК надеемся переломить эту ситуацию.


Немаловажен такой момент: с изменениями в производственной сфере и ростом зарплаты меняется ментальность работников — у них появляются новые, по-хорошему высокие запросы. Чусовляне хотят не только трудиться на современном производстве и получать за свою работу достойное вознаграждение, но и комфортно жить, ходить в рестораны и кафе, посещать театры и кинотеатры, заниматься спортом в хорошо оснащенном зале, отдыхать на благоустроенной базе. Чтобы соответствовать этим требованиям, и компании, и местные власти заинтересованы развивать городскую инфраструктуру.


Тем не менее, пока люди начнут получать другую зарплату, надо пережить болезненный период. Вы сказали — три-четыре года?


Надеюсь, что гораздо меньше. Уже с началом строительства чусовляне, которые сейчас остаются без работы, будут задействованы на стройплощадке. Мы полагаем, что до начала стройки сегодня остается всего пять-шесть месяцев. То есть самый сложный период для персонала — нынешнее время.


У нас уже есть договоренность с организацией, которая сейчас ведет демонтаж наших объектов. Она готова принимать работников, проводятся собеседования, чусовляне уже начинают туда трудоустраиваться. В перспективе будет готов аналогичный договор с генподрядчиком. С точки зрения подрядчика местные жители — самые лучшие работники. Не нужно тратить деньги на переезд из других регионов и обустройство. Людей надо только переучить.


В 2016 году мы планируем начать прием персонала в трубопрокатный и электросталеплавильный цеха, которые к тому времени будут практически возведены.


Государство готово поддержать нас. В частности, существует договоренность на уровне правительства Пермского края: если возникнет сложная ситуация, часть людей будут устроены на другие объекты региона. Но мы надеемся, что этот запасной план не понадобится. Если не дать чусовлянам возможность трудиться в родном городе, они могут уехать. Это столкнет нас с проблемой нехватки кадров. Сейчас на заводе работают 4 тысячи человек, а на новом производстве планируется до 5 тысяч рабочих мест. Впереди у нас даже дефицит рабочей силы.


Завод — градообразующее предприятие. Многие десятилетия для чусовлян оно являлось определенным локомотивом развития города. Не будет ли в процессе реконструкции утерян этот статус?


Социальный фактор никуда не уходит из поля внимания ОМК. Мы обсуждаем с правительством Пермского края обновление инфраструктуры города в параллели со строительством завода, чтобы не возник диссонанс. Представьте, человек приходит в цех с самым современным уровнем производства, выходит с предприятия, — а тут ни дорог, ни детских площадок. Правительство с нами солидарно и готово помочь в финансировании социальной сферы. Естественно, все это — дополнение к уже существующему социальному значению завода. Для жителей Чусового очень важно понимать, что мы думаем о решении социальных задач региона как об одном из основных факторов устойчивой работы трубно-сталеплавильного комплекса.


Общественный диалог.


Среди горожан бытуют пессимистичные мнения по поводу грядущих изменений, они выплескиваются, в том числе и в Интернет. Как переубеждать будете?


У нас на Урале народ смелый и прямолинейный: имеет свое мнение, его отстаивает и может сказать тебе прямо в глаза, что думает. Полярные точки зрения — это нормально. Критика — тоже стимул к развитию. Еще раз повторю: пока чусовляне не увидят своими глазами изменения, будет трудно в чем-либо людей убедить. Начнем строить, начнем об этом писать, публиковать фотографии не только демонтажа, но и строительства, активно показывать это все в Интернете, — и все изменится.


Куда могут обращаться горожане, чтобы получить компетентные ответы на свои вопросы?


Самое простое — позвонить или написать в газету «Чусовской металлург». Редакция тут же адресует вопрос мне, управляющему директору ЧМЗ, либо директору филиала «Трубодетали», который руководит реализацией проекта ТСК. Тогда ответ можно получить публично и из первых уст. Наша позиция — работать открыто. Мы приглашаем журналистов и блогеров, в том числе из Перми и Москвы, на стройплощадку, устраиваем пресс-конференции, публикуем подробную информацию о том, что происходит на предприятии, на стройке. На сайте завода и компании есть онлайн-видеотрансляция с ЧМЗ — можно в режиме реального времени следить за изменениями на производственной площадке. Будет работать отдельный интернет-сайт о проекте.


Также я провожу встречи с населением как депутат законодательного собрания Пермского края. У нас есть горячая линия, горожане могут обратиться с любым вопросом. Мы сотрудничаем с местными и региональными властями, профессиональными союзами. Как раз недавно у нас в городе проходил выездной пленум обкома профсоюзов, на котором рассматривались вопросы реконструкции завода, высвобождения, переобучения персонала, предоставления рабочих мест. Вся информация об этом тоже оперативно появилась в прессе.


Город переживает нелегкое время. Но если бы мы не начали движение вперед, то перспектив у Чусового просто бы не было. Сейчас у нас есть реальный шанс самим построить свое будущее: поднять производство и социальную сферу на новый, современный уровень, сделать так, чтобы город и предприятие стали ориентиром для других моногородов. Мы — свидетели исторического момента: у завода долгая история, но, сохраняя накопленный нами опыт и традиции, мы уверенно шагнули в будущее.

Роман ЛИПКИН


Источник: журнал «Промышленность и общество»